Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии
- от общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" - директор общества Борецкий О.А.; Кузнецов А.Н., представитель по доверенности от 25.03.2013 N 4;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю - Степанова Т.А., представитель по доверенности от 10.06.2013 N 05-25; Леденева М.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-09/76;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А51-33727/2012 Арбитражного суда Приморского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И.Андросова;
- в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Г.М.Грачев, Е.Л.Сидорович;
- по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю
о признании незаконным решения от 20.09.2012 N 34383 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
общество с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" (далее - заявитель, общество, ООО "БРЭНТ") (ОГРН 1022500576856, юридический адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. К. Маркса, 21 б) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю) (ОГРН 1042502167278, юридический адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Чичерина, 93) от 20.09.2012 N 34383.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2013 заявление удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю от 20.09.2012 N 34383 о привлечении ООО "БРЭНТ" к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 судебный акт первой инстанции отменен, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя судебный акт апелляционной инстанции, общество указало на неправильное применение второй инстанцией норм материального права, а именно пункта 1 статьи 5, статьи 391 НК РФ. По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для дополнительного начисления обществу за 2011 год земельного налога в спорной сумме, исчисленного с учетом кадастровой оценки, установленной Постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление N 437-па). В свою очередь полагает, что суд первой инстанции, осуществив толкование указанных выше норм с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О, обоснованно пришел к выводу о применении Постановления N 437-па в целях налогообложения только к правоотношениям, возникшим не ранее 01.01.2012. Считает, что суд первой инстанции, признавая решение налогового органа недействительным, также правомерно исходил из обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2012 по делу N А51-7464/2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в сумме 46 661 247 руб. Не согласился заявитель жалобы с выводом апелляционной инстанции о применении кадастровой стоимости в размере 46 661 247 руб. при расчете земельного налога только с 01.01.2013.
В судебном заседании 22.08.2013, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители ООО "БРЭНТ" заявили ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе по настоящему делу до размещения на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации мотивированного постановления от 12.04.2013 по делу N А11-5098/2010 Арбитражного суда Владимирской области. Представители налогового органа против заявленного ходатайства не возражали.
На основании статьи 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 29.08.2013 14 час. 00 мин. Представители общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали полном объеме. Представители Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "БРЭНТ" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 124 784 кв. м для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости производственно-технологического комплекса по выпуску обуви, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 12-а.
30.01.2012 общество представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год на сумму 1 648 831 руб. Размер земельного налога исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением N 437-па, в сумме 109 908 499 руб. 36 коп.
26.04.2012 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма земельного налога уменьшена на 948 709 руб. Основанием для изменения размера налогового обязательства послужило экспертное заключение, определившее рыночную стоимость земельного участка на 20.12.2010 в сумме 46 661 247 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в размере его рыночной стоимости.
По результатам проведенной Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю камеральной проверки уточненной налоговой декларации, инспекция пришла к выводу о неверном отражении налогоплательщиком кадастровой стоимости, в связи с этим решением от 20.09.2012 N 34383 налоговый орган привлек ООО "БРЭНТ" к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2011 год по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 47 436 руб. Данным решением обществу доначислены земельный налог в сумме 948 709 руб. и пени в сумме 92 727 руб.
С выводами межрайонной инспекции согласилось Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, которое решением от 12.12.2012 N 13-11/746 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа от 20.09.2012 N 34383 не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества в сфере экономической деятельности, ООО "БРЭНТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление N 437-па как нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации для целей налогообложения подлежит применению в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 5 НК РФ, то есть с 01.01.2012. В связи с этим за 2011 год земельный налог подлежал исчислению не из стоимости, утвержденной данным постановлением и указанной в Государственном кадастре недвижимости, а рыночной стоимости, определенной решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не согласился с судом первой инстанции относительно определения момента, с которого действует Постановление N 437-па для целей налогообложения, и признал выводы суда основанными на ошибочном истолковании положений статьи 5, статей 390, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Вторая инстанция указала, что данный нормативный акт в силу прямого указания статьи 390 НК РФ и статьи 66 ЗК РФ относится к земельному законодательству. И поскольку из пункта 4 Постановления N 437-па следует, что оно вступает в силу с момента официального опубликования (31.12.2010) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, апелляционный суд признал решение налогового органа правомерным. При этом апелляционная инстанция не установила оснований для применения рыночной стоимости земельного участка, определенной судебным актом. Суд указал, что поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 вступило в законную силу 24.08.2012, установленная данным актом кадастровая стоимость при расчете земельного налога подлежит применению с 01.01.2013.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах (пункты 1 и 2 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога устанавливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10).
Из материалов дела следует, что Постановлением N 437-па, опубликованным в издании "Приморская газета", спецвыпуск 31.12.2010 N 111 (502), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в размере 109 908 499 руб. 36 коп., которая учтена при определении размера земельного налога по первоначально поданной налоговой декларации за 2011 год. Пункт 4 указанного нормативного акта содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу со дня его официального опубликования и распространении его действия на отношения, возникшие с 01.01.2011.
Вместе с тем, поскольку данный акт земельного законодательства в рассматриваемом случае используется в целях налогообложения и порождает правовые последствия для лиц как налогоплательщиков, его действие во времени подлежит определению с учетом порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции, правильно применив изложенные выше нормы, обоснованно пришел к выводу о том, что Постановление N 437-па вступило в силу и подлежит применению с 01.01.2012.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 08.04.2003 N 159-О, от 03.02.2010 N 165-О-О и подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 определена рыночная стоимость земельного участка, которая составляет 46 661 247 руб.
Так как рыночная стоимость установлена в результате индивидуальной оценки земельного участка по состоянию на 30.12.2010 (на дату установления кадастровой стоимости Постановлением N 437-па), учитывая, что ее применение при исчислении земельного налога улучшает положение налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно расценил данные обстоятельства как основания для изменения размера ранее заявленного налогового обязательства общества по земельному налогу.
Отклоняя ходатайство общества о приостановлении производства по кассационной жалобе по данному делу, суд кассационной инстанции исходит из того, что в случае принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по надзорному делу N ВАС-10761 иной правовой позиции по вопросу определения даты установления рыночной стоимости, лица, участвующие в деле, при наличии указания в судебном акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на возможность пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного решения по новым обстоятельствам.
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А51-33727/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.02.2013 по указанному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Л.К.КУРГУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2013 N Ф03-4119/2013 ПО ДЕЛУ N А51-33727/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. N Ф03-4119/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии
- от общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" - директор общества Борецкий О.А.; Кузнецов А.Н., представитель по доверенности от 25.03.2013 N 4;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю - Степанова Т.А., представитель по доверенности от 10.06.2013 N 05-25; Леденева М.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-09/76;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А51-33727/2012 Арбитражного суда Приморского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И.Андросова;
- в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Г.М.Грачев, Е.Л.Сидорович;
- по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю
о признании незаконным решения от 20.09.2012 N 34383 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
общество с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" (далее - заявитель, общество, ООО "БРЭНТ") (ОГРН 1022500576856, юридический адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. К. Маркса, 21 б) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю) (ОГРН 1042502167278, юридический адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Чичерина, 93) от 20.09.2012 N 34383.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2013 заявление удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю от 20.09.2012 N 34383 о привлечении ООО "БРЭНТ" к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 судебный акт первой инстанции отменен, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Обжалуя судебный акт апелляционной инстанции, общество указало на неправильное применение второй инстанцией норм материального права, а именно пункта 1 статьи 5, статьи 391 НК РФ. По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для дополнительного начисления обществу за 2011 год земельного налога в спорной сумме, исчисленного с учетом кадастровой оценки, установленной Постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление N 437-па). В свою очередь полагает, что суд первой инстанции, осуществив толкование указанных выше норм с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О, обоснованно пришел к выводу о применении Постановления N 437-па в целях налогообложения только к правоотношениям, возникшим не ранее 01.01.2012. Считает, что суд первой инстанции, признавая решение налогового органа недействительным, также правомерно исходил из обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2012 по делу N А51-7464/2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в сумме 46 661 247 руб. Не согласился заявитель жалобы с выводом апелляционной инстанции о применении кадастровой стоимости в размере 46 661 247 руб. при расчете земельного налога только с 01.01.2013.
В судебном заседании 22.08.2013, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители ООО "БРЭНТ" заявили ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе по настоящему делу до размещения на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации мотивированного постановления от 12.04.2013 по делу N А11-5098/2010 Арбитражного суда Владимирской области. Представители налогового органа против заявленного ходатайства не возражали.
На основании статьи 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 29.08.2013 14 час. 00 мин. Представители общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали полном объеме. Представители Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "БРЭНТ" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 124 784 кв. м для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости производственно-технологического комплекса по выпуску обуви, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 12-а.
30.01.2012 общество представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год на сумму 1 648 831 руб. Размер земельного налога исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением N 437-па, в сумме 109 908 499 руб. 36 коп.
26.04.2012 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма земельного налога уменьшена на 948 709 руб. Основанием для изменения размера налогового обязательства послужило экспертное заключение, определившее рыночную стоимость земельного участка на 20.12.2010 в сумме 46 661 247 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в размере его рыночной стоимости.
По результатам проведенной Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю камеральной проверки уточненной налоговой декларации, инспекция пришла к выводу о неверном отражении налогоплательщиком кадастровой стоимости, в связи с этим решением от 20.09.2012 N 34383 налоговый орган привлек ООО "БРЭНТ" к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2011 год по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 47 436 руб. Данным решением обществу доначислены земельный налог в сумме 948 709 руб. и пени в сумме 92 727 руб.
С выводами межрайонной инспекции согласилось Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, которое решением от 12.12.2012 N 13-11/746 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа от 20.09.2012 N 34383 не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества в сфере экономической деятельности, ООО "БРЭНТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление N 437-па как нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации для целей налогообложения подлежит применению в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 5 НК РФ, то есть с 01.01.2012. В связи с этим за 2011 год земельный налог подлежал исчислению не из стоимости, утвержденной данным постановлением и указанной в Государственном кадастре недвижимости, а рыночной стоимости, определенной решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не согласился с судом первой инстанции относительно определения момента, с которого действует Постановление N 437-па для целей налогообложения, и признал выводы суда основанными на ошибочном истолковании положений статьи 5, статей 390, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Вторая инстанция указала, что данный нормативный акт в силу прямого указания статьи 390 НК РФ и статьи 66 ЗК РФ относится к земельному законодательству. И поскольку из пункта 4 Постановления N 437-па следует, что оно вступает в силу с момента официального опубликования (31.12.2010) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, апелляционный суд признал решение налогового органа правомерным. При этом апелляционная инстанция не установила оснований для применения рыночной стоимости земельного участка, определенной судебным актом. Суд указал, что поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 вступило в законную силу 24.08.2012, установленная данным актом кадастровая стоимость при расчете земельного налога подлежит применению с 01.01.2013.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах (пункты 1 и 2 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога устанавливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10).
Из материалов дела следует, что Постановлением N 437-па, опубликованным в издании "Приморская газета", спецвыпуск 31.12.2010 N 111 (502), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в размере 109 908 499 руб. 36 коп., которая учтена при определении размера земельного налога по первоначально поданной налоговой декларации за 2011 год. Пункт 4 указанного нормативного акта содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу со дня его официального опубликования и распространении его действия на отношения, возникшие с 01.01.2011.
Вместе с тем, поскольку данный акт земельного законодательства в рассматриваемом случае используется в целях налогообложения и порождает правовые последствия для лиц как налогоплательщиков, его действие во времени подлежит определению с учетом порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции, правильно применив изложенные выше нормы, обоснованно пришел к выводу о том, что Постановление N 437-па вступило в силу и подлежит применению с 01.01.2012.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 08.04.2003 N 159-О, от 03.02.2010 N 165-О-О и подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 определена рыночная стоимость земельного участка, которая составляет 46 661 247 руб.
Так как рыночная стоимость установлена в результате индивидуальной оценки земельного участка по состоянию на 30.12.2010 (на дату установления кадастровой стоимости Постановлением N 437-па), учитывая, что ее применение при исчислении земельного налога улучшает положение налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно расценил данные обстоятельства как основания для изменения размера ранее заявленного налогового обязательства общества по земельному налогу.
Отклоняя ходатайство общества о приостановлении производства по кассационной жалобе по данному делу, суд кассационной инстанции исходит из того, что в случае принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по надзорному делу N ВАС-10761 иной правовой позиции по вопросу определения даты установления рыночной стоимости, лица, участвующие в деле, при наличии указания в судебном акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на возможность пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного решения по новым обстоятельствам.
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А51-33727/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.02.2013 по указанному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Л.К.КУРГУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)