Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 06 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство" апелляционное производство N 05АП-10138/2012
на решение от 04.10.2012 года
судьи Е.Н. Номоконовой
по делу N А51-9861/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6516007610, ОГРН 1066509001283)
об оспаривании предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО (ИНН 2536066913, ОГРН 1022502287378) от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787
при участии:
- от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО: Рыбьянов Г.А., представитель по доверенности от 28.12.2011 N 29, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 172;
- открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство" не явилось
установил:
Открытое акционерное общество "ЖКХ" (далее по тексту - заявитель, ОАО "ЖКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ДФО, ответчик) о признании незаконным предписания от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 и его отмене.
Решением суда от 04.10.2012 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.10.2012, ОАО "ЖКХ" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Оспариваемое по настоящему делу предписание от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 заявитель апелляционной жалобы считает незаконным и невыполнимым. Общество полагает, что не является эмитентом согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", так как не выпускало ценных бумаг и не несет от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг и осуществлению прав, закрепленных ими. Также указывает на то, что ОАО "ЖКХ" выпуск бездокументарных ценных бумаг не производило, акции между акционерами распределялись формально. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица запись о внесении в единый государственный реестр юридических лиц о создании ОАО "ЖКХ" внесена 14.02.2006, в связи с чем у РО ФСФР России в ДФО отсутствовали основания для вынесения в 2012 году предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, имевшим место в 2006 году. Помимо вышеизложенного, заявитель указывает на то, что оспариваемое предписание направлено РО ФСФР России в ДФО по ненадлежащему адресу общества.
В судебное заседание апелляционной инстанции ОАО "ЖКХ" своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие его представителя.
Представитель РО ФСФР России в ДФО в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, просит суд в удовлетворении заявления ОАО "ЖКХ" отказать.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В ходе осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам, РО ФСФР России в ДФО выявлено нарушение обществом статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, выразившееся в непредставлении в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
С целью устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации выпуска акций, РО ФСФР России в ДФО в адрес ОАО "ЖКХ" направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180, в соответствии с которым ОАО "ЖКХ" надлежало в тридцатидневный срок со дня получения предписания представить в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплект документов для государственной регистрации выпуска акций.
Согласно почтовому уведомлению о вручении корреспонденции N 69009142216235, предписание РО ФСФР России в ДФО от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180 получено ОАО "ЖКХ" 05.09.2011. В установленный срок общество не устранило выявленное нарушение законодательства и не исполнило предписание РО ФСФР России в ДФО от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, РО ФСФР России в ДФО 08.11.2011 составлен в отношении ОАО "ЖКХ" протокол N 20-11-105/пр-ап об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении РО ФСФР России в ДФО 22.11.2011 вынесено постановление N 20-11-105/пн, которым ОАО "ЖКХ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 500000 рублей.
10.04.2012 в ходе осуществления контроля за соблюдением требований статей 42, 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктов 2.1.1, 2.1.7. Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в ДФО, утвержденного Приказом ФСФР России от 12.03.2010 N 10-47/пз, РО ФСФР России в ДФО в отношении заявителя вынесено повторное предписание об устранении законодательства Российской Федерации от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787, которое направлено обществу по адресу: Сахалинская область, Томаринский район, г. Томари, ул. Ломоносова, 9, и получено обществом 16.04.2012.
Не согласившись с предписанием от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя РО ФСФР России в ДФО, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198, пункту 4 статьи 200, пункту 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту - Закон о рынке ценных бумаг), Положением о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО ответчик осуществляет контроль за соблюдением, в том числе, эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и в соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" РО ФСФР России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения.
Статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее по тексту - "Закон N 46-ФЗ") установлено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Оспариваемое обществом по настоящему делу предписание от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 вынесено по факту нарушения обществом статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, (далее по тексту - Стандарты эмиссии), выразившегося в непредставлении в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона о рынке ценных бумаг, пункта 3.2 Стандартов эмиссии, акционерное общество, в том числе при его учреждении, должно осуществить государственную регистрацию выпуска акций, в соответствии с процедурой и порядком предусмотренным Законом о рынке ценных бумаг и Стандартами эмиссии.
Согласно статье 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии, установлено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Из материалов дела коллегией установлено и заявителем не опровергнуто, что при выполнении функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков РО ФСФР России в ДФО выявлено, что в нарушение статей 19, 20 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии, заявителем не представлен в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
По факту выявленного нарушения РО ФСФР России в ДФО было вынесено первое предписание от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180 (получено ОАО "ЖКХ" 05.09.2011), которое в установленный срок обществом не исполнено, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и выдачи обществу повторного предписания от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787. В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оно не является эмитентом согласно Закону о рынке ценных бумаг, так как выпуск бездокументарных ценных бумаг не производило, акции между акционерами распределялись формально, коллегией не принимается как не соответствующий положениям Закона о рынке ценных бумаг и фактическим обстоятельствам дела.
Так, открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1066509001283.
Организационно-правовая форма заявителя - открытое акционерное общество. В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
В силу статьи 2 Закона о рынке ценных бумаг акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Таким образом, акция является эмиссионной ценной бумагой.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей, следовательно, размещение акций осуществляется путем их распределения между учредителями акционерного общества в процессе учреждения акционерного общества с целью формирования его уставного капитала.
Соответственно, размещение акций является эмиссией ценных бумаг.
В соответствии со статьей 2 Закона о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг - это установленная названным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Статьей 19 Закона о рынке ценных бумаг определен порядок эмиссии ценных бумаг, в соответствии с которым единая процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает в себя в том числе: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг эмитентом является юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Общество, с учетом положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Закона о рынке ценных бумаг, является эмитентом и обязано соблюдать установленную законом процедуру эмиссии ценных бумаг, включая требование о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
Запись о государственной регистрации юридического лица при создании - общества в соответствии со сведениями, содержащимися выписке из ЕГРЮЛ, внесена 14.02.2006.
В соответствии с пунктом 3.1 Стандартов эмиссии размещение акций осуществляется на основании договора об учреждении акционерного общества. При этом распределение акций среди учредителей осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества, до государственной регистрации их выпуска.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в момент учреждения ОАО "ЖКХ" все акции общества были распределены между учредителями.
При этом требования законодательства о ценных бумагах, и в частности положения статей 19, 20 Закона о рынке ценных бумаг, пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии относительно государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг являются обязательными и подлежали выполнению обществом как эмитентом в силу закона. В связи с этим РО ФСФР России в ДФО правомерно выдано ОАО "ЖКХ" повторное предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 10.04.2012 N 20-12-МА-03/1787.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для вынесения в 2012 году предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, имевшим место в 2006 году, коллегией не принимается как не имеющий значения, поскольку соответствующих пресекательных сроков для вынесения в данном случае ответчиком предписания законом не предусмотрено.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемое предписание направлено РО ФСФР России в ДФО по ненадлежащему адресу общества, коллегией проверена и не нашла подтверждения материалами дела.
С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная ОАО "ЖКХ" при подаче апелляционной жалобы по квитанции от 23.08.2012 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2012 года по делу N А51-9861/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Жилищно-коммунальное хозяйство" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 23.08.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2012 N 05АП-10138/2012 ПО ДЕЛУ N А51-9861/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2012 г. N 05АП-10138/2012
Дело N А51-9861/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 06 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство" апелляционное производство N 05АП-10138/2012
на решение от 04.10.2012 года
судьи Е.Н. Номоконовой
по делу N А51-9861/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6516007610, ОГРН 1066509001283)
об оспаривании предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО (ИНН 2536066913, ОГРН 1022502287378) от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787
при участии:
- от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО: Рыбьянов Г.А., представитель по доверенности от 28.12.2011 N 29, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 172;
- открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство" не явилось
установил:
Открытое акционерное общество "ЖКХ" (далее по тексту - заявитель, ОАО "ЖКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ДФО, ответчик) о признании незаконным предписания от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 и его отмене.
Решением суда от 04.10.2012 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.10.2012, ОАО "ЖКХ" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Оспариваемое по настоящему делу предписание от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 заявитель апелляционной жалобы считает незаконным и невыполнимым. Общество полагает, что не является эмитентом согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", так как не выпускало ценных бумаг и не несет от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг и осуществлению прав, закрепленных ими. Также указывает на то, что ОАО "ЖКХ" выпуск бездокументарных ценных бумаг не производило, акции между акционерами распределялись формально. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица запись о внесении в единый государственный реестр юридических лиц о создании ОАО "ЖКХ" внесена 14.02.2006, в связи с чем у РО ФСФР России в ДФО отсутствовали основания для вынесения в 2012 году предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, имевшим место в 2006 году. Помимо вышеизложенного, заявитель указывает на то, что оспариваемое предписание направлено РО ФСФР России в ДФО по ненадлежащему адресу общества.
В судебное заседание апелляционной инстанции ОАО "ЖКХ" своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие его представителя.
Представитель РО ФСФР России в ДФО в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, просит суд в удовлетворении заявления ОАО "ЖКХ" отказать.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В ходе осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам, РО ФСФР России в ДФО выявлено нарушение обществом статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, выразившееся в непредставлении в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
С целью устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации выпуска акций, РО ФСФР России в ДФО в адрес ОАО "ЖКХ" направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180, в соответствии с которым ОАО "ЖКХ" надлежало в тридцатидневный срок со дня получения предписания представить в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплект документов для государственной регистрации выпуска акций.
Согласно почтовому уведомлению о вручении корреспонденции N 69009142216235, предписание РО ФСФР России в ДФО от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180 получено ОАО "ЖКХ" 05.09.2011. В установленный срок общество не устранило выявленное нарушение законодательства и не исполнило предписание РО ФСФР России в ДФО от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, РО ФСФР России в ДФО 08.11.2011 составлен в отношении ОАО "ЖКХ" протокол N 20-11-105/пр-ап об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении РО ФСФР России в ДФО 22.11.2011 вынесено постановление N 20-11-105/пн, которым ОАО "ЖКХ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 500000 рублей.
10.04.2012 в ходе осуществления контроля за соблюдением требований статей 42, 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктов 2.1.1, 2.1.7. Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в ДФО, утвержденного Приказом ФСФР России от 12.03.2010 N 10-47/пз, РО ФСФР России в ДФО в отношении заявителя вынесено повторное предписание об устранении законодательства Российской Федерации от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787, которое направлено обществу по адресу: Сахалинская область, Томаринский район, г. Томари, ул. Ломоносова, 9, и получено обществом 16.04.2012.
Не согласившись с предписанием от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя РО ФСФР России в ДФО, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198, пункту 4 статьи 200, пункту 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту - Закон о рынке ценных бумаг), Положением о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в ДВФО ответчик осуществляет контроль за соблюдением, в том числе, эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и в соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" РО ФСФР России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения.
Статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее по тексту - "Закон N 46-ФЗ") установлено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Оспариваемое обществом по настоящему делу предписание от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787 вынесено по факту нарушения обществом статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, (далее по тексту - Стандарты эмиссии), выразившегося в непредставлении в регистрирующий орган (РО ФСФР России в ДФО) комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона о рынке ценных бумаг, пункта 3.2 Стандартов эмиссии, акционерное общество, в том числе при его учреждении, должно осуществить государственную регистрацию выпуска акций, в соответствии с процедурой и порядком предусмотренным Законом о рынке ценных бумаг и Стандартами эмиссии.
Согласно статье 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии, установлено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Из материалов дела коллегией установлено и заявителем не опровергнуто, что при выполнении функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков РО ФСФР России в ДФО выявлено, что в нарушение статей 19, 20 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии, заявителем не представлен в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении.
По факту выявленного нарушения РО ФСФР России в ДФО было вынесено первое предписание от 30.08.2011 N 20-11-МА-03/3180 (получено ОАО "ЖКХ" 05.09.2011), которое в установленный срок обществом не исполнено, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и выдачи обществу повторного предписания от 10.04.2012 N 20-12-ЮО-03/1787. В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оно не является эмитентом согласно Закону о рынке ценных бумаг, так как выпуск бездокументарных ценных бумаг не производило, акции между акционерами распределялись формально, коллегией не принимается как не соответствующий положениям Закона о рынке ценных бумаг и фактическим обстоятельствам дела.
Так, открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1066509001283.
Организационно-правовая форма заявителя - открытое акционерное общество. В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
В силу статьи 2 Закона о рынке ценных бумаг акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Таким образом, акция является эмиссионной ценной бумагой.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей, следовательно, размещение акций осуществляется путем их распределения между учредителями акционерного общества в процессе учреждения акционерного общества с целью формирования его уставного капитала.
Соответственно, размещение акций является эмиссией ценных бумаг.
В соответствии со статьей 2 Закона о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг - это установленная названным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Статьей 19 Закона о рынке ценных бумаг определен порядок эмиссии ценных бумаг, в соответствии с которым единая процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает в себя в том числе: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг эмитентом является юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Общество, с учетом положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Закона о рынке ценных бумаг, является эмитентом и обязано соблюдать установленную законом процедуру эмиссии ценных бумаг, включая требование о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
Запись о государственной регистрации юридического лица при создании - общества в соответствии со сведениями, содержащимися выписке из ЕГРЮЛ, внесена 14.02.2006.
В соответствии с пунктом 3.1 Стандартов эмиссии размещение акций осуществляется на основании договора об учреждении акционерного общества. При этом распределение акций среди учредителей осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества, до государственной регистрации их выпуска.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в момент учреждения ОАО "ЖКХ" все акции общества были распределены между учредителями.
При этом требования законодательства о ценных бумагах, и в частности положения статей 19, 20 Закона о рынке ценных бумаг, пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии относительно государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг являются обязательными и подлежали выполнению обществом как эмитентом в силу закона. В связи с этим РО ФСФР России в ДФО правомерно выдано ОАО "ЖКХ" повторное предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 10.04.2012 N 20-12-МА-03/1787.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для вынесения в 2012 году предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, имевшим место в 2006 году, коллегией не принимается как не имеющий значения, поскольку соответствующих пресекательных сроков для вынесения в данном случае ответчиком предписания законом не предусмотрено.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемое предписание направлено РО ФСФР России в ДФО по ненадлежащему адресу общества, коллегией проверена и не нашла подтверждения материалами дела.
С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная ОАО "ЖКХ" при подаче апелляционной жалобы по квитанции от 23.08.2012 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2012 года по делу N А51-9861/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Жилищно-коммунальное хозяйство" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 23.08.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)