Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.05.2013-05.06.2013 в помещении суда апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (лицо, не участвующее в деле) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2013 по делу N А65-24601/2012 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 3" (ИНН 1660004290, ОГРН 1021603620610), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
до и после перерыва представителя ОАО "Завод ЖБИ-3" Яруллина Ф.Г. (доверенность от 22.02.2013),
до и после перерыва представителя МИФНС России N 6 по Республике Татарстан Фахрутдинова Д.М. (доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000018),
до перерыва представителя УФНС России по Республике Татарстан Красильниковой А.М. (доверенность от 09.11.2012 N 30), после перерыва представитель не явился,
до и после перерыва представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не явился, сторона извещена надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий N 3" (далее - ОАО "Завод ЖБИ-3", завод) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов завода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением от 09.01.2013 по делу N А65-24601/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление завода удовлетворил.
Налоговый орган и лицо, не участвующее в деле, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет г. Казани) в апелляционных жалобах просили отменить решение суда первой инстанции.
ОАО "Завод ЖБИ-3" апелляционную жалобу налогового органа отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Управление отзыв на апелляционные жалобы не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 01.04.2013 на 24.04.2013, с 24.04.2013 на 29.05.2013.
В судебном заседании 29.05.2013 объявлен перерыв до 05.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Исполнительного комитета г. Казани, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители налоговых органов апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ОАО "Завод ЖБИ-3" апелляционные жалобы отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ОАО "Завод ЖБИ-3" по земельному налогу за 2011 год принял решение от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603, которым начислил налог в сумме 3 824 620 руб., пени в сумме 271 774 руб. 06 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 742 181 руб., а также предложил уменьшить на исчисленные в завышенных размерах земельный налог в сумме 113 715 руб.
Решением от 04.09.2012 N 2.14-0-18/015203@ Управление оставило решение налогового органа без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Завод ЖБИ-3" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление завода, обоснованно исходил из следующего.
ОАО "Завод ЖБИ-3" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060629:400 (площадь 112 кв. м), 16:50:060629:401 (1 503 кв. м), 16:50:060629:402 (205 кв. м), 16:50:060629:403 (842 кв. м), 16:50:060629:404 (1 732 кв. м), 16:50:060629:405 (731 кв. м), 16:50:060629:406 (1 785 кв. м), 16:50:060629:407 (3 498 кв. м), 16:50:060629:408 (39 кв. м), 16:50:060629:409 (94 кв. м), 16:50:060629:410 (1 612 кв. м), 16:50:060629:411 (928 кв. м), 16:50:060629:412 (860 кв. м), 16:50:060629:413 (73 кв. м), 16:50:060629:414 (1 780 кв. м), 16:50:060629:415 (53 кв. м), 16:50:060629:416 (380 кв. м), 16:50:060629:417 (856 кв. м), 16:50:060629:418 (3 721 кв. м), 16:50:060629:419 (8 009 кв. м), 16:50:060629:420 (1 705 кв. м), 16:50:060629:421 (380 кв. м), 16:50:060629:422 (84 кв. м), 16:50:060629:423 (29 кв. м), 16:50:060629:424 (28 кв. м), 16:50:060629:425 (45 637 кв. м), 16:50:060629:426 (2 014 кв. м), 16:50:000000:143 (80 000 кв. м).
По данным Роснедвижимости кадастровая стоимость этих земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляла 1 623 828 611 руб.
ОАО "Завод ЖБИ-3" ссылается на то, что налоговым органом при исчислении налога неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков в сумме 355 410 000 руб. (кадастровая стоимость земельного участка N 16:50:06:0102:0028 в сумме 8 797 281 руб. не оспаривалась). Таким образом, сумма земельного налога должна составлять 765 103 руб.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012.
Этот вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлениях Президиума от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, начисление налоговым органом земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой оценки, утвержденной Постановлением N 1102, неправомерно и нарушает права и законные интересы ОАО "Завод ЖБИ-3".
Кроме того, как уже указано, решением Арбитражного судом Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков завода в сумме 355 410 000 руб. (кадастровая стоимость земельного участка 16:50:06:0102:0028 в сумме 8 797 281 руб. не оспаривалась).
Это решение суда основано на правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции правомерно учел разъяснения Министерства финансов РФ, изложенные в письме от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, согласно которым налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, не может изменяться в течение налогового периода, за исключением случая, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату, и в письме от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17 о том, что измененная кадастровая стоимость применяется с даты, по состоянию на которую она установлена.
В связи с пересмотром результатов кадастровой оценки земельных участков в рамках дела N А65-34182/2011 завод представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год и уплатил налог в заявленной в декларации сумме - 765 103 руб.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая база по указанным земельным участкам по состоянию на 01.01.2011 фактически составляла 364 207 281 руб. (355 410 000 руб. по решению суда + 8 797 281 руб. не оспаривалась).
Довод налогового органа о том, что указанная стоимость земельных участков для целей налогообложения должна применяться только в 2012 году, с момента внесения органом кадастрового учета установленной в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, суд первой инстанции обоснованно отклонил как противоречащий основному принципу налогообложения, закрепленному в ст. 3 НК РФ, - экономической обоснованности налога.
Применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка, установленной в размере 1 623 828 611 руб., в данном случае повлечет причинение убытков налогоплательщику в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2011 год.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ОАО "Завод ЖБИ-3".
Налоговый орган ссылается на то, что, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами с 16:50:060629:400 по 16:50:060629:426 образованы лишь в феврале 2011 года из единого земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:50, кадастровая стоимость в отношении вновь образованных участков не может быть определена по состоянию на 01.01.2011. Кроме того, завод в нарушение ст. ст. 391 и 396 НК РФ не исчислил налог с земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:50 за январь и февраль 2011 года (период до разделения этого земельного участка на несколько участков).
Эти доводы налогового органа являются несостоятельными, так как по каждому вновь образованному земельному участку кадастровая стоимость определялась отдельно, а доказательств того, что совокупная кадастровая стоимость этих участков отличается от кадастровой стоимости первоначального земельного участка, налоговый орган не представил.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Исполнительный комитет г. Казани обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции по настоящему делу, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт в связи с тем, что он является незаконным и необоснованным.
Проверив апелляционную жалобу Исполнительного комитета г. Казани, который не является лицом, участвующим в данном деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 36), к иным лицам в силу ч. 3 ст. 16 и ст. 42 АПК РФ относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.
В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению (п. 2 Постановления N 36).
По мнению Исполнительного комитета г. Казани, со ссылкой на п. 1 ст. 15 НК РФ, п. 1 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге", суд первой инстанции неправомерно рассмотрел настоящее дело и принял решение без привлечения к участию в деле муниципального образования города Казани в лице Исполнительного комитета г. Казани.
Между тем из содержания обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается, что оно принято о правах и обязанностях муниципального образования города Казани, какие-либо выводы в его отношении в этом решении отсутствуют. Само по себе признание недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога не свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции непосредственно затрагивает его права.
Таким образом, Исполнительный комитет г. Казани не имеет права на обжалование решения суда первой инстанции от 09.01.2013 по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе Исполнительного комитета г. Казани на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьями 265, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2013 года по делу N А65-24601/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2013 года по делу N А65-24601/2012 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24601/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N А65-24601/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.05.2013-05.06.2013 в помещении суда апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (лицо, не участвующее в деле) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2013 по делу N А65-24601/2012 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 3" (ИНН 1660004290, ОГРН 1021603620610), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
до и после перерыва представителя ОАО "Завод ЖБИ-3" Яруллина Ф.Г. (доверенность от 22.02.2013),
до и после перерыва представителя МИФНС России N 6 по Республике Татарстан Фахрутдинова Д.М. (доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000018),
до перерыва представителя УФНС России по Республике Татарстан Красильниковой А.М. (доверенность от 09.11.2012 N 30), после перерыва представитель не явился,
до и после перерыва представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не явился, сторона извещена надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий N 3" (далее - ОАО "Завод ЖБИ-3", завод) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов завода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением от 09.01.2013 по делу N А65-24601/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление завода удовлетворил.
Налоговый орган и лицо, не участвующее в деле, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет г. Казани) в апелляционных жалобах просили отменить решение суда первой инстанции.
ОАО "Завод ЖБИ-3" апелляционную жалобу налогового органа отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Управление отзыв на апелляционные жалобы не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 01.04.2013 на 24.04.2013, с 24.04.2013 на 29.05.2013.
В судебном заседании 29.05.2013 объявлен перерыв до 05.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Исполнительного комитета г. Казани, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители налоговых органов апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ОАО "Завод ЖБИ-3" апелляционные жалобы отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ОАО "Завод ЖБИ-3" по земельному налогу за 2011 год принял решение от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603, которым начислил налог в сумме 3 824 620 руб., пени в сумме 271 774 руб. 06 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 742 181 руб., а также предложил уменьшить на исчисленные в завышенных размерах земельный налог в сумме 113 715 руб.
Решением от 04.09.2012 N 2.14-0-18/015203@ Управление оставило решение налогового органа без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Завод ЖБИ-3" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление завода, обоснованно исходил из следующего.
ОАО "Завод ЖБИ-3" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060629:400 (площадь 112 кв. м), 16:50:060629:401 (1 503 кв. м), 16:50:060629:402 (205 кв. м), 16:50:060629:403 (842 кв. м), 16:50:060629:404 (1 732 кв. м), 16:50:060629:405 (731 кв. м), 16:50:060629:406 (1 785 кв. м), 16:50:060629:407 (3 498 кв. м), 16:50:060629:408 (39 кв. м), 16:50:060629:409 (94 кв. м), 16:50:060629:410 (1 612 кв. м), 16:50:060629:411 (928 кв. м), 16:50:060629:412 (860 кв. м), 16:50:060629:413 (73 кв. м), 16:50:060629:414 (1 780 кв. м), 16:50:060629:415 (53 кв. м), 16:50:060629:416 (380 кв. м), 16:50:060629:417 (856 кв. м), 16:50:060629:418 (3 721 кв. м), 16:50:060629:419 (8 009 кв. м), 16:50:060629:420 (1 705 кв. м), 16:50:060629:421 (380 кв. м), 16:50:060629:422 (84 кв. м), 16:50:060629:423 (29 кв. м), 16:50:060629:424 (28 кв. м), 16:50:060629:425 (45 637 кв. м), 16:50:060629:426 (2 014 кв. м), 16:50:000000:143 (80 000 кв. м).
По данным Роснедвижимости кадастровая стоимость этих земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляла 1 623 828 611 руб.
ОАО "Завод ЖБИ-3" ссылается на то, что налоговым органом при исчислении налога неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков в сумме 355 410 000 руб. (кадастровая стоимость земельного участка N 16:50:06:0102:0028 в сумме 8 797 281 руб. не оспаривалась). Таким образом, сумма земельного налога должна составлять 765 103 руб.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012.
Этот вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлениях Президиума от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, начисление налоговым органом земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой оценки, утвержденной Постановлением N 1102, неправомерно и нарушает права и законные интересы ОАО "Завод ЖБИ-3".
Кроме того, как уже указано, решением Арбитражного судом Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков завода в сумме 355 410 000 руб. (кадастровая стоимость земельного участка 16:50:06:0102:0028 в сумме 8 797 281 руб. не оспаривалась).
Это решение суда основано на правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции правомерно учел разъяснения Министерства финансов РФ, изложенные в письме от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, согласно которым налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, не может изменяться в течение налогового периода, за исключением случая, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату, и в письме от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17 о том, что измененная кадастровая стоимость применяется с даты, по состоянию на которую она установлена.
В связи с пересмотром результатов кадастровой оценки земельных участков в рамках дела N А65-34182/2011 завод представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год и уплатил налог в заявленной в декларации сумме - 765 103 руб.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая база по указанным земельным участкам по состоянию на 01.01.2011 фактически составляла 364 207 281 руб. (355 410 000 руб. по решению суда + 8 797 281 руб. не оспаривалась).
Довод налогового органа о том, что указанная стоимость земельных участков для целей налогообложения должна применяться только в 2012 году, с момента внесения органом кадастрового учета установленной в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, суд первой инстанции обоснованно отклонил как противоречащий основному принципу налогообложения, закрепленному в ст. 3 НК РФ, - экономической обоснованности налога.
Применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка, установленной в размере 1 623 828 611 руб., в данном случае повлечет причинение убытков налогоплательщику в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2011 год.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ОАО "Завод ЖБИ-3".
Налоговый орган ссылается на то, что, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами с 16:50:060629:400 по 16:50:060629:426 образованы лишь в феврале 2011 года из единого земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:50, кадастровая стоимость в отношении вновь образованных участков не может быть определена по состоянию на 01.01.2011. Кроме того, завод в нарушение ст. ст. 391 и 396 НК РФ не исчислил налог с земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:50 за январь и февраль 2011 года (период до разделения этого земельного участка на несколько участков).
Эти доводы налогового органа являются несостоятельными, так как по каждому вновь образованному земельному участку кадастровая стоимость определялась отдельно, а доказательств того, что совокупная кадастровая стоимость этих участков отличается от кадастровой стоимости первоначального земельного участка, налоговый орган не представил.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Исполнительный комитет г. Казани обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции по настоящему делу, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт в связи с тем, что он является незаконным и необоснованным.
Проверив апелляционную жалобу Исполнительного комитета г. Казани, который не является лицом, участвующим в данном деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 36), к иным лицам в силу ч. 3 ст. 16 и ст. 42 АПК РФ относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.
В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению (п. 2 Постановления N 36).
По мнению Исполнительного комитета г. Казани, со ссылкой на п. 1 ст. 15 НК РФ, п. 1 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге", суд первой инстанции неправомерно рассмотрел настоящее дело и принял решение без привлечения к участию в деле муниципального образования города Казани в лице Исполнительного комитета г. Казани.
Между тем из содержания обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается, что оно принято о правах и обязанностях муниципального образования города Казани, какие-либо выводы в его отношении в этом решении отсутствуют. Само по себе признание недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога не свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции непосредственно затрагивает его права.
Таким образом, Исполнительный комитет г. Казани не имеет права на обжалование решения суда первой инстанции от 09.01.2013 по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе Исполнительного комитета г. Казани на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьями 265, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2013 года по делу N А65-24601/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 января 2013 года по делу N А65-24601/2012 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)