Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" Шаца Д.В. по доверенности N 3 от 05 февраля 2013 года
от ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Черненко А.М. по доверенности от 20 декабря 2012 года; Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Гуфара А.Ф. по доверенности от 28 февраля 2012 года N 50/2012-13
рассмотрев 07 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 23 июля 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Севастьяновой Н.В.
на постановление от 19 ноября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-41830/11
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" (ООО "Санино-110", ОГРН 1075050004710)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области", ОГРН 1027700485757)
о признании незаконными действий
третье лицо Администрация Ленинского муниципального района Московской области
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мисайлово" (далее - ООО "Мисайлово") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) по определению и предоставлению для целей налогообложения не соответствующей действующему законодательству Российской Федерации кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей, указанном в письменном ответе от 22 сентября 2011 года N РС-2/01-01-2308/11, об обязании Управления Росреестра по Московской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Мисайлово" путем предоставления по ранее направленному запросу от 11 марта 2011 года N 1 соответствующих законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года.
В качестве третьего лица по делу привлечена Администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация).
Протокольным определением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2012 года произведена замена заявителя ООО "Мисайлово" его правопреемником - ООО "Санино-110".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Санино-110" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Московской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Санино-110" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Администрации, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Мисайлово" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 11 марта 2011 года N 1, в котором просило предоставить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 350920 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2.
Сведения о кадастровой стоимости запрашивались по состоянию на 01 января 2009 года для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2009 год.
В ответ на указанное заявление Управление Росреестра по Московской области письмом от 22 сентября 2011 года N 2/01-01-2308/11 сообщило ООО "Мисайлово", что по сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года составляла 4241871831 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила.
Согласно пунктам 1, 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Исходя из положений Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215, деятельность по государственной оценке земель состоит из трех основополагающих стадий: проведение работ по оценке земель; утверждение результатов оценки; внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 9 Правил в государственный земельный кадастр должны вноситься результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 4 статьи 15 Закона о государственном кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что материалы кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 не содержат акта об оценке кадастровой стоимости спорного земельного участка, в рассматриваемом случае уполномоченным органом не представлено надлежащих в силу закона доказательств, подтверждающих факт государственной оценки указанного земельного участка и утверждения ее результатов, то есть не представлено доказательств правомерности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей, следовательно, на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость должна считаться не определенной.
Таким образом, поскольку доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти, не представлено, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для выдачи справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что в нарушение указанных норм, ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих правомерность действий по выдаче справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка, с учетом того обстоятельства, что не доказан факт кадастровой оценки названного земельного участка и утверждения ее результатов, поэтому выдача оспариваемой справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушает права и обязанности заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а именно исполнением заявителем своей обязанности по уплате налогов в установленном законом размере.
Следовательно, как правильно посчитали суды, восстановление нарушенных прав и обязанностей заявителя возможно путем обязания уполномоченного органа выдать справку о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 на основе результатов процедуры кадастровой оценки его стоимости и предоставление обществу соответствующих законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года по делу N А41-41830/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41830/11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А41-41830/11
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" Шаца Д.В. по доверенности N 3 от 05 февраля 2013 года
от ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Черненко А.М. по доверенности от 20 декабря 2012 года; Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Гуфара А.Ф. по доверенности от 28 февраля 2012 года N 50/2012-13
рассмотрев 07 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 23 июля 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Севастьяновой Н.В.
на постановление от 19 ноября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кручининой Н.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-41830/11
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" (ООО "Санино-110", ОГРН 1075050004710)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области", ОГРН 1027700485757)
о признании незаконными действий
третье лицо Администрация Ленинского муниципального района Московской области
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мисайлово" (далее - ООО "Мисайлово") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) по определению и предоставлению для целей налогообложения не соответствующей действующему законодательству Российской Федерации кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей, указанном в письменном ответе от 22 сентября 2011 года N РС-2/01-01-2308/11, об обязании Управления Росреестра по Московской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Мисайлово" путем предоставления по ранее направленному запросу от 11 марта 2011 года N 1 соответствующих законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года.
В качестве третьего лица по делу привлечена Администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация).
Протокольным определением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2012 года произведена замена заявителя ООО "Мисайлово" его правопреемником - ООО "Санино-110".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Санино-110" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Московской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Санино-110" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Администрации, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Мисайлово" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 11 марта 2011 года N 1, в котором просило предоставить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 350920 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2.
Сведения о кадастровой стоимости запрашивались по состоянию на 01 января 2009 года для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2009 год.
В ответ на указанное заявление Управление Росреестра по Московской области письмом от 22 сентября 2011 года N 2/01-01-2308/11 сообщило ООО "Мисайлово", что по сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года составляла 4241871831 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила.
Согласно пунктам 1, 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Исходя из положений Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215, деятельность по государственной оценке земель состоит из трех основополагающих стадий: проведение работ по оценке земель; утверждение результатов оценки; внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 9 Правил в государственный земельный кадастр должны вноситься результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 4 статьи 15 Закона о государственном кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что материалы кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 не содержат акта об оценке кадастровой стоимости спорного земельного участка, в рассматриваемом случае уполномоченным органом не представлено надлежащих в силу закона доказательств, подтверждающих факт государственной оценки указанного земельного участка и утверждения ее результатов, то есть не представлено доказательств правомерности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей, следовательно, на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость должна считаться не определенной.
Таким образом, поскольку доказательств проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти, не представлено, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для выдачи справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 в размере 4241871831 рублей.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что в нарушение указанных норм, ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих правомерность действий по выдаче справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка, с учетом того обстоятельства, что не доказан факт кадастровой оценки названного земельного участка и утверждения ее результатов, поэтому выдача оспариваемой справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушает права и обязанности заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а именно исполнением заявителем своей обязанности по уплате налогов в установленном законом размере.
Следовательно, как правильно посчитали суды, восстановление нарушенных прав и обязанностей заявителя возможно путем обязания уполномоченного органа выдать справку о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 на основе результатов процедуры кадастровой оценки его стоимости и предоставление обществу соответствующих законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:201 по состоянию на 01 января 2009 года.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года по делу N А41-41830/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)