Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2013 N 15АП-12422/2013 ПО ДЕЛУ N А53-154/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. N 15АП-12422/2013

Дело N А53-154/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алафиновой Е.В.
при участии:
от ООО "Н.О.К." - представитель Рохмин В.В. по доверенности от 25.09.2013,
от ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону - представитель Мартыненко И.В. по доверенности N 04-10/015097 от 20.08.2013, представитель Кобылянский А.К. по доверенности N 04-09/014227 от 05.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н.О.К."
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2013 по делу N А53-154/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н.О.К."
к заинтересованному лицу - Межрайонной ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
о признании решения недействительным,
принятое судьей Ширинской И.Б.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Н.О.К." (далее - ООО "Н.О.К.", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция) о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону N 11504 от 15.08.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога в сумме 56 845 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082030:1 по состоянию на 31.01.2011 было установлено несколько видов разрешенного использования, поэтому при исчислении земельного налога в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний учитывается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Суд отклонил довод заявителя о том, что кадастровая стоимость должна определяться отдельно в отношении долей в праве собственности на земельный участок, с учетом вида разрешенного использования.
Общество с ограниченной ответственностью "Н.О.К." обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, признать недействительным решение налогового органа.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Податель жалобы полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации общество имело правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок с учетам кадастровой стоимости, которая определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, правовые позиции по спору поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.02.2012 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год.
В соответствии со статьями 87 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по земельному налогу за 2011 год.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что при расчете земельного налога общество применяло неверную кадастровую стоимость земельного участка, а также неправильно применило дифференцированные налоговые ставки в отношении долей в праве на земельный участок, с различным видом разрешенного использования.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 16364 от 17.05.2012, в котором отражены налоговые правонарушения.
03.07.2012 общество представило в инспекцию возражения на акт камеральной налоговой проверки.
03.07.2012 возражения налогоплательщика были рассмотрены в отсутствие представителей общества, что подтверждено протоколом N 740 рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки инспекция приняла решение N 100 от 03.07.2012 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
15.08.2012 состоялось рассмотрение материалов проверки и материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, возражений налогоплательщика, что подтверждено протоколом.
Заместитель начальника инспекции, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, принял решение N 11504 от 15.08.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 153 750 руб., пени в сумме 6 163,90 руб., налоговые санкции в сумме 30 750 руб.
Как следует из обстоятельства дела, обществом была подана апелляционная жалоба на решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону N 11504 от 15.08.2012.
Решением Управления ФНС России по Ростовской области от 30.10.2012 N 15-14/4318 решение инспекции N 11504 от 15.08.2012 изменено в части неправомерного доначисления земельного налога в сумме 71 114 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций, в остальной части решение оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Основанием для изменения решения N 11504 от 15.08.2012 послужил вывод Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области о том, что налогоплательщик вправе исчислить земельный налог исходя из дифференцированных ставок налога применительно к площади земельных участков, имеющих различный вид разрешенного использования.
Реализуя право на судебную защиту, ООО "Н.О.К." обратилось с заявлением в арбитражный суд Ростовской области и просило признать недействительным решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону N 11504 от 15.08.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога в сумме 56 845 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Н.О.К." принадлежат на праве собственности помещения, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 97, литер В, на 1-3 этажах, площадью 701,8 кв. м. Данные помещения используются в качестве магазина. Заявителю принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082030:1 для эксплуатации указанных торговых помещений в размере доли 18/1000.
Обществу принадлежат на праве собственности помещения, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 97, литер М, на 1 этаже, площадью 590,5 кв. м. Данные помещения являются складскими. Заявителю принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082030:1 для эксплуатации указанных торговых помещений в размере доли 15/1000.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082030:1, находящийся по адресу: Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 97, является многофункциональным и имеет несколько видов разрешенного использования (торговля, складские помещения).
В соответствии с кадастровым паспортом данного участка по состоянию на 31.01.2011 указанный земельный участок площадью 28 325 кв. м имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации магазина, административных, производственных, складских помещений, кафе, спортивного и зрительного залов".
Согласно сведениям кадастрового паспорта данного земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляет 640 665 896,75 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 22 618,39 руб.
Как следует из материалов дела, при расчете суммы земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 61:44:0082030:1 с долей 15/1000 общество применило кадастровую стоимость земельного участка 61:44:0082030:1 в размере 433 119 841 руб., а с долей 18/1000 общество применило кадастровую стоимость в размере 530 781 042 руб.
Позиция налогоплательщика при расчете суммы земельного налога сводится к тому, что применительно к площади земельных участков, имеющих различный вид разрешенного использования, налоговая база должна определяться отдельно, с учетом кадастровой стоимости, которая определяется, исходя из утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 удельных показателей кадастровой стоимости земель. По мнению общества, налоговая база определяется в отношении доли в размере 18/1000, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования N 5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, равного 18 738,96 руб. за 1 кв. м, следовательно, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 738,96 руб. x 28 325 кв. м = 530 781 042 руб. В отношении доли в размере 15/1000 - исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования N 9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сбыта, заготовок и т.д., равного 15 291,08 руб. за 1 кв. м, общество считает, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 291,08 руб. x 28 325 кв. м = 433 119 841 руб.
Общество полагает, что правовым основанием для исчисления земельного налога подобным образом являются положения пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 указанной статьи Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирован Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, (далее - Правила) и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 02 мая 2007 года N 9370, далее - Методические указания).
Пунктами 2, 4, 9 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области.
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе различных видов разрешенного использования, среди которых участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, и участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действующим в период совершения оспариваемых действий, были утверждены Технические рекомендации, которые указывают на определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе тех же видов разрешенного использования, которые перечислены в Методических указаниях.
Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" в соответствии с нормами пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации были утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, представленные в Администрацию Ростовской области Управлением Роснедвижимости по Ростовской области.
В соответствии со статьей 5 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" текст Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 (без приложения) был опубликован в официальном печатном издании - сборнике "Собрание правовых актов Ростовской области" N 4, апрель 2008. Публикация содержит указание на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области (приложение к постановлению) подлежат размещению на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель поселений обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации и Ростовской области.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 предусмотрено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082030:1 по состоянию на 31.01.2011 было установлено несколько видов разрешенного использования, то при исчислении земельного налога в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний учитывается кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Таким образом, доначисление земельного налога за 2011 год, рассчитанное налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 640 665 897 руб., является правомерным.
Довод общества о том, что земельный налог правильно исчислен налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости в размерах 530 781 042 руб. и 433 119 841 руб., обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По сведениям государственного земельного кадастра кадастровая стоимость земельного участка заявителя (в отношении долей) с несколькими видами использования по состоянию на 01.01.2011 оставалась неизменной, в связи с чем, инспекцией правомерно исчислен налог в сумме 82 636 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка N 61:44:0082030:1 определена в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний, как кадастровая стоимость земельного участка того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.
Верховный Суд Российской Федерации, проверяя абзац второй пункта 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 N 39, на предмет ее соответствия федеральному законодательству, в решении от 10.07.2009 N ГКПИ09-588 указал следующее. В соответствии с частями 1, 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункты 1, 2, 3 части 1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).
На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил). Кадастровая стоимость земельного участка зависит от категории земель и видов разрешенного использования. Установленный пунктом 2.7.1 Методических указаний механизм расчета кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования, согласно которому расчет кадастровой стоимости осуществляется для каждого из видов разрешенного использования и по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, не противоречит нормам федерального законодательства. При этом вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов пользователь выбирает самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа N 11504 от 15.08.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушает права налогоплательщика, ввиду чего требование общества о признании ненормативного акта налогового органа недействительным не подлежит удовлетворению.
Норма пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно истолкована налогоплательщиком, как дозволяющая определять различную кадастровую стоимость в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок. Ввиду этого, суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод апелляционной жалобы о неверном исчислении инспекцией суммы земельного налога за 2011 год, подлежащей уплате обществом в бюджет.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба ООО "Н.О.К." удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ООО "Н.О.К.".
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2013 по делу N А53-154/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО

Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)