Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2007 N 04АП-2765/2007 ПО ДЕЛУ N А19-3275/07-33

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2007 г. N 04АП-2765/2007

Дело N А19-3275/07-33

Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2007 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухов, Э.П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Байкал-7" - дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "7 Промышленно-строительное управление Министерства обороны РФ" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2007 года по делу N А19-3275/07-33 по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к Федеральному государственному предприятию "Байкал-7" - дочернему предприятию Федерального государственного унитарного предприятия "7 Промышленно-строительное управление Министерства обороны РФ" о взыскании 390305 руб. 40 коп.

при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;

- Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее налоговый орган) обратилась в суд с требованием к Федеральному государственному предприятию "Байкал-7" - дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "7 Промышленно-строительное управление Министерства обороны РФ" (далее - ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ) о взыскании налоговых санкций в сумме 390305 руб. 40 коп., из которых 151415 руб. - штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, 179171 руб. 20 коп. - штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество предприятий, 59719 руб. 20 коп. - штрафные санкции по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2007 г. заявленные требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований налогового органа послужил вывод суда о правомерном привлечении ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 390305 руб., при этом ст. 49 НК РФ не исключает право налогового органа на предъявление иска о взыскании налоговых санкций с ликвидируемой организации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в удовлетворении требований заявителя отказать. В связи с тем, что предприятие находится на стадии ликвидации налоговый орган не вправе взыскивать штрафные санкции в судебном порядке.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании решений N 11-43/77 от 07.04.2006 г., N 11-43.2/10 от 02.05.2006 г. проведена выездная налоговая проверка деятельности ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 г. по 31.03.2006 г.
По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт N 11-45/100 от 14.08.2006 г. согласно которому налогоплательщиком не уплачен:
- - налог на прибыль за 2004 г. в сумме 757075 руб., за 2005 г. в сумме 16091 руб.;
- - налог на добавленную стоимость за 2004 г. в сумме 282696 руб., за 2005 г. в сумме 42257 руб.;
- - единого социального налога за 2004 г. - 2005 г. в сумме 424767 руб.;
- - налога на имущество за 2005 г. в сумме 895856 руб.;
- - страховой взнос на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2005 г. в сумме 39381 руб.;
- - страховой взнос на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2005 г. в сумме 2057 руб.;
- Не перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 298596 руб.
На основании результатов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа принято Решение N 11-62/124 от 11.09.2006 г. о привлечении ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа:
По п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налогов:
- - по налогу на прибыль в размере 154633 руб. 20 коп.;
- - по налогу на имущество в размере 179171 руб. 20 коп.;
- - по налогу на добавленную стоимость в размере 64990 руб. 60 коп.;
- - по единому социальному налогу в размере 13497 руб. 20 коп.
По ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы в сумме 59719 руб. 20 коп.
По п. 2 ст. 27 Закона РФ N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ":
- - за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 7876 руб. 20 коп.;
- - за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 411 руб. 40 коп..
По п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган документов в размере 1250 руб.
По п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган деклараций в размере 200 руб.
На основании указанного решения, налоговый орган направил в адрес ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ Требование N 1943 от 19.09.2006 г. об уплате налоговой санкции в размере 390305 руб. 40 коп., которое налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, что явилось основанием для обращения налогового органа с иском в суд
Согласно представленным в дело документам, ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ в качестве юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, за N 1023800918910, ИНН 3805208575.
В соответствии со ст. 246 НК РФ ФГУП "Байкал-7" ФГУП "7 ПСУ МО РФ" является плательщиком налога на прибыль.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В нарушение указанных норм права, ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ неправомерно отнесло в 2004 г. на материальные расходы стоимость горюче-смазочных материалов в сумме 49 144 руб. - без подтверждающих первичных документов.
Налоговый орган Требованием N 55 от 10.04.2006 г. предлагал налогоплательщику представить первичные документы и аналитические регистры налогового учета, которые подтверждают формирование и достоверность информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, первичные документы, подтверждающие оказание автоуслуг, если таковые имели место за 2004-2005 г., оборотные ведомости основных средств за 2004-2005 г., налоговые регистры по реализации амортизируемого имущества за 2004-2005 г. и другие.
Налогоплательщик не представил в налоговый орган истребуемые документы, подтверждающие обоснованность заявленных расходов.
В соответствии со ст. 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Согласно ст. 259 НК РФ, ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена инвентарная карточка учета объектов основных средств формы ОС-6.
Согласно указаниям по применению и заполнению унифицированной формы ОС-6 инвентарные карточки учета объекта основных средств применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект. Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Таким образом, инвентарные карточки учета объекта основных средств являются первичными документами и необходимы для правильного определения расходов.
В нарушение закона налогоплательщик ненадлежащим образом вел инвентарные карточки учета основных средств - не указывал необходимые реквизиты, сумму начисленной амортизации, срок полезного использования основного средства, остаточную сумму основного средства.
Вследствие чего ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ не подтвердило расходы на горюче-смазочные материалы за сентябрь 2004 г. в сумме 49 144 руб. и не обоснованно включил в состав расходов сумму начисленной амортизации в сумме 3 975 675 руб., в связи с чем, налоговый орган обосновано не принял в состав расходов сумму амортизации в размере 3 975 675 руб.
Материалами налоговой проверки установлен положительный финансовый результат деятельности налогоплательщика в размере 3 154 480 руб. не оспоренный им, следовательно, ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ не исчислил налог на прибыль в сумме 757 075 руб.
В соответствии со ст. 373 НК и Письма Министерства финансов РФ от 05.08.2004 г. N 01-02-01/03-1625 "Об уплате налога на имущество организаций и транспортного налога учреждениями, организациями, подведомственными Министерству обороны РФ" ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ является плательщиками налога на имущество организаций.
ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ как плательщик указанного налога представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организации за 2005 г.
В указанной декларации им не отражена стоимость движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств.
Согласно главной книге за 2005 г. среднегодовая стоимость имущества налогоплательщика составила 2 069 150 369 руб., следовательно, сумма налога на имущество составила 3 501 639 руб. Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды составила 2 605 783 руб., сумма неуплаченного налога на имущество организаций за 2005 г. составила 895 856 руб.
Из вышеизложенного следует, что ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ допустило неуплату налогу на прибыль, налогу на имущество в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Сумма штрафа за неуплату сумм налогов составила: по налогу на прибыль в размере 151 415 руб., по налогу на имущество организации в размере 179 171,20 руб.
В соответствии со ст. 24 НК РФ ФГУП "Байкал-7" ФГУП 7 ПСУ МО РФ является налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц.
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренной данной статьей. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Согласно материалам проверки, налог на доходы физических лиц ФГУП "Байкал-7" ФГУП "7 ПСУ МО РФ" исчислен в сумме 886 517 руб.
Вследствие того, что предприятие не выплатило заработную плату по состоянию на 31.03.2006 г. в сумме 2 223 415 руб. налог на доходы физических лиц по невыплаченной заработной платы составил 420 729 руб. Сумма кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 30.06.2004 г. составляет 167 192 руб.
Таким образом, в нарушение закона налогоплательщиком не перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 298 596 руб.
Согласно ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Сумма штрафа за указанное нарушение составила 59 719,20 руб.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерном привлечении ФГУП "Байкал-7" ФГУП "7 ПСУ МО РФ" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций в общей сумме 390305 руб. 40 коп.
В указанной части ФГУП "Байкал-7" ФГУП "7 ПСУ МО РФ" никаких доводов в апелляционной инстанции не приведено.
Суд признает не состоятельными доводы ответчика что налоговый орган не вправе взыскивать штрафные санкции в судебном порядке в связи с тем, что предприятие находится на стадии ликвидации.
Как следует из материалов дела, Распоряжением от 05.10.2006 г. N 3587-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом принято решение о ликвидации Федерального государственного унитарного предприятия "Байкал-7" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "7 Промышленно-строительное управление Министерства обороны РФ" в срок до 31.05.2007 г.
В соответствии со ст. 31, п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые органы вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Если сумма штрафа, налагаемого на организацию превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.
Статьей 49 НК РФ установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. Однако положения данной статьи не исключают предусмотренное ст. 31, п. 7 ст. 114 НК РФ право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа за налоговое правонарушение с ликвидируемой организации. Указанная обязанность налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2007 года по делу N А19-3275/07-33, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2007 года по делу N А19-3275/07-33 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)