Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N А62-18/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N А62-18/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2013.
Полный текст постановления изготовлен 16.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шуровой Л.Ф.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Давидович Е.В.
Техническую часть фиксации видеоконференцсвязи осуществляют:
от Арбитражного суда Смоленской области - помощник судьи Ватагина Т.Ф.
от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Давидович Е.В.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Смоленской области Лукашенковой Т.В.
при участии в заседании от:
- Сафоновского районного потребительского общества 215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Гагарина д. 24 (ОГРН 1026700945886) не явились, извещены надлежащим образом;
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Смоленской области 215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 60 Зуева Д.М. - представитель (доверенность от 22.08.2013 N 4)
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу Сафоновского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2013 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 (судьи Заикина Н.В., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А62-18/2013,

установил:

Сафоновское районное потребительское общество (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Смоленской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.10.2012 N 5749 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в сумме 239 957 рублей и начисления пени по земельному налогу 17 921 рублей 54 копеек (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены, либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом 17.05.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 29.08.2012 N 6655 и вынесено решение от 09.10.2012 N 57494 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 60 рублей 50 копеек.
Названным решением, оставленным без изменения УФНС России по Смоленской области (решение от 10.12.2012 N 158) обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в сумме 239 957 рублей, а также пени по нему в размере 17 921 рубля 54 копеек.
Полагая, что решение от 09.10.2012 N 57494 вынесено налоговым органом с нарушением норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Согласно сведениям, представленным инспекции на основании пункта 12 статьи 396 НК РФ Управлением Росреестра по Смоленской области, кадастровая стоимость спорного земельного участка с 01.01.2009 составляет 180 974 823 рублей и по состоянию на 01.01.2011 не изменялась.
Оценивая буквальное содержание вышеназванных законодательных норм, суд правомерно указал, что налоговый орган правильно определил кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в размере 180 974 823 рублей.
Отклоняя довод общества о том, что спорный земельный участок по состоянию на 01.01.2009 не был оценен в соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 256 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" и только впоследствии посредством исправления технической ошибки в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 180 974 823 рублей, суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, применяемые с 01.01.2009, утверждены постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Смоленской области".
Данное постановление официально опубликовано в издании "Смоленская газета" 04.11.2008, в "Вестнике Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области" - 06.11.2008 и 10.11.2008.
В соответствии пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2010) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ внесены изменения в статью 396 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2010.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в новой редакции по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правительство Российской Федерации путем принятия Постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, исходя из совокупного анализа приведенных правовых норм и фактических обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, еще в 2009 году могло определить достоверную кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка и имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584, а не на основании кадастровой стоимости, которая имела место в предшествующий период, однако, необходимых мер для проверки актуальности сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка при исчислении земельного налога за соответствующий налоговый период не предприняло.
Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен к уплате земельный налог за 2011 год в сумме 239 957 рублей и пени в сумме 17 921 рубля 54 копеек.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанций, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А62-18/2013 - оставить без изменения, а кассационную жалобу Сафоновского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Л.Ф.ШУРОВА

Судьи
Е.Н.ЧАУСОВА
М.Н.ЕРМАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)