Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 N 09АП-19847/2013, 09АП-21192/2013 ПО ДЕЛУ N А40-230/13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. N 09АП-19847/2013, 09АП-21192/2013

Дело N А40-230/13

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей Н.О. Окуловой, С.А. Сметанина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2013
по делу N А40-230/13, принятое судьей Г.А. Карповой
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
(ОГРН 1081102000957, 169314, Республика Коми, г. Ухта, ул. Заводская, д. 11)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
(ИНН 7710305514, ОГРН 1047702057765, 129223, г. Москва, пр-т Мира, ВВЦ, стр. 194), о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ивашкович Е.А. по доверенности N НПЗ-37 от 23.01.2013, Дробиз О.В. по доверенности N НПЗ-84 от 14.08.2012 г., Серегина О.С. по доверенности N НПЗ-201 от 18.12.2012
от заинтересованного лица - Маркарова О.А. по доверенности N 66 от 23.10.2012, Водовозов А.А. по доверенности N 61 от 26.09.2012
установил:

ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения инспекции от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 2 826 329 руб. налога на прибыль, 72 046 руб. налога на имущество, 15 592 руб. пени по налогу на имущество Также заявитель просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем уменьшения налога на прибыль за 2008 год в размере 131 922 руб., за 2009 год - в размере 67 607 руб. В обоснование указал, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагает на него обязанности по уплате налогов и пени, поскольку выводы решения не соответствуют Налоговому Кодексу Российской Федерации и фактическим обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2013 по делу N А40-230/13 признано недействительным, не соответствующим НК РФ, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество в размере 72 046 руб., пени по налогу на имущество в размере 15 592 руб. (п. 2.1. мотивировочной части), а также в части неучета для целей налогообложения прибыли в соответствующих периодах сумм доначисленных налогов: 938 руб. и 10 755 руб. транспортного налога, 876 014 руб. налога на имущество, 1 006 509 руб. и 1 819 820 руб. налога на прибыль. В части доначисления налога на прибыль в суммах 1 006 509 руб. и 1 819 820 руб. (п. 1.1. мотивировочной части) решение инспекции признано соответствующим НК РФ, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" отказано в удовлетворении заявления о признании решения в этой части недействительным. На Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
Не согласившись с принятым решением, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционных жалобах стороны указывают на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
От представителей сторон поступил отзывы на апелляционные жалобы, согласно которым они поддерживают свои позиции относительно предмета спора.
Суд апелляционной инстанции принял письменное ходатайство заявителя о частичном отказе от заявленных требований в части требований о признании недействительным решения налогового органа от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части возложения на Налоговый орган обязанности учесть для целей налогообложения налогом на прибыль организации в соответствующих периодах суммы доначисленного налога на имущество организаций в размере 72 046 руб.
Рассмотрев материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает их частично обоснованными, а решение подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам составлен акт от 20.07.2012 N 52-19-18/881а (т. 1, л.д. 49 - 144) и принято решение от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р (т. 2, л.д. 1 - 68), которым предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 4 870 959 руб., штраф в размере 7 607 руб., пени в размере 131 881 руб.
В порядке ст. 139 НК РФ общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган (т. 2, л.д. 69 - 80). Решением Федеральной налоговой службы N СА-Н-9/18106@ от 25.10.2012 (т. 2, л.д. 81 - 92) решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Инспекция в п. 1.1 решения пришла к выводу о том, что в нарушение ст. 318, п. 1 ст. 319 НК РФ обществом завышена сумма прямых расходов, уменьшающих доходы для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций, на сумму остатков незавершенного производства (далее - НЗП), приходящихся на конец года, за 2008 год - в размере 4 193 786 руб., за 2009 год - в размере 9 099 100 руб. В связи с указанным нарушением неуплата налога на прибыль составила за 2008 год - 1 006 509 руб., за 2009 год - 1 819 820 руб.
Заявитель приводит довод о не соответствии выводов налогового органа фактическим обстоятельствам и нормам налогового законодательства, на то, что общество ведет учет НЗП в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с соблюдением положений ст. ст. 318, 319 НК РФ, на то, что спорные остатки нефти не являются незавершенным производством, а являются продуктом переработки нефти.
Суд апелляционной инстанции признает решение инспекции в этой части соответствующим НК РФ, а доводы заявителя необоснованными, в связи с нижеследующим.
Общество является нефтеперерабатывающим заводом, используемое им основное сырье для производства нефтепродуктов - нефть.
В соответствии с учетной политикой, утвержденной приказами от 29.12.2007 N 535 (т. 2, л.д. 95 - 111), от 01.04.2008 N 2 с приложением N 2 "Об учетной политике ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" на 2008 год для целей налогообложения" (т. 2, л.д. 113 - 149), от 31.12.2008 N 386 "Об учетной политике ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" на 2009 год" (т. 3, л.д. 2 - 21) для целей налогового учета доходов и расходов общество использует метод начисления.
Пунктом 1 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений указанной статьи Кодекса. Для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 319 НК РФ под незавершенным производством в целях главы 25 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке.
Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 319 НК РФ.
Согласно п. 6 приказов общества об учетной политике для целей налогового учета на 2008 и 2009 годы от 29.12.2007 N 535, от 01.04.2008 N 2, от 31.12.2008 N 386, предоставленных в материалы дела, определено, что сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. Под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию.
На конец каждого месяца проверяемых периодов в установках АТ-1, АВТ образовывался остаток нефти. Опровергая выводы инспекции о том, что спорные остатки нефти в установках АТ-1 и АВТ следует квалифицировать как НЗП, заявитель приводит довод о то, что подготовка сырой нефти (обезвоживание и обессоливание) к первичной переработке осуществляется на блоке электрообессоливания (ЭЛОУ), входящем в состав установок первичной переработки нефти АТ-1 и АВТ. На данном блоке из нефти удаляются неорганические компоненты, которые не являются углеводородами и компонентами нефтепродуктов на любой стадии дальнейшей переработки нефти. Соответственно, по мнению заявителя, на данном блоке - ЭЛОУ, нефть не подвергается переработке, а удаление воды и растворенных солей не изменяет химический состав нефти, т.е. нефть на выходе и входе блока ЭЛОУ все также представляет собой сложную смесь углеводородов. Заявитель также утверждает, что спорные остатки находятся не на блоке ЭЛОУ установок АТ-1, АВТ, а во внутрицеховых и межцеховых трубопроводах и, следовательно, не могут являться незавершенным производством.
Вместе тем, с учетом представленных доказательств и пояснений сторон, суд соглашается с выводом налогового органа о том, что поступающая в установки АТ-1 и АВТ нефть подвергается технологическому процессу обработки (обезвоживанию, обессоливанию), следовательно, остатки нефти в силу п. 1 ст. 319 НК РФ следует считать незавершенным производством.
В соответствии с технологическим регламентом установки АТ-1, утвержденным 27.05.2004 (т. 5, л.д. 84 - 144), установка АТ-1 предназначена для переработки нефтепродуктов и состоит из 5 блоков, технологически связанных между собой:
- 1) блок ЭЛОУ, предназначенный для обессоливания и обезвоживания сырой нефти;
- 2) блок отбензинивания обессоленной нефти, предназначенный для разделения обессоленной нефти на фракцию НК-85 град. С и отбензиненную нефть;
- 3) блок АТ, предназначенный для атмосферной перегонки отбензиненной нефти с целью получения фракции 85 - 145 град. C, 140 - 180 град. C (компонент сырья риформинга и реактивного топлива), фракции 180 - 210 град. C (для получения реактивного топлива или компонента зимнего дизельного топлива), фракции 210 - 340 град. C (компонент дизельного топлива или сырье установки ГДС-850), фракции 300 - 380 (340 - 380) град. C - атмосферного газойля, мазута (380 град. C);
- 4) блок стабилизации фракции НК-85 град. С, предназначенный для удаления растворенных углеводородных газов и воды из фракции НК 85 град. сФ;
- 5) блок ТС, предназначенный для очистки фракции топлива ТС-1 от меркаптанов, механических примесей и удаления влаги из фракции топлива ТС-1.
Сырьем для установки АТ-1 является сырая нефть, сырье для производства топлива для реактивных двигателей ТС-1, нефть обессоленная.
Результатами переработки нефти и сырья в установке АТ-1 являются полуфабрикаты и продукция.
В соответствии с технологическим регламентом установки АТ-1 началом технологического процесса на установке АТ-1 является трехступенчатое электрообессоливание, электрообезвоживание нефти в блоке ЭЛОУ, в который нефть самотеком поступает на прием к сырьевому насосу. После этого обессоленная нефть напрямую и без задержек подается на блок отбензинивания, где происходит разделение нефти на отдельные фракции. Затем отбензиненная нефть с куба колоны забирается насосом и прокачивается по трубному пространству теплообменников, где нагревается (блок АТ для атмосферной перегонки отбензиненной нефти). После этого выделившиеся фракции поступают в блок стабилизации бензина, а последний блок установки - блок ТС - предназначен для удаления меркаптанов из фракции авиакеросина ТС-1 до уровня требований к их предельному содержанию, установленному ГОСТ 10227. Итоговый продукт, после прохождения всей технологической обработки направляется в резервуары.
В соответствии с технологическим регламентом установки АВТ, утвержденным 10.10.2006 (т. 5, л.д. 54 - 83), установка АВТ предназначена для переработки нефтепродуктов и состоит из 3 блоков, технологически связанных между собой:
Первый блок ЭЛОУ, предназначенный для обессоливания и обезвоживания тяжелой Ярегской нефти.
Второй блок АТ (атмосферной перегонки нефти), предназначенный для атмосферной перегонки обессоленной и обезвоженной нефти с целью получения фракции дизельного топлива (компонент дизельного топлива) и мазута (сырья блока вакуумной перегонки мазута).
Третий блок вакуумной перегонки мазута, предназначенный для вакуумной перегонки мазута с целью получения вакуумных погонов (компонентов вакуумного газойля низкозастывающего, ВГЛ, топочных и судовых топлив, масла осевого, сырья установки по производству нефтебитумов) и гудрона (сырья установки по производству нефтебитумов, установки висбрекинга, компонента топочных и судовых топлив).
На установке АВТ сырьем является тяжелая Ярегская нефть, прямогонный мазут с установки АТ-1 и нефть обессоленная.
Результатами переработки нефти и сырья в установке АВТ являются следующие полуфабрикаты и продукция: компонент дизельных топлив; I - вакуумный погон; II - вакуумный погон; III - вакуумный погон; гудрон.
В соответствии с технологическим регламентом установки АВТ началом технологического процесса на установке АВТ является трехступенчатое электрообессоливание и электрообезвоживание нефти в блоке ЭЛОУ, в который тяжелая нефть из резервуарного парка самотеком поступает на прием к насосу. Обессоленная и обезвоженная нефть поступает в блок атмосферной перегонки нефти, блок вакуумной перегонки мазута.
Исходя из критериев незавершенного производства, описанных в ст. 319 НК РФ, для признания рассматриваемых остатков незавершенным производством необходимо установить, что они уже вступили в технологический процесс производства (нефтепереработки). В случае, если данные остатки еще не вступили в подобный процесс, они не могут признаваться незавершенным производством.
Таким образом, производственная функция установок АТ-1 и АВТ (входящих в них блоков) - поэтапный непрерывный процесс переработки нефтесырья в нефтепродукты. Так как хранение товарной продукции, компонентов и полуфабрикатов нефтепродуктов и нефтехимии на установках ЭЛОУ-АТ-1, ЭЛОУ-АВТ не предусмотрено, то, соответственно, поступающий на них материал находится в производстве. В связи с тем, что возможна ситуация, когда процесс производства начинается в одном месяце, а заканчивается в другом, на каждую отчетную дату будет существовать незавершенное производство, которое будет выражаться в наличии промежуточного продукта, который и является остатком незавершенного производства.
апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что остатки нефтесырья в установках прошли блок ЭЛОУ, т.е. лишь обессоливание и обезвоживание, что не может считаться обработкой, поскольку исходя из специфики деятельности заявителя - переработки нефти, обработкой нефтесырья является технологический процесс доведения первоначального сырья до полуфабрикатов и изготовляемой продукции. Данный процесс осуществляется путем осуществления поэтапного процесса обработки нефтесырья на установках АТ-1 и АТВ. Как указано в технологических регламентах этих устройств, они представляют из себя технологически связанные блоки, совокупность которых позволяет получить необходимый продукт.
Таким образом, попав в соответствующую установку, сырье уже считается подверженным обработке, т.к. само назначение рассматриваемых установок - обработка сырья и получение конечного продукта. Более того, блоки в установках не являются раздельными, а представляют связанную технологическую систему, состоящую из последовательных формализованных действий и операций. Технологическим регламентом установок не предусмотрено разделение единого комплекса работ по переработке сырья в товарные нефтепродукты на какие-либо независимые этапы с самостоятельным товарным продуктом. Тем самым невозможно отделять деятельность блока ЭЛОУ от обработки нефтесырья всей системы, так как блок ЭЛОУ является составной частью этой системы.
Утверждение заявителя о том, что процесс воздействия на нефтесырье в блоке ЭЛОУ является самостоятельной стадией технологического процесса, противоречит материалам дела. Так, в пункте 3.2 технологического регламента установки АТ-1, при описании технологической схемы установки прямо указано, что обессоленная нефть после Т-35 поступает на прием насоса Н-2 (Н-3) и подается на блок отбензинивания. Таким образом, первый этап переработки нефти, заключающийся в обезвоживании и обессоливании нефти, неразрывно связан со следующим этапом, заключающимся в отбензинивании обессоленной нефти. Самостоятельный продукт после установки ЭЛОУ не получается, не выводится из установки и, исходя из технических особенностей, не может выводиться, а самотеком переходит на следующий этап переработки.
Кроме того, заявитель указывает на то, что процесс нефтепереработки является непрерывным. Одним из обязательных критериев непрерывности технологического процесса является непрерывность и взаимозависимость всех этапов данного процесса. Соответственно, обезвоживание и обессоливание нефти на блоке ЭЛОУ не является самостоятельной технологической стадией.
С учетом изложенного, спорный остаток обессоленной и обезвоженной нефти является незавершенным производством, так как находится в определенный момент времени на установке и в любом случае перерабатывается (сырье передано в производство, установка не остановлена).
Кроме того, согласно п. 4.4 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 17.11.1998 N 371, к основному производству относятся все технологические процессы (производства), переделы, цехи и установки, которые по своей организации и технологии направлены на получение готовой продукции и полуфабрикатов, предназначенных как для реализации на сторону, так и для дальнейшей переработки на данном предприятии.
К процессам основного производства в нефтеперерабатывающей промышленности относятся: подготовка сырья (нефти) к переработке (обезвоживание и обессоливание) (установка ЭЛОУ); перегонка нефти, бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, вакуумного газойля и мазута - атмосферные и атмосферно-вакуумные трубчатки топливного и масляного типа, атмосферно-вакуумные трубчатки со вторичной перегонкой бензиновых фракций, установки вторичной перегонки с четкой ректификацией.
Соответственно, обезвоживание и обессоливание нефти на блоке ЭЛОУ установок АТ-1 и АВТ является процессом производства.
Довод заявителя о том, что спорные остатки относятся не к блоку ЭЛОУ, а лишь к трубопроводу от резервуарного парка до входа на установки АТ-1 и АВТ не соответствует материалам дела.
В соответствии с технологическими регламентами рассматриваемых установок трубопровод, ведущий в блок ЭЛОУ, не входит в структуру установок. Информация же о ежемесячном остатке содержится в документе "Сведения о движении нефти и нефтепродуктов" применительно к каждой установке. Следовательно, в данных документах не может отражаться информация об остатках нефти, содержащихся вне установок, поэтому спорный остаток не может относиться к трубопроводу, не являющемуся составной частью установок АТ-1 и АВТ. Обществом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств в подтверждение вышеприведенного довода, в частности документов, позволяющих установить, что спорные остатки нефти не относятся к установкам АТ-1, АВТ.
Довод заявителя о том, что нефть в блоке ЭЛОУ не является продуктом переработки не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что в процессе прохождения нефти установок АТ-1 и АВТ она преобразуется по своим характеристикам из нефтесырья до полуфабрикатов. При этом одним из обязательных элементов подобной переработки является прохождение нефти блока ЭЛОУ, являющегося обязательным и неотъемлемым составляющей обеих установок общества.
В технологических регламентах установок АТ-1, АВТ указаны характеристики исходного сырья, материалов, катализаторов, полуфабрикатов, изготовляемой продукции. Поступающая на установку нефть обладает определенной нормой качества, которая соответствует ГОСТу, ТУ. Затем в процессе обработки сырая нефть превращается в обессоленную, обезвоженную нефть, у которой нормы показателей качества (содержание воды, концентрация солей) уже значительно ниже и соответствуют стандартам предприятия, которые на основании ст. 17 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", разрабатываются и утверждаются самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ст. 11 данного Закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Соответственно, исходя из определения "сырье", приведенного в учетной политике общества для целей налогового учета на 2008 и 2009 г.г., как "материала, используемого в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию", и исходя из того, что сырьем для установок АТ-1 и АВТ, включающих в себя в том числе блок ЭЛОУ, является нефть обезвоженная и обессоленная для целей ГОСТа, то процесс дальнейшей обработки нефти, в том числе и дальнейшая очистка от воды и механических примесей, солей - является ее переработкой.
В соответствии с п. 3.1 технологического регламента АТ-1 на блоке ЭЛОУ происходит отделение от нефти воды с растворенными в ней солями. Следовательно, после блока ЭЛОУ количество и объем нефти как минерального сырья изменяется в сторону уменьшения, т.к. ряд химических элементов от нее отделяется. То есть прохождение нефти блока ЭЛОУ изменяет ее качественные и количественные показатели и влияет на качество итоговой продукции.
Следовательно, остатки нефти в установках АТ-1, АВТ находятся в производстве и были подвержены определенной обработке, которая представляет собой часть единого технологического процесса, направленного на преобразование исходного сырья в товарные нефтепродукты. Соответственно, при расчете прямых расходов следует учитывать не только остатки на конец месяца полуфабрикатов собственного производства, но и остатки нефти в установках.
Расчет суммы прямых расходов за 2008 - 2009 годы, приходящихся на долю остатков нефти на конец месяца, произведен налоговым органом на основании сведений "О движении нефти и нефтепродуктов по установкам" за 2008 - 2009 годы (помесячно), содержащих информацию об остатках нефти обессоленной, обезвоженной в установках АТ-1, АВТ по состоянию на начало каждого месяца и о количестве нефтесырья, переданного в производство на установках; налоговых регистров учета прямых расходов по налогу на прибыль за 2008 - 2009 годы (помесячно). Для расчета прямых расходов на остаток незавершенного производства на начало месяца за январь 2008 года (графа 3 строка 3) использовались данные, представленные обществом инспекции в ходе выездной налоговой проверки за 2007 год.
Согласно п. 6 приказов об учетной политике для целей налогового учета на 2008, 2009 год от 29.12.2007 N 535, от 01.04.2008 N 2, от 31.12.2008 N 386, предоставленных в материалы дела, определено, что в состав прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ), включаются: материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье.
В силу абз. 3 и 4 п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Обществом не предусмотрена какая-либо специфика учета НЗП относительно конкретных видов прямых расходов. Учетная политика общества закрепляет, что сумма прямых расходов (в которую включаются все предусмотренные виды таких расходов, а не только производственные расходы, приходящиеся на установки АТ-1, АВТ цеха N 1) распределяется на остатки НЗП.
Более того, абз. 6 п. 1 ст. 319 НК РФ, предусматривая, что сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца, также не разделят всю сумму прямых расходов по каким-либо подгруппам и не закрепляет обязанности по распределению НЗП лишь по отношению к определенной группе прямых расходов. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов и порядок их распределения, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Указанные нормы относят к прямым расходам затраты, как непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Правомерность методики произведенного инспекцией расчета подтверждается сложившейся судебной практикой.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод налогового органа о том, что в нарушение ст. 318 НК РФ, п. 1 ст. 319 НК РФ обществом неправомерно отнесены в состав расходов за 2008 - 2009 годы суммы прямых расходов, приходящихся на долю незавершенного производства (остатков нефти) на конец отчетных годов, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 4 193 785,55 руб., за 2009 год - в сумме 9 099 100 руб. (13 292 885,19 - 4 193 785,55) и в части неучета для целей налогообложения прибыли в соответствующих периодах сумм доначисленных налогов: в размере 1 006 509 руб. и 1 819 820 руб. налога на прибыль.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2013, и руководствуясь ст. ст. 62, 110, 150, 176, 266 - 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2013 года по N А40-230/13 изменить.
Принять отказ от заявленных требований в части требования ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части неучета для целей налогообложения прибыли в соответствующих периодах суммы доначисленного налога на имущество в сумме 72 046 руб.
Отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части неучета для целей налогообложения прибыли в соответствующих периодах суммы доначисленного налога на имущество в сумме 72 046 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Отменить решение суда в части удовлетворения требований ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.08.2012 N 52-19-18/1495р. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части неучета для целей налогообложения прибыли в соответствующих периодах сумм доначисленных налогов: в размере 1 006 509 руб. и 1 819 820 руб. налога на прибыль.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
С.А.СМЕТАНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)