Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Сальникова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2012 года дело по апелляционным жалобам представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. и представителя Управления Росреестра по Омской области К. на решение Центрального районного суда города Омска от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области изменить сведения о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, общей площадью кв. м, принадлежащего С., местоположение: город Омск, разрешенное использование: для производственных целей, на удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м - рублей 20 копеек, кадастровую стоимость земельного участка рублей 40 копеек период за 2010 год."
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области и внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование своих требований он указал, что в период с 26.04.2010 г. по 09.07.2010 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: г. Омск. Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. составляла руб., удельный показатель кадастровой стоимости - руб. На основании этих сведений ему был начислен земельный налог в размере руб. Указанная кадастровая стоимость является завышенной, не соответствует рыночной стоимости и рассчитана с ошибкой. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей. Он не подпадает ни под одну из категорий, указанных в п. 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, поэтому расчет кадастровой стоимости земельного участка не мог быть произведен в соответствии с этим Приказом. В 2011 году кадастровая стоимость этого земельного участка уменьшена согласно приказа Минимущества Омской области в несколько раз. Просил возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность по изменению сведений за 2010 г. о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м руб., кадастровую стоимость земельного участка руб.
С. в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Его представитель С.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Омской области К. в судебном заседании с требованиями не согласился, указал, что перерасчет кадастровой стоимости земельного участка С. был осуществлен 23.05.2008 г. в связи с изменением площади данного земельного участка при упорядочении его границы и в связи с изменением (уточнением) его вида разрешенного использования. Перерасчет был произведен в соответствии с абзацами 3, 4 п. 1.2 утвержденных Минэкономразвития Методических указаний. Доказательств завышения кадастровой стоимости земельного участка не представлено.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном отзыве указала, что в соответствии с законодательством сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, который не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти. Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 03.01.2007 г. Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 г. На сегодняшний день оспариваемая истцом кадастровая стоимость исключена из государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка сейчас составляет руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 714,20 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие установленным обстоятельствам вывода о том, что на 2010 г. кадастровая стоимость принадлежавшего заявителю земельного участка не была надлежащим образом установлена и что этим нарушены его права; указывает на отсутствие законных оснований для установления на 2010 год кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в 2012 году.
Представитель Управления Росреестра по Омской области К. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие у Управления полномочий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, а также на необоснованность вывода суда о незаконности внесенных в 2010 году сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В возражениях на апелляционные жалобы С. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на обоснованность вывода суда относительно кадастровой стоимости земельного участка за период 2010 г.; прикладывает к возражениям и просит учесть в качестве доказательства экспертное мнение ООО "Профэкс" о его рыночной стоимости.
С. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, об отложении дела не просил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" Д. и Управления Росреестра по Омской области К., поддержавших апелляционные жалобы, представителя С. - С.Е., полагавшего жалобы необоснованными, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права. Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что С. в период с 26.04.2010 г. по 09.07.2010 г. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером (номер равнозначен кадастровому номеру) с разрешенным использованием для производственных целей, расположенный по адресу: г. Омск, площадью кв. м. В государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка на 2010 год, равной рубля 49 копеек. На основании таких сведений налоговым органом был исчислен подлежащий уплате С. земельный налог за 2010 год в сумму руб. 06 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежавшего заявителю, были внесены на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, а были утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов. Установление кадастровой стоимости на основании усредненных удельных показателей в отношении данного земельного участка, по мнению суда первой инстанции, являлось недопустимым, поскольку он не был вновь образованным, его площадь и разрешенный вид пользования не изменялись, и он не переводился из одной категории земель в другую. В связи с этим суд посчитал не соответствующими закону действия по внесению в государственный кадастр недвижимости указанных заявителем сведений о кадастровой стоимости земельного участка и возложил на Управление Росреестра по Омской области обязанность внести иные сведения.
При этом суд первой инстанции не учел, что отсутствие утвержденной надлежащим образом кадастровой стоимости земельного участка на 2008 год не означает автоматически, что такая стоимость не была утверждена к 01.01.2010 г., и тем более не дает оснований для применения в 2010 году кадастровой стоимости земельного участка, установленной уполномоченным органом с 01.01.2012 г.
В 2010 году Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п действовало редакции, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым была утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, в том числе, стоимость земельного участка с кадастровым номером, составлявшая руб. (N п/п 5160).
Кроме того, суд оставил без внимания доводы о том, что указанный в государственном кадастре недвижимости размер этого земельного участка изменился в мае 2008 года в связи с проведением работ по уточнению его границ. Это обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями документов кадастрового дела, из которых видно, что первоначально площадь земельного участка при постановке его на государственный кадастровый учет и утверждении кадастровой стоимости Правительством Омской области в 2008 году составляла кв. м, а при проведении работ по уточнению его границ по заявлению правообладателя участка площадь определена равной кв. м (л.д. 29, 39 - 42).
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222 во исполнение пунктов 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, в том числе, и изменения площади земельного участка.
С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии оснований для расчета кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка на 2010 год в соответствии с приведенными выше Методическими указаниями судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылки представителей Управления Росреестра по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" на изменение вида разрешенного пользования земельным участком не могут быть признаны обоснованными, поскольку, как видно из материалов межевого дела, фактически вид разрешенного пользования участка (для производственных целей) не изменялся. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.11.2010 г. N 5650-р (л.д. 56 - 58) было только приведено в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п наименование этого вида разрешенного пользования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). Однако, в данном случае это не лишало органы кадастрового учета права на перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, так как для совершения указанных действий имелись иные основания: изменение его площади в результате уточнения границ.
При расчете новой кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета исходил из удельного показателя кадастровой стоимости земли руб., которая соответствует утвержденной на 2010 год уполномоченным органом кадастровой стоимости руб. при его площади кв. м. Исчисление новой кадастровой стоимости пропорционально изменившейся площади земельного участка (руб. * кв. м) произведено в соответствии с правилами, изложенными в п. 2.2 Методических указаний, согласно которых в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Ссылки заявителя на несоответствие кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка его рыночной стоимости судебная коллегия считает необоснованными, так как по смыслу ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей на 01.01.2010 г., два указанных вида стоимости земельного участка являлись самостоятельными и могли не совпадать. Изменения в часть 3 указанной статьи, согласно которых в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, были внесены Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступили в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 г. и не могли применяться к правоотношениям, связанным с установлением кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2010 г. Кроме того, ни на тот момент, ни на дату разрешения заявления судом первой инстанции рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности не была установлена. Приложенное С. к возражениям на апелляционную жалобу экспертное мнение ООО "Профэкс" о рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством, поскольку такая стоимость определена уже после вынесения решения суда и не может влиять на оценку правильности учтенной в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ жалоба на действия и решения государственных органов может быть удовлетворена при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону таких действий и решений и нарушения прав и законных интересов заявителя. В данном случае действия Управления Росреестра по Омской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по внесению сведений о кадастровой стоимости принадлежавшего С. земельного участка в 2010 году не противоречили закону, так как были совершены уполномоченным органом в соответствии с порядком, установленным законодательством. Уменьшение с 01.01.2012 г. кадастровой стоимости этого земельного участка, произведенное вследствие утверждения новых результатов кадастровой оценки земель, не свидетельствует о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя были нарушены тем, что на период 2010 года кадастровая стоимость была указана в более высоком размере.
В связи с изложенным предусмотренных законом оснований для удовлетворения жалобы не имелось. Постановленное при таких обстоятельствах судом первой инстанции решение об удовлетворении жалобы не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 12 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать С. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области и внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5830/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N 33-5830/2012
Председательствующий: Сальникова Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2012 года дело по апелляционным жалобам представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. и представителя Управления Росреестра по Омской области К. на решение Центрального районного суда города Омска от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области изменить сведения о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, общей площадью кв. м, принадлежащего С., местоположение: город Омск, разрешенное использование: для производственных целей, на удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м - рублей 20 копеек, кадастровую стоимость земельного участка рублей 40 копеек период за 2010 год."
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области и внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование своих требований он указал, что в период с 26.04.2010 г. по 09.07.2010 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: г. Омск. Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. составляла руб., удельный показатель кадастровой стоимости - руб. На основании этих сведений ему был начислен земельный налог в размере руб. Указанная кадастровая стоимость является завышенной, не соответствует рыночной стоимости и рассчитана с ошибкой. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей. Он не подпадает ни под одну из категорий, указанных в п. 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, поэтому расчет кадастровой стоимости земельного участка не мог быть произведен в соответствии с этим Приказом. В 2011 году кадастровая стоимость этого земельного участка уменьшена согласно приказа Минимущества Омской области в несколько раз. Просил возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность по изменению сведений за 2010 г. о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м руб., кадастровую стоимость земельного участка руб.
С. в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Его представитель С.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Омской области К. в судебном заседании с требованиями не согласился, указал, что перерасчет кадастровой стоимости земельного участка С. был осуществлен 23.05.2008 г. в связи с изменением площади данного земельного участка при упорядочении его границы и в связи с изменением (уточнением) его вида разрешенного использования. Перерасчет был произведен в соответствии с абзацами 3, 4 п. 1.2 утвержденных Минэкономразвития Методических указаний. Доказательств завышения кадастровой стоимости земельного участка не представлено.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном отзыве указала, что в соответствии с законодательством сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, который не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти. Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 03.01.2007 г. Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 г. На сегодняшний день оспариваемая истцом кадастровая стоимость исключена из государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка сейчас составляет руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 714,20 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие установленным обстоятельствам вывода о том, что на 2010 г. кадастровая стоимость принадлежавшего заявителю земельного участка не была надлежащим образом установлена и что этим нарушены его права; указывает на отсутствие законных оснований для установления на 2010 год кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в 2012 году.
Представитель Управления Росреестра по Омской области К. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие у Управления полномочий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, а также на необоснованность вывода суда о незаконности внесенных в 2010 году сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В возражениях на апелляционные жалобы С. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на обоснованность вывода суда относительно кадастровой стоимости земельного участка за период 2010 г.; прикладывает к возражениям и просит учесть в качестве доказательства экспертное мнение ООО "Профэкс" о его рыночной стоимости.
С. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, об отложении дела не просил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" Д. и Управления Росреестра по Омской области К., поддержавших апелляционные жалобы, представителя С. - С.Е., полагавшего жалобы необоснованными, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права. Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что С. в период с 26.04.2010 г. по 09.07.2010 г. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером (номер равнозначен кадастровому номеру) с разрешенным использованием для производственных целей, расположенный по адресу: г. Омск, площадью кв. м. В государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка на 2010 год, равной рубля 49 копеек. На основании таких сведений налоговым органом был исчислен подлежащий уплате С. земельный налог за 2010 год в сумму руб. 06 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежавшего заявителю, были внесены на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, а были утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов. Установление кадастровой стоимости на основании усредненных удельных показателей в отношении данного земельного участка, по мнению суда первой инстанции, являлось недопустимым, поскольку он не был вновь образованным, его площадь и разрешенный вид пользования не изменялись, и он не переводился из одной категории земель в другую. В связи с этим суд посчитал не соответствующими закону действия по внесению в государственный кадастр недвижимости указанных заявителем сведений о кадастровой стоимости земельного участка и возложил на Управление Росреестра по Омской области обязанность внести иные сведения.
При этом суд первой инстанции не учел, что отсутствие утвержденной надлежащим образом кадастровой стоимости земельного участка на 2008 год не означает автоматически, что такая стоимость не была утверждена к 01.01.2010 г., и тем более не дает оснований для применения в 2010 году кадастровой стоимости земельного участка, установленной уполномоченным органом с 01.01.2012 г.
В 2010 году Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п действовало редакции, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым была утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, в том числе, стоимость земельного участка с кадастровым номером, составлявшая руб. (N п/п 5160).
Кроме того, суд оставил без внимания доводы о том, что указанный в государственном кадастре недвижимости размер этого земельного участка изменился в мае 2008 года в связи с проведением работ по уточнению его границ. Это обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями документов кадастрового дела, из которых видно, что первоначально площадь земельного участка при постановке его на государственный кадастровый учет и утверждении кадастровой стоимости Правительством Омской области в 2008 году составляла кв. м, а при проведении работ по уточнению его границ по заявлению правообладателя участка площадь определена равной кв. м (л.д. 29, 39 - 42).
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222 во исполнение пунктов 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, в том числе, и изменения площади земельного участка.
С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии оснований для расчета кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка на 2010 год в соответствии с приведенными выше Методическими указаниями судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылки представителей Управления Росреестра по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" на изменение вида разрешенного пользования земельным участком не могут быть признаны обоснованными, поскольку, как видно из материалов межевого дела, фактически вид разрешенного пользования участка (для производственных целей) не изменялся. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.11.2010 г. N 5650-р (л.д. 56 - 58) было только приведено в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-п наименование этого вида разрешенного пользования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). Однако, в данном случае это не лишало органы кадастрового учета права на перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, так как для совершения указанных действий имелись иные основания: изменение его площади в результате уточнения границ.
При расчете новой кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета исходил из удельного показателя кадастровой стоимости земли руб., которая соответствует утвержденной на 2010 год уполномоченным органом кадастровой стоимости руб. при его площади кв. м. Исчисление новой кадастровой стоимости пропорционально изменившейся площади земельного участка (руб. * кв. м) произведено в соответствии с правилами, изложенными в п. 2.2 Методических указаний, согласно которых в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Ссылки заявителя на несоответствие кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка его рыночной стоимости судебная коллегия считает необоснованными, так как по смыслу ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей на 01.01.2010 г., два указанных вида стоимости земельного участка являлись самостоятельными и могли не совпадать. Изменения в часть 3 указанной статьи, согласно которых в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, были внесены Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступили в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 г. и не могли применяться к правоотношениям, связанным с установлением кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2010 г. Кроме того, ни на тот момент, ни на дату разрешения заявления судом первой инстанции рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности не была установлена. Приложенное С. к возражениям на апелляционную жалобу экспертное мнение ООО "Профэкс" о рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством, поскольку такая стоимость определена уже после вынесения решения суда и не может влиять на оценку правильности учтенной в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ жалоба на действия и решения государственных органов может быть удовлетворена при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону таких действий и решений и нарушения прав и законных интересов заявителя. В данном случае действия Управления Росреестра по Омской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по внесению сведений о кадастровой стоимости принадлежавшего С. земельного участка в 2010 году не противоречили закону, так как были совершены уполномоченным органом в соответствии с порядком, установленным законодательством. Уменьшение с 01.01.2012 г. кадастровой стоимости этого земельного участка, произведенное вследствие утверждения новых результатов кадастровой оценки земель, не свидетельствует о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя были нарушены тем, что на период 2010 года кадастровая стоимость была указана в более высоком размере.
В связи с изложенным предусмотренных законом оснований для удовлетворения жалобы не имелось. Постановленное при таких обстоятельствах судом первой инстанции решение об удовлетворении жалобы не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 12 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать С. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области и внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)