Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-37285/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. по делу N А41-37285/12


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бурняшов В.Е., по доверенности от 31.07.2013,
от заинтересованных лиц:
от Управления Росреестра по Московской области - Полежаева О.И., по доверенности от 20.12.2012 N 378-Д,
от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - Зеленцов В.П., по доверенности от 30.01.2013 N 50/2013-36,
от третьих лиц:
от Администрации Ленинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Григорьев Д.В., по доверенности от 26.11.2012 N 47,
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2013 года по делу N А41-37285/12, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску ООО "ЖК "Молоково" к Управлению Росреестра по Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, третьи лица: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС России N 14 по Московской области, о признании незаконными действий, обязании исключить сведения о кадастровой стоимости,

установил:

ООО "ЖК "Молоково" (ИНН 7725612532, дата регистрации 19.07.2007) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Росреестра по Московской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с требованиями:
- - о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, а также Управления Росреестра по Московской области по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:460, 50:21:0060403:486, 50:21:0060403:487, 50:21:0060403:485, 50:21:0060403:484, 50:21:0060403:483, 50:21:0000000:190, 50:21:0060403:443, 50:21:0060403:444, 50:21:0060403:130, 50:21:0000000:461 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", не вступившего в законную силу по состоянию на 01 января 2012 года;
- - о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:460, 50:21:0060403:486, 50:21:0060403:487, 50:21:0060403:485, 50:21:0060403:484, 50:21:0060403:483, 50:21:0000000:190, 50:21:0060403:443, 50:21:0060403:444, 50:21:0060403:130, 50:21:0000000:461 по состоянию на 01 января 2012 год на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", выраженные в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 14.05.2012 исх. N 01-39/109;
- - об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ЖК Молоково", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:460, 50:21:0060403:486, 50:21:0060403:487, 50:21:0060403:485, 50:21:0060403:484, 50:21:0060403:483, 50:21:0000000:190, 50:21:0060403:443, 50:21:0060403:444, 50:21:0060403:130, 50:21:0000000:461 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС России N 14 по Московской области.
Решением от 15 марта 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЖК "Молоково" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 07.02.2012 общество обратилось с заявлением в кадастровую палату (филиал по Московской области) о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012:
1) с кадастровым номером 50:21:06 04 03:0130, под здания, строения и сооружения для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 12110 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, котельная, уч. 205 ю;
2) с кадастровым номером 50:21:0000000:460, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 19387 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
3) с кадастровым номером 50:21:0000000:461, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 42996 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
4) с кадастровым номером 50:21:0060403:486, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под. жилищное строительство, площадь 2534 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
5) с кадастровым номером 50:21:0060403:487, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 2508 кв. м, адрес объекта: Московская область. Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
6) с кадастровым номером 50:21:0060403:485, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 2655 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с Молоково, уч. N 199ю/2;
7) с кадастровым номером 50:21:0060403:484, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 2782 кв. м. адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково;
8) с кадастровым номером 50:21:0060403:483, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 1180 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
9) с кадастровым номером 50:21:0000000:190, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 8393 кв. м. адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
10) с кадастровым номером 50:21:06 04 03:443, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 816 кв. м. адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. N 199ю/2;
11) с кадастровым номером 50:21:06 04 03:444, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, площадь 1171 кв. м, адрес объекта: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч., N 199ю/2.
В письме от 14.04.2012 N исх. 01-39/109 кадастровая палата предоставила обществу сведения о кадастровой стоимости указанных участков, которая рассчитана с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, и по состоянию на 01.01.2012 составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:460 - 115 241 174 рублей 75 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:486 - 15 062 729 рублей 50 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:487 - 14 908 179 рублей,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:485 - 157 819 836 рублей 75 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:484 - 16 536 903 рублей 50 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:483 - 7 014 215 рублей,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:190 - 49 890 090 рублей 25 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:443 - 4 850 508 рублей,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:444 - 6 960 716 рублей 75 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:130 - 117 211 рублей 48 копеек,
- для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 - 183 087 955 рублей 70 копеек.
Не согласившись с указанным определением кадастровой стоимости земельных участков, ООО "ЖК "Молоково" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями, сославшись на то обстоятельство, что Распоряжение Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" не прошло процедуру обязательного официального опубликования, следовательно, не подлежит применению как не вступившее в законную силу, в связи с чем, действия по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков являются незаконными, поскольку основаны на неопубликованном нормативном правовом акте, установившем более высокий удельный показатель кадастровой стоимости по сравнению с предыдущим. Приложения N 1 - 4 к названному распоряжению, являющиеся основой для осуществления расчета кадастровой стоимости земельных участков, не были опубликованы одновременно с распоряжением в установленном законом порядке, размещение приложений на сайте в сети интернет не могут заменять их публикации в целях применения в качестве вступившего в силу нормативного акта, указанный в газетной публикации сайт их размещения не является официальным сайтом Минэкологии Московской области, кроме того, невозможно достоверно установить факт их размещения на сайте в ноябре 2011 года в полном объеме содержащихся в них сведений. ***, что Результаты оценки, утвержденные Распоряжением N 236-РМ, должны применяться при исчислении налогов начиная с 01.01.2013.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемыми действиями, не представлено доказательств в подтверждение права собственности на спорные земельные участки, распоряжение Минэкологии Московской области N 236-РМ правомерно принято заинтересованными лицами в качестве основания для определения кадастровой стоимости спорных земельных участков с 01.01.2012, в связи с чем действия кадастровой палаты и Росреестра соответствуют требованиям статей 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ. Указал, что утверждение нормативным правовым актом - Распоряжением Минэкологии МО N 236-РМ результатов государственной кадастровой оценки не влечет преобразование выводов отчета об оценке в нормы права, в связи с чем отсутствует обязанность их официального опубликования.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что определение кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год является незаконным, поскольку на дату определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01.01.2012 указанное Распоряжение Минэкологии Московской области не вступило в законную силу. В газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.2011 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ опубликовано частично без текста приложений. Приложения к Распоряжению Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ в виде заархивированных файлов в формате Microsoft office Word и Excel на неустановленную дату размещены на сайте http://mep.mosreg.ru/norm_prav_acts/. При этом пользователь лишен возможности установления конкретной даты, по состоянию на которую заархивированные файлы в формате Microsoft office Word и Excel размещены на сайте Минэкологии Московской области. Регламент Правительства Московской области, Положение о Минэкологии Московской области, иные акты не предусматривают такого способа официального опубликования нормативных правовых актов как размещение их на официальном сайте государственного органа. В принятом решении суд не дал правовой оценки действиям Минэкологии Московской области по размещению информации на Интернет-портале Правительства Московской области в нарушение установленных требований. Текст Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ размещен на сайте только в заархивированном виде, в связи с чем без использования программного обеспечения для разархивации файлов осуществить ознакомление с текстом нормативного правового акта невозможно. Данные сайта не позволяют установить точную дату размещения полного текста Распоряжения с приложениями. Факт подписания электронной цифровой подписью файла с текстом Распоряжения при направлении документов для размещения на сайте (www.mep.mosreg.ru) не подтвержден. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что публикация приложения к Распоряжению Минэкологии является необязательной.
Представители заинтересованных лиц, Минэкологии Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В рассматриваемом случае общество обратилось именно в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании действий заинтересованных лиц об определении кадастровой стоимости на определенную дату на основании нормативного акта, по мнению общества, не подлежащего применению. Вопрос об определении кадастровой стоимости в порядке гражданского судопроизводства обществом не поставлен.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 НК РФ).
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах - это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом.
Согласно части 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 НК РФ и с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О, налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям Минэкологии Московской области относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
По вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, Минэкология Московской области принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (пункт 12.88 Постановления Правительства N 681/27 от 17.09.2007).
Материалами дела подтверждено, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ г. Красногорск "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Публикация в газете имеет следующее содержание:
"В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1:
1. Утвердить:
1.1. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1).
1.2. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
1.3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3).
2. Установить перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему распоряжению (приложение N 4).
3. Номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1 - 1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010)".
В этой газетной публикации содержится указание на то, что Приложения N 1 - 4 к распоряжению Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
Из изложенного следует, что Распоряжение Минэкологии Московской области N 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии Московской области выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Распоряжение N 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 не вступило в законную силу, апелляционным судом отклоняются как необоснованные.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Факт размещения Приложений к Распоряжению N 236-РМ - результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя - в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, также не принимаются судом апелляционной инстанции.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
С учетом изложенного результаты Оценки, утвержденные Распоряжением N 236-РМ, должны применяться при исчислении налога, начиная с расчетов за 2012 год, то есть с 1 января 2012 года, а не с 1 января 2013 года.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из Минэкологии Московской области информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, как земельных участков заявителя, так и иных лиц, действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у органа кадастрового учета и Росреестра при определении кадастровой стоимости не имелось.
Вместе с тем, доводы заявления и апелляционной жалобы общества сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с распоряжением Минэкологии Московской области 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке, отличном от установленного, а именно размещения приложений 1 - 4 на общедоступном сайте в сети интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое распоряжение N 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии Московской области. Темы, в отношении которых издано распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах опубликование распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
Заявитель обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем, действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Принимая во внимание, что рассматриваемое распоряжение было известно как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается в настоящее время как нормативный акт, принятый компетентным органом и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур, породило соответствующие правовые последствия по определению кадастровой стоимости земельных массивов Московской области, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 N 6254/11, апелляционный суд считает необходимым указать на возможность в таком случае рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм заинтересованными лицами не допущено.
Доводы о том, что размер кадастровой стоимости определен неверно на основании распоряжения 236-РМ, обществом не заявлены, доводы заявления и жалобы непосредственно сводятся именно к невозможности руководствоваться названным нормативным актом, в связи с чем, учитывая отсутствие возражений по правильности расчета кадастровой стоимости по распоряжению, апелляционный суд считает, что в данном конкретном случае отсутствие актов определения кадастровой стоимости относительно земельных участков в кадастровых делах, само по себе не нарушает прав заявителя.
Апелляционным судом установлено, что заинтересованными лицами в пределах предоставленных им законом полномочий надлежащим образом выполнены функции по определению кадастровой стоимости земельных участков заявителя в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-39334/12.
При данных обстоятельствах, заявление ООО "Жилой комплекс "Молоково" обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Вывод суда первой инстанции о том, что публикация приложений к Распоряжению Минэкологии 236-РМ не является обязательной, апелляционный суд считает ошибочным, поскольку названное приложение является частью нормативного акта. Однако указанный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта.
В ходе апелляционного разбирательства судом исследовались оригиналы свидетельств о государственной регистрации права собственности заявителя на спорные земельные участки, копии которых приобщены к материалам дела. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что общество доказало правовой интерес для защиты нарушенного права.
Заявитель не лишен возможности восстановить нарушенные, по его мнению, права путем обращения в суд в порядке искового производства, что согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010, согласно которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Апелляционный суд считает доводы жалобы ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.
Также суд апелляционной инстанции не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 04.06.2013 N 1222 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 22 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 по делу N А41-37285/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Жилой комплекс "Молоково" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 22 000 руб., уплаченную по п/п N 1222 от 04.06.2013.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)