Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-35569/13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А41-35569/13


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Аламар": Николко В.И. по доверенности от 22.07.13;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области: Сафонова А.В. по доверенности N 03-11/0015 от 11.01.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2013 года по делу N А41-35569/13, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аламар" о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Аламар" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными в части пунктов 2 и 3 принятых Инспекцией Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Красногорску Московской области решений от 06.02.13 N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 об отказе в привлечении ООО "Аламар" к ответственности за совершение налогового правонарушения; признании недействительными принятых Управлением Федеральной налоговой службы России (УФНС) по Московской области решений от 28.03.13 N 07-12/16936, 07-12/16969, 07-12/16934, 07-12/16938 и 07-12/16935 по апелляционным жалобам ООО "Аламар" на решения ИФНС по г. Красногорску Московской области от 06.02.13 N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 4 - 9).
Заявление подано на основании статей 198 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "Аламар" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило исключить УФНС по Московской области из состава участвующих в деле лиц, признать недействительными в части пунктов 2 и 3 принятых ИФНС по г. Красногорску Московской области решений от 06.02.13 N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 об отказе в привлечении ООО "Аламар" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2013 года решения ИФНС по г. Красногорску Московской области от 06.02.13 N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 об отказе в привлечении ООО "Аламар" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2 и 3 были признаны недействительными (т. 2, л.д. 34 - 37).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИФНС по г. Красногорску Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на правомерность определения земельного налога (т. 2, л.д. 39 - 41).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ИФНС по г. Красногорску Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО "Аламар" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Аламар" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0035, общей площадью 375 850 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Александровка, вид разрешенного использования: для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 963 871 084 рубля;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0036, общей площадью 496 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Александровка, вид разрешенного использования: для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 1 271 996 960 рублей;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0037, общей площадью 43 330 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Александровка, вид разрешенного использования: для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 111 120 218 рублей;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0038, общей площадью 142 220 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Александровка, вид разрешенного использования: для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью 364 724 612 рублей.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была определена по состоянию на 01.01.10 и утверждена распоряжением Минэкологии Московской области N 236-РМ от 25.11.11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (часть/раздел 44) Приложения N 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10", (строки 5822, 5823, 5824 и 5825), которое было опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.11.
В связи с изменением вышеуказанным Распоряжением кадастровой стоимости земельных участков ООО "Аламар" были поданы уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1 - 4 кварталы 2010 - 2011 гг.
На основании уточненных налоговых деклараций ИФНС по г. Красногорску Московской области была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой ООО "Аламар" был доначислен земельный налог за каждый налоговый период в 2010 году в сумме 1 689 075 рублей и за 2011 год в сумме 3 767 179 рублей.
06.02.13 ИФНС по г. Красногорску Московской области были вынесены решения N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Аламар" был доначислен земельный налог в вышеуказанном размере.
Решениями УФНС по Московской области от 28.03.13 N 07-12/16936, 07-12/16969, 07-12/16934, 07-12/16938 и 07-12/16935 по апелляционным жалобам ООО "Аламар" решения ИФНС по г. Красногорску Московской области от 06.02.13 N 4643, 4644, 4645, 4646 и 4647 были оставлены в силе и утверждены.
Полагая доначисление земельного налога незаконным, ООО "Аламар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оценка стоимости земельных участков должна проводиться компетентным органом.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд, ООО "Аламар" указало, что ИФНС по г. Красногорску Московской области неправомерно доначислила земельный налог за 2010 - 2011 гг. в связи применением кадастровой стоимости, установленной неуполномоченным органом.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
Названным Распоряжением для земельных участков ООО "Аламар" была утверждена следующая кадастровая стоимость:
- - 963 871 083 рубля 50 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050406:0035;
- - 1 271 996 960 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050406:0036;
- - 111 120 218 рублей 30 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050406:0037;
- - 364 724 612 рублей 20 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050406:0038 (т. 1, л.д. 74 - 75).
На основании указанных данных, в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Аламар" был рассчитан земельный налог на 2010 - 2011 гг. и поданы уточненные налоговые декларации (т. 1, л.д. 85 - 90, 95 - 106, 109 - 114, 117 - 122, 125 - 130, 135 - 146, 151 - 162).
При этом налогоплательщик руководствовался положениями пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценка земельных участков ООО "Аламар" проведенная по состоянию на 01.01.10 впоследствии не пересматривалась, не оспаривалась и включена кадастр.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что экономически обоснованная стоимость принадлежащих налогоплательщику земельных участков на 01.01.10 была определена компетентным государственным органом и впоследствии внесена в кадастр.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Аламар" налоговая база по земельному налогу за 2010 - 2011 гг. правомерно была определена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.10, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", как уполномоченного органа на утверждение результатов кадастровой оценки земель.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области N 50:11-1187 от 12.10.12 и N 50:11-1496 от 18.12.12, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0035 составляет 3 365 379 692 рубля 50 копеек;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0036 составляет 4 441 208 800 рублей;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0037 составляет 387 978 986 рублей 50 копеек;
- - с кадастровым номером 50:11:0050406:0038 составляет 1 273 444 991 рубль, признается апелляционным судом несостоятельной (т. 2, л.д. 28 - 30).
Обосновывая доначисление земельного налога ООО "Аламар" ИФНС по г. Красногорску Московской области ссылается на то, что спорный налоговый период составляет 2010 - 2011 гг., то есть значение земельного налога определяется на 01.01.10 и 01.01.11 соответственно.
При этом результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.10, использованные ООО "Аламар" при исчислении налога были утверждены Распоряжением Минэкологии Московской области N 236-РМ от 25.11.11 и опубликованы в газете "Ежедневные Новости Подмосковье" N 222 от 30.11.11, то есть после даты формирования налоговой базы, из содержания Распоряжения не усматривается, что оно распространяется на предшествующие налоговые периоды; указанная дата - 01.01.10 является датой, по состоянию на которую проводилась оценка, а не датой вступления в силу названного Распоряжения, в связи с чем, по мнению налогового органа, результаты кадастровой оценки по состоянию на 01.01.10 не могут быть приняты во внимание.
Между тем, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков ООО "Аламар" по состоянию на 01.01.10, которая существенно уменьшилась, что улучшило положение общества, как налогоплательщика.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.10 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу пункта 5 названной статьи Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, по состоянию на 01.01.10 кадастровая стоимость земельных участков ООО "Аламар" для целей обложения земельным налогом подлежала определению в более низком размере по сравнению с тем, который был установлен предыдущим нормативным актом. В вышеназванном Распоряжении было четко установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области утверждаются по состоянию на 01.01.10.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решения ИФНС по г. Красногорску Московской области об отказе в привлечении ООО "Аламар" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога недействительными в связи с несоответствием их положениям действующего законодательства.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 21 октября 2013 года по делу N А41-7641/13.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и опровергали бы выводы обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2013 года по делу N А41-35569/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)