Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, О.В.Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): Е.С.Пасканная, доверенность от 10.01.2013;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9692/2013) Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2013 по делу N А56-71435/2012 (судья С.П.Рыбаков), принятое
по иску (заявлению) ООО ФГ "Вэб-инвест"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
об обязании возвратить излишне уплаченный налог
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Финансовая группа "Вэб-инвест" (ОГРН 1037843106498, адрес 191119, Санкт-Петербург, Марата ул., 69-71, лит. А) (далее - ООО ФГ "Вэб-инвест", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (адрес 190103, Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, литера А) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 9 по СПб, ответчик) об обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 1430178 руб., из них 1158907 руб. налог, зачисляемый в доход федерального бюджета, 271271 руб. налог, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 9 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что суммы налога, по которым было отказано в возврате, были уплачены Обществом платежными поручениями в 2007; срок на возврат излишне уплаченных сумм, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщиком был пропущен; Обществом и МИФНС РФ N 10 по СПб, в которой до 09.04.2009 Общество состояло на налоговом учете, были составлены акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам N 301 по состоянию на 31.12.2007, N 1349 по состоянию на 16.04.2008, N 2417 по состоянию на 01.07.2008; в данных актах указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль, сверка произведена по всем налогам без разногласий; Обществу при получении данных актов было известно о наличии спорной переплаты по налогу на прибыль.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 29.08.2012 N 1048 возвратить переплату: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в размере 28135280 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 4328682 руб., просило зачесть в счет предстоящих платежей переплату по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в сумме 271271 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 30142 руб.
28.09.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.09.2012 N 1128 возвратить переплату: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в размере 27864011 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 4298542 руб.
В материалах дела имеются платежные поручения от 28.09.2007 N 366 и от 28.09.2007 N 367 на уплату Обществом в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ авансового платежа по налогу на прибыль за 3 квартал 2007.
Переплату по налогу на прибыль за 2007, уплаченную Обществом в бюджеты, налогоплательщик, в том числе, просил возвратить в заявлениях от 29.08.2012 и 28.09.2012.
Налоговый орган вынес решения о возврате Обществу переплат по налогу на прибыль (бюджет субъекта РФ) в сумме 27592740 руб. и в сумме 3139635 руб. (федеральный бюджет). Письмом от 25.09.2012 Инспекция сообщила Обществу, что его письмо о возврате денежных средств по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 1158905 руб. и налогу на прибыль (бюджет субъекта РФ) в сумме 271269 руб. оставлено без исполнения в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Согласно выпискам операций по расчету с бюджетом по состоянию на 30.09.2012 у Общества числилась переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1158907 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 271271 руб.
Общество полагает, что указанные суммы переплат, в возврате которых фактически было отказано налоговым органом, подлежат возврату налогоплательщику.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункт 8) статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 также разъяснил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Таким образом, Общество самостоятельно определяет на основании имеющихся у него сведений и документов суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в соответствующие бюджеты, и при непосредственной уплате Обществом в бюджеты платежными поручениями сумм налога на прибыль налогоплательщик должен быть осведомлен относительно сумм налога, фактически им уплаченных.
Вместе с тем, данные обстоятельства не исключают возможность образования переплаты по налогам, которая должна быть возвращена по заявлению плательщика, поданному в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты, либо в судебном порядке, с учетом того, что соответствующее заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о возникновении у него переплаты.
В данном случае Общество уплатило спорные суммы в составе авансовых платежей по налогу на прибыль платежными поручениями в 2007 году, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль, в том числе: в размере 1158907 руб. в федеральный бюджет и 271271 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации, всего 1430178 руб. было подано Обществом в налоговый орган 29.08.2012.
Установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок, в который может быть подано заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, налогоплательщиком был пропущен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, сделал вывод о том, что о спорной переплате заявителю стало известно после получения 23.12.2009 от налогового органа баланса расчетов по состоянию на 23.12.2009, согласно которому у Общества числится переплата по налогу на прибыль.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции правильным в связи со следующим.
По заявлению налогоплательщика Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, на налоговом учете в которой на тот момент времени состоял заявитель, была проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 103 - 116).
Результаты сверки были оформлены актом N 301 по состоянию расчетов на 31.12.2007 за период с 01.01.2007 по 30.12.2007. Данный акт подписан представителем Общества без разногласий, в акте отражена переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и в бюджет субъекта РФ, в суммах, больше спорных сумм. Акт сверки составлен до наступления срока уплаты налога за налоговый период 2007 года.
По заявлению налогоплательщика Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу была проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 119 - 135).
Результаты сверки были оформлены актом N 1349 по состоянию на 16.04.2008, сверка проведена за период с 01.01.2008 по 15.04.2008. Акт сверки составлен после наступления срока уплаты налога за налоговый период 2007 года.
Акт сверки был подписан представителем налогоплательщика 16.04.2008 без разногласий. В акте указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 20026595 руб., по налогу на прибыль организаций, начисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 53917756 руб.
Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу была проведена сверка расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам (л.д. 139 - 116), оформленная актом N 2417 по состоянию на 01.07.2008. Акт подписан представителем Общества без разногласий, в акте указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 509564 руб., и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 1525749 руб.
Спорные суммы переплат составляют 1158907 руб. налог на прибыль, зачисляемый в доход федерального бюджета, 271271 руб. налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть сумма по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в акте меньше суммы спорной переплаты по этому налогу по федеральному бюджету.
Также после составления акта сверки по состоянию на 16.04.2008, в котором были отражены суммы переплаты по налогу на прибыль в большем, чем заявлено Обществом размере, между Обществом и МИФНС РФ N 9 по СПб была проведена сверка расчетов за период с 01.01.2009 по 17.05.2009, оформленная актом N 644 по состоянию на 18.05.2009 (л.д. 166 - 181).
В акте указано на наличие у Общества задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Этот акт подписан Обществом 01.06.2009 с разногласиями, в акте налогоплательщик указал, что в акте не учтены остатки, переданные из МИФНС РФ N 10 по СПб, в том числе по платежам во всем налогам и сборам, в МИФНС РФ N 9 по СПб.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 Обществу не было достоверно известно о наличии у него спорной переплаты по налогу на прибыль.
Общество представило в материалы дела баланс расчетов с бюджетом на 23.12.2009. В данном документе указано на наличие у Общества просроченной переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1740211 руб. и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 4839029 руб.
В деле отсутствуют документы, из которых бы следовало, что Обществу стало известно о наличии у него переплаты по налогу на прибыль, включающей спорные суммы переплат за 2007, ранее получения баланса расчетов на 23.12.2009.
С момента получения указанного баланса расчетов Общество было определенно осведомлено о наличии у него переплаты в сумме 1158907 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета, в сумме 271271 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
Далее по состоянию на август и сентябрь 2012 сторонами составлялись акты сверки расчетов уже с указанием сумм переплат по налогу на прибыль в большем, чем спорные суммы, размере.
Следовательно, Обществу стало известно о наличии у него спорной переплаты по налогу на прибыль в декабре 2009. Поскольку заявление в арбитражный суд об обязании налоговый орган возвратить спорные суммы переплат подано Обществом 28.11.2012, то срок исковой давности заявителем не пропущен.
Сумма требований Общества по размеру подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнута.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2013 по делу N А56-71435/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-71435/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А56-71435/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, О.В.Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): Е.С.Пасканная, доверенность от 10.01.2013;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9692/2013) Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2013 по делу N А56-71435/2012 (судья С.П.Рыбаков), принятое
по иску (заявлению) ООО ФГ "Вэб-инвест"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
об обязании возвратить излишне уплаченный налог
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Финансовая группа "Вэб-инвест" (ОГРН 1037843106498, адрес 191119, Санкт-Петербург, Марата ул., 69-71, лит. А) (далее - ООО ФГ "Вэб-инвест", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (адрес 190103, Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, литера А) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 9 по СПб, ответчик) об обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 1430178 руб., из них 1158907 руб. налог, зачисляемый в доход федерального бюджета, 271271 руб. налог, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 9 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что суммы налога, по которым было отказано в возврате, были уплачены Обществом платежными поручениями в 2007; срок на возврат излишне уплаченных сумм, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщиком был пропущен; Обществом и МИФНС РФ N 10 по СПб, в которой до 09.04.2009 Общество состояло на налоговом учете, были составлены акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам N 301 по состоянию на 31.12.2007, N 1349 по состоянию на 16.04.2008, N 2417 по состоянию на 01.07.2008; в данных актах указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль, сверка произведена по всем налогам без разногласий; Обществу при получении данных актов было известно о наличии спорной переплаты по налогу на прибыль.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 29.08.2012 N 1048 возвратить переплату: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в размере 28135280 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 4328682 руб., просило зачесть в счет предстоящих платежей переплату по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в сумме 271271 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 30142 руб.
28.09.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.09.2012 N 1128 возвратить переплату: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в размере 27864011 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 4298542 руб.
В материалах дела имеются платежные поручения от 28.09.2007 N 366 и от 28.09.2007 N 367 на уплату Обществом в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ авансового платежа по налогу на прибыль за 3 квартал 2007.
Переплату по налогу на прибыль за 2007, уплаченную Обществом в бюджеты, налогоплательщик, в том числе, просил возвратить в заявлениях от 29.08.2012 и 28.09.2012.
Налоговый орган вынес решения о возврате Обществу переплат по налогу на прибыль (бюджет субъекта РФ) в сумме 27592740 руб. и в сумме 3139635 руб. (федеральный бюджет). Письмом от 25.09.2012 Инспекция сообщила Обществу, что его письмо о возврате денежных средств по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 1158905 руб. и налогу на прибыль (бюджет субъекта РФ) в сумме 271269 руб. оставлено без исполнения в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Согласно выпискам операций по расчету с бюджетом по состоянию на 30.09.2012 у Общества числилась переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1158907 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 271271 руб.
Общество полагает, что указанные суммы переплат, в возврате которых фактически было отказано налоговым органом, подлежат возврату налогоплательщику.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункт 8) статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 также разъяснил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Таким образом, Общество самостоятельно определяет на основании имеющихся у него сведений и документов суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в соответствующие бюджеты, и при непосредственной уплате Обществом в бюджеты платежными поручениями сумм налога на прибыль налогоплательщик должен быть осведомлен относительно сумм налога, фактически им уплаченных.
Вместе с тем, данные обстоятельства не исключают возможность образования переплаты по налогам, которая должна быть возвращена по заявлению плательщика, поданному в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты, либо в судебном порядке, с учетом того, что соответствующее заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о возникновении у него переплаты.
В данном случае Общество уплатило спорные суммы в составе авансовых платежей по налогу на прибыль платежными поручениями в 2007 году, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль, в том числе: в размере 1158907 руб. в федеральный бюджет и 271271 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации, всего 1430178 руб. было подано Обществом в налоговый орган 29.08.2012.
Установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок, в который может быть подано заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, налогоплательщиком был пропущен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, сделал вывод о том, что о спорной переплате заявителю стало известно после получения 23.12.2009 от налогового органа баланса расчетов по состоянию на 23.12.2009, согласно которому у Общества числится переплата по налогу на прибыль.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции правильным в связи со следующим.
По заявлению налогоплательщика Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, на налоговом учете в которой на тот момент времени состоял заявитель, была проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 103 - 116).
Результаты сверки были оформлены актом N 301 по состоянию расчетов на 31.12.2007 за период с 01.01.2007 по 30.12.2007. Данный акт подписан представителем Общества без разногласий, в акте отражена переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и в бюджет субъекта РФ, в суммах, больше спорных сумм. Акт сверки составлен до наступления срока уплаты налога за налоговый период 2007 года.
По заявлению налогоплательщика Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу была проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 119 - 135).
Результаты сверки были оформлены актом N 1349 по состоянию на 16.04.2008, сверка проведена за период с 01.01.2008 по 15.04.2008. Акт сверки составлен после наступления срока уплаты налога за налоговый период 2007 года.
Акт сверки был подписан представителем налогоплательщика 16.04.2008 без разногласий. В акте указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 20026595 руб., по налогу на прибыль организаций, начисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 53917756 руб.
Обществом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу была проведена сверка расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам (л.д. 139 - 116), оформленная актом N 2417 по состоянию на 01.07.2008. Акт подписан представителем Общества без разногласий, в акте указано на наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 509564 руб., и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 1525749 руб.
Спорные суммы переплат составляют 1158907 руб. налог на прибыль, зачисляемый в доход федерального бюджета, 271271 руб. налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть сумма по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в акте меньше суммы спорной переплаты по этому налогу по федеральному бюджету.
Также после составления акта сверки по состоянию на 16.04.2008, в котором были отражены суммы переплаты по налогу на прибыль в большем, чем заявлено Обществом размере, между Обществом и МИФНС РФ N 9 по СПб была проведена сверка расчетов за период с 01.01.2009 по 17.05.2009, оформленная актом N 644 по состоянию на 18.05.2009 (л.д. 166 - 181).
В акте указано на наличие у Общества задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Этот акт подписан Обществом 01.06.2009 с разногласиями, в акте налогоплательщик указал, что в акте не учтены остатки, переданные из МИФНС РФ N 10 по СПб, в том числе по платежам во всем налогам и сборам, в МИФНС РФ N 9 по СПб.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 Обществу не было достоверно известно о наличии у него спорной переплаты по налогу на прибыль.
Общество представило в материалы дела баланс расчетов с бюджетом на 23.12.2009. В данном документе указано на наличие у Общества просроченной переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1740211 руб. и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 4839029 руб.
В деле отсутствуют документы, из которых бы следовало, что Обществу стало известно о наличии у него переплаты по налогу на прибыль, включающей спорные суммы переплат за 2007, ранее получения баланса расчетов на 23.12.2009.
С момента получения указанного баланса расчетов Общество было определенно осведомлено о наличии у него переплаты в сумме 1158907 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета, в сумме 271271 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
Далее по состоянию на август и сентябрь 2012 сторонами составлялись акты сверки расчетов уже с указанием сумм переплат по налогу на прибыль в большем, чем спорные суммы, размере.
Следовательно, Обществу стало известно о наличии у него спорной переплаты по налогу на прибыль в декабре 2009. Поскольку заявление в арбитражный суд об обязании налоговый орган возвратить спорные суммы переплат подано Обществом 28.11.2012, то срок исковой давности заявителем не пропущен.
Сумма требований Общества по размеру подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнута.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2013 по делу N А56-71435/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)