Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-17946/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N А55-17946/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Союзнеруд" - Воротынская О.Л.; доверенность от 03.07.2012 года,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Русяева М.В.; доверенность от 15.03.2012 года N 04/014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2012 года по делу N А55-17946/2012 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Союзнеруд", (ОГРН 1036301043393), Самарская область, г. Тольятти,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "СОЮЗНЕРУД" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/14011/2 от 12 января 2012 года "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Союзнеруд" отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что изменение кадастровой площади и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548 произошло 22.06.2010 г., соответственно такие изменения должны быть учтены на 01.01.2011 г.
Согласно официальным данным, представленным ФГУ "ЗКП", 21.10.2010 г. произошло именно уточнение площади данного земельного участка, а не техническая ошибка.
Податель жалобы считает, что ОАО "Союзнеруд" не предоставлено доказательств того, что в государственном земельном кадастре содержатся иные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 г., нежели применявшиеся налоговым органом в рамках камеральной проверки.
По мнению подателя жалобы, инспекция при вынесении оспариваемого решения действовала в соответствии с требованиями налогового законодательства, поскольку руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2008 г., содержащимися в государственном земельном кадастре. Доказательств того, что такие сведения являются результатом технической ошибки, ОАО "Союзнеруд" в материалы дела не предоставлены.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Открытого акционерного общества "Союзнеруд" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2008 год, представленной в налоговый орган 12 августа 2011 года.
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, инспекцией вынесено оспариваемое решение N 13-11/14011/2 от 12 января 2012 года (л.д. 10 - 13). Указанным решением отказано в привлечении общества к ответственности. Однако предложено уплатить налог в сумме 303.926 руб. и пени в сумме 69.910 руб. 66 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в вышестоящий орган. Решением Управления ФНС России по Самарской области N 03-15/04624 от 22 февраля 2012 года в удовлетворении жалобы было отказано (л.д. 22 - 23).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
12.08.2011 года ОАО "Союзнеруд" была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в части уточнения земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 63:09:020253:548 за 2008 год, согласно которой исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 1 378 537,00 рублей, тогда как по данным налогового органа она должна составлять 1 682 463,00 рублей.
Основанием для подачи уточненной налоговой декларации послужил факт того, что ОАО "Союзнеруд" оплачивался земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 63:09:020253:548 площадью 11,1994 га., тогда как согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования от 30.03.1998 г. N 291289, ОАО "Союзнеруд" принадлежит земельный участок площадью 9,146 га.
Свидетельством о праве бессрочного пользования от 30.03.1998 г. N 29128 удостоверено, что ОАО "Союзнеруд" принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 9,146 га, расположенный: г. Тольятти, ул. Ярославская, 8, а не 11,1994 га.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.06.2009 г. согласно п. 1 ст. 389 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Мотивируя свое решение, инспекция руководствовалась тем, что согласно электронным сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:020253:548 по состоянию на 01.01.2008 года составляла 112.164.231,00 рубль, поскольку изменения площади и кадастровой стоимости указанного земельного участка произошли 22.06.2010 года, то такие изменения должны быть учтены на 01.01.2011 года.
Как правомерно установлено оспариваемым решением суда, площадь земельного участка, принадлежащего ОАО "Союзнеруд", не изменилась 22.06.2010 года, так как согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования от 30.03.1998 года N 29128, ОАО "Союзнеруд" принадлежит земельный участок площадью 9,146 га. ОАО "Союзнеруд" никогда не принадлежал земельный участок площадью 11,1994 га, за который оно с 2005 года оплачивало земельный налог.
Ссылка Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области на то, что изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:0960202053:548 произошло 22.06.2010 г., соответственно, такие изменения должны быть учтены при исчислении земельного налога на 01.01.2011 года не соответствует фактическим материалам дела, так как Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области не представлено доказательств принадлежности ОАО "Союзнеруд" земельного участка площадью 11,1994 га, который служил объектом налогообложения. Ссылки налогового органа на то, что земельный налог исчисляется исходя из сведений, предоставляемых ФГУ "ЗКП" не соответствуют ст. ст. 389, 391 НК РФ и сложившейся судебной практике - Постановлению Президиума ВАС РФ N 16485/11 от 29.05.2012 г.
В силу положений 389, 390 НК РФ объектом обложения земельным налогом являются земельные участки с влияющими на определение кадастровой стоимости индивидуальными характеристиками (площадь, вид разрешенного использования).
Пунктом 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Площадь земельного участка и, как следствие, кадастровая стоимость, лишь отображаются в сведениях государственного кадастра недвижимости, а не устанавливаются.
Таким образом ОАО "Союзнеруд" исчислило земельный налог в уточненной налоговой декларации исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах на земельный участок (свидетельстве N 29128 от 30.03.1998 г. и постановлении первого заместителя мэра г. Тольятти от 03.03.1998 г. 3327-2/03-98), а также данных содержащихся в государственном кадастре недвижимости, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с отсутствием до 22.06.2010 года в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548, в целях получения кадастрового паспорта ОАО "Союзнеруд" были проведены в соответствии с ч. 9. ст. 38 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" работы по уточнению границ земельного участка.
Кроме того, уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год была подана не в связи с проведенными кадастровыми работами по указанному земельному участку, а в связи технической ошибкой, допущенной в данных государственного кадастра недвижимости 19.11.2005 года, при внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, 8 с кадастровым номером 63:0960202053:548 в части указания площади 111994 кв. м, и, как следствие, кадастровой стоимости земельного участка, так как ОАО "Союзнеруд" никогда не принадлежал земельный участок на праве бессрочного пользования указанной площади.
В решении филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 10.07.2012 г. N 63-00-119/12-116724 указано, что согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования от 30.03.1998 N 29128 в государственном кадастре недвижимости была допущена техническая ошибка в сведениях о декларированной площади земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области не представлено доказательств того, что она обращалась в органы уполномоченные по ведению государственного кадастра недвижимости с запросами о наличии (отсутствии) технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в части указания площади земельного участка.
В соответствии со свидетельством о праве бессрочного пользования от 30.03.1998 г. N 29128 удостоверено, что ОАО "Союзнеруд" принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 9,146 га, расположенный: г. Тольятти, ул. Ярославская, 8, а не 11,1994 га, как указывает Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области, ссылаясь на сведения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что уточненная налоговая декларация, поданная ОАО "Союзнеруд" за 2008 год, полностью отражает действительное положение дел.
Судом также учтено, что при подаче первичной декларации по земельному налогу обществом суммы налога в бюджет уплачены в полном размере. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений и не оспаривается налоговым органом. Уточненная налоговая декларация не привела к увеличению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, наоборот, по результатам проверки (в случае принятия декларации без нарушений) заявитель имел бы право на возмещение из бюджета излишне уплаченного налога. Однако, установив, что недоимки по налогу не имеется и, приняв решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, инспекция тем не менее предложила заявителю повторно уплатить уже перечисленный в бюджет налог и начислила пени.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области, обосновывая правомерность начисления недоимки, ссылается на то, что после сдачи уточненной налоговой декларации по земельному налогу Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области производится уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика, суммы ранее уплаченного налога (по первичной декларации) будут отражены как переплата. Переплатой (излишне уплаченной суммой налога) налогоплательщик вправе распорядится в порядке, определенном ст. 78 НК РФ, вследствие чего выводы суда о повторной оплате земельного налога за 2008 г. не правомерны.
Однако, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 21 и п. п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам, (п. 4 ст. 176 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В данном случае, как указано выше, налоговый орган не принял во внимание, что в соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 утверждены правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктом 3 указанных правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
При подаче уточненной налоговой декларации по земельного налогу за 2008 года ОАО "Союзнеруд" руководствовался результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
Указанным постановлением утверждена государственная кадастровая оценка земель поселений Самарской области согласно приложению.
В приложении к данному постановлению указаны удельные показатели кадастровой стоимости земель города Тольятти в рублях за 1 кв. м.
Кроме этого, согласно п. 1 примечания к постановлению удельные показатели кадастровой стоимости земель являются основой для исчисления кадастровой стоимости земельных участков с учетом видов разрешенного использования земель.
Согласно данному приложению удельный показатель стоимости земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 63:09:0202053 для земель под промышленными объектами составляет 1001,52 рублей.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548 составляет:

Кст = S x УПКС, где

- Кст - кадастровая стоимость земельного участка;
- S - площадь земельного участка в кв. м;
- УПКС - удельный показатель стоимости земельного участка в рублях за 1 кв. м, согласно постановлению Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254.
91763 x 1001,52= 91 902 480 рублей
Ранее до подачи уточненной налоговой декларации в 2011 г. расчет кадастровой стоимости производился следующим образом:
11 1994 x 1001,52 = 112 164 231 рублей,
то есть при расчете кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Союзнеруд" использовал площадь, указанную в справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданную Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти и которая была указана равной 111994 кв. м.
Таким образом, вследствие неверного указания площади земельного участка, а именно 11,1994 га вместо 9,146 га как указано в свидетельстве о праве бессрочного пользования от 30.03.1998 г. N 29128, ОАО "Союзнеруд" неверно исчислял кадастровую стоимость земель, что привело в свою очередь к неправильному исчислению земельного налога.
При подаче уточненной налоговой декларации при расчете кадастровой стоимости использовалась площадь 91763 кв. м, полученная по результатам проведения кадастровых работ, то есть на 303 кв. м больше, чем по свидетельству о праве бессрочного пользования - 91460 кв. м.
С учетом изложенного судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены которого не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2012 года по делу N А55-17946/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)