Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Приватизация земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Суспициной Л.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2013 по делу N А07-21218/2012 (судья Архиереев Н.В.).
Индивидуальный предприниматель Салихов Мидхат Абдлахатович (далее - ИП Салихов М.А., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация. Ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:204 площадью 2934 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная 17/4, по цене равной 363 557 руб. 81 коп.
Решением суда от 01.03.2013 (резолютивная часть от 22.02.2013) заявленные требования удовлетворены (л.д. 56-61).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом неполно определены обстоятельства, имеющие значение для дела в части момента приобретения Салиховым М.А. статуса индивидуального предпринимателя - до его обращения в Администрацию за приватизацией земельного участка или после.
Также полагает, что судом не была установлена подлежащая применению ставка земельного налога и не учтено, что истец обратился за выкупом земельного участка после 01.01.2012, ввиду чего выкупная цена подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником нежилого строения - производственного здания площадью 202 кв. м инв. N 342845 литера А с кадастровым номером 02-04-01/071/2005-387, расположенного по адресу г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная 17/4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АБ 387848 от 15.04.2008 (л.д. 6, 34).
Постановлением Администрации N 2295 от 05.06.2012 истцу на основании его обращения предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:204 площадью 2934 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу ул. Юбилейная 17/4 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, занимаемый производственным зданием, в собственность (за плату) (л.д. 7).
В целях приобретения вышеуказанного земельного участка истец обратился в адрес ответчика с письмом от 24.09.2012 с просьбой направить в его адрес договор купли-продажи земельного участка (л.д. 21).
12.10.2012 предприниматель обратился в Администрацию с письмом о заключении договора купли-продажи земельного участка, с направлением его проекта с указанием выкупной цены в размере 363 557 руб. 81 коп., рассчитанной в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 25, 26)
Сообщением N 26828 от 15.11.2012 Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан истцу было отказано в заключении договора в связи с неверно определенной выкупной стоимостью земельного участка и отсутствие статуса индивидуального предпринимателя на момент приобретения недвижимого имущества (л.д. 23).
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок подлежит отчуждению в собственность предпринимателя по цене 363 557 руб. 81 коп., то есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Отсутствие у заявителя на момент приобретения земельного участка статуса индивидуального предпринимателя не может являться основанием для отказа в приобретении земельного участка по указанной цене, так как данный федеральный закон не содержит исключений по субъектному составу.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются верными.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, с учетом положений названных норм права, установив, что истец является собственником расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, пришел к правильному выводу о том, что у истца возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность направить проект договора и заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства, которая не исполнена.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в связи с уклонением органа местного самоуправления от заключения договора купли-продажи земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить данный договор.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Таким образом, при разрешении преддоговорного спора цена имущества подлежит установлению судом.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
- 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в п. 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:204 составляет 14 542 312, 32 руб.
Истцом определена выкупная стоимость земельного участка, исходя из названной кадастровой стоимости, и составляет 363 557 руб. 81 коп.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Нормой ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен, в частности, следующий порядок предоставления земельных участков:
До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из дела усматривается, что объект недвижимого имущества - строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, приобретено истцом по договору купли-продажи от 26.03.2008 у Шутуева С.В., который приобрел данное имущество у Дворникова К.В., а последний - у муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 6).
Апелляционный суд отмечает, что положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не содержат исключений по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность: лицо, непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации, либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях.
Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О).
Из дела также усматривается, что 07.09.2012 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Салихова М.А. в качестве индивидуального предпринимателя.
Обращения в орган местного самоуправления о заключении договора купли-продажи земельного участка датированы 24.09.2012 и 12.10.2012 (л.д. 21, 25).
Постановление о предоставлении земельного участка от 05.06.2012 N 2295 издано в отношении заявителя как физического лица (л.д. 7).
Администрация обоснованно отмечает, что критерием для применения нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является наличие у собственника объектов недвижимости статуса физического лица либо индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 454 ГК РФ правовые последствия для приобретения права собственности на земельный участок влечет заключение сторонами договора купли-продажи, правовой статус Салихова М.А. для целей применения названных норм права следует устанавливать на момент заключения договора купли-продажи, а не на дату издания постановления о предоставлении земельного участка.
Кроме того, учитывая хозяйственное назначение объекта недвижимости, для эксплуатации которого истцом испрашивается земельный участок (производственное здание) и отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об использовании Салиховым М.А. данного недвижимого имущества в личных либо семейных целях, не связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, обстоятельство последующего приобретения истцом статуса индивидуального предпринимателя, апелляционная коллегия судей полагает, что отказ в применении нормы абзацев 2, 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в данном случае повлечет необоснованное и незаконное ущемление прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности, для которого, по сути, был введен федеральным законодателем льготный режим выкупа муниципальной (государственной) земли.
Достаточные правовые основания для отказа в применении положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в пользу применения пункта 2 данной статьи, а также части 2 статьи 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", согласно которой цена выкупа земельного участка, расположенного в городе Уфа, определяется как семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, отсутствуют, доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции при определении размера выкупной цены земельного участка названных норм не обоснованы, а также не подтверждены соответствующими доказательствами того, что цена земельного участка подлежит определению с учетом его предоставления Салихову М.А. как физическому лицу.
Проверив выкупную стоимость земельного участка, заявленную ИП Салиховым М.А. в размере 363 557 руб. 81 коп., суд первой инстанции обоснованно признал ее соответствующей выкупной цене земельного участка, определенной в порядке, предусмотренном абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, а также ч. 1 ст. 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Соответствующий довод апеллянта подлежит отклонению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2013 по делу N А07-21218/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 N 18АП-3813/2013 ПО ДЕЛУ N А07-21218/2012
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Приватизация земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. N 18АП-3813/2013
Дело N А07-21218/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Суспициной Л.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2013 по делу N А07-21218/2012 (судья Архиереев Н.В.).
Индивидуальный предприниматель Салихов Мидхат Абдлахатович (далее - ИП Салихов М.А., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация. Ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:204 площадью 2934 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная 17/4, по цене равной 363 557 руб. 81 коп.
Решением суда от 01.03.2013 (резолютивная часть от 22.02.2013) заявленные требования удовлетворены (л.д. 56-61).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом неполно определены обстоятельства, имеющие значение для дела в части момента приобретения Салиховым М.А. статуса индивидуального предпринимателя - до его обращения в Администрацию за приватизацией земельного участка или после.
Также полагает, что судом не была установлена подлежащая применению ставка земельного налога и не учтено, что истец обратился за выкупом земельного участка после 01.01.2012, ввиду чего выкупная цена подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником нежилого строения - производственного здания площадью 202 кв. м инв. N 342845 литера А с кадастровым номером 02-04-01/071/2005-387, расположенного по адресу г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная 17/4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АБ 387848 от 15.04.2008 (л.д. 6, 34).
Постановлением Администрации N 2295 от 05.06.2012 истцу на основании его обращения предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:030404:204 площадью 2934 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу ул. Юбилейная 17/4 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, занимаемый производственным зданием, в собственность (за плату) (л.д. 7).
В целях приобретения вышеуказанного земельного участка истец обратился в адрес ответчика с письмом от 24.09.2012 с просьбой направить в его адрес договор купли-продажи земельного участка (л.д. 21).
12.10.2012 предприниматель обратился в Администрацию с письмом о заключении договора купли-продажи земельного участка, с направлением его проекта с указанием выкупной цены в размере 363 557 руб. 81 коп., рассчитанной в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 25, 26)
Сообщением N 26828 от 15.11.2012 Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан истцу было отказано в заключении договора в связи с неверно определенной выкупной стоимостью земельного участка и отсутствие статуса индивидуального предпринимателя на момент приобретения недвижимого имущества (л.д. 23).
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок подлежит отчуждению в собственность предпринимателя по цене 363 557 руб. 81 коп., то есть в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Отсутствие у заявителя на момент приобретения земельного участка статуса индивидуального предпринимателя не может являться основанием для отказа в приобретении земельного участка по указанной цене, так как данный федеральный закон не содержит исключений по субъектному составу.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются верными.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, с учетом положений названных норм права, установив, что истец является собственником расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, пришел к правильному выводу о том, что у истца возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность направить проект договора и заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства, которая не исполнена.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в связи с уклонением органа местного самоуправления от заключения договора купли-продажи земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить данный договор.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Таким образом, при разрешении преддоговорного спора цена имущества подлежит установлению судом.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
- 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в п. 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030404:204 составляет 14 542 312, 32 руб.
Истцом определена выкупная стоимость земельного участка, исходя из названной кадастровой стоимости, и составляет 363 557 руб. 81 коп.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Нормой ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен, в частности, следующий порядок предоставления земельных участков:
До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из дела усматривается, что объект недвижимого имущества - строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, приобретено истцом по договору купли-продажи от 26.03.2008 у Шутуева С.В., который приобрел данное имущество у Дворникова К.В., а последний - у муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 6).
Апелляционный суд отмечает, что положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не содержат исключений по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность: лицо, непосредственно получившее объект недвижимости в собственность в результате приватизации, либо иное лицо, в последующем приобретшее данное имущество на законных основаниях.
Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О).
Из дела также усматривается, что 07.09.2012 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Салихова М.А. в качестве индивидуального предпринимателя.
Обращения в орган местного самоуправления о заключении договора купли-продажи земельного участка датированы 24.09.2012 и 12.10.2012 (л.д. 21, 25).
Постановление о предоставлении земельного участка от 05.06.2012 N 2295 издано в отношении заявителя как физического лица (л.д. 7).
Администрация обоснованно отмечает, что критерием для применения нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является наличие у собственника объектов недвижимости статуса физического лица либо индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 454 ГК РФ правовые последствия для приобретения права собственности на земельный участок влечет заключение сторонами договора купли-продажи, правовой статус Салихова М.А. для целей применения названных норм права следует устанавливать на момент заключения договора купли-продажи, а не на дату издания постановления о предоставлении земельного участка.
Кроме того, учитывая хозяйственное назначение объекта недвижимости, для эксплуатации которого истцом испрашивается земельный участок (производственное здание) и отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об использовании Салиховым М.А. данного недвижимого имущества в личных либо семейных целях, не связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, обстоятельство последующего приобретения истцом статуса индивидуального предпринимателя, апелляционная коллегия судей полагает, что отказ в применении нормы абзацев 2, 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в данном случае повлечет необоснованное и незаконное ущемление прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности, для которого, по сути, был введен федеральным законодателем льготный режим выкупа муниципальной (государственной) земли.
Достаточные правовые основания для отказа в применении положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в пользу применения пункта 2 данной статьи, а также части 2 статьи 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", согласно которой цена выкупа земельного участка, расположенного в городе Уфа, определяется как семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, отсутствуют, доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции при определении размера выкупной цены земельного участка названных норм не обоснованы, а также не подтверждены соответствующими доказательствами того, что цена земельного участка подлежит определению с учетом его предоставления Салихову М.А. как физическому лицу.
Проверив выкупную стоимость земельного участка, заявленную ИП Салиховым М.А. в размере 363 557 руб. 81 коп., суд первой инстанции обоснованно признал ее соответствующей выкупной цене земельного участка, определенной в порядке, предусмотренном абзацем 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, а также ч. 1 ст. 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Соответствующий довод апеллянта подлежит отклонению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2013 по делу N А07-21218/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.А.СУСПИЦИНА
А.А.РУМЯНЦЕВ
Л.А.СУСПИЦИНА
А.А.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)