Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 232315020237, ОГРН 1042309105750) - Ивановой С.С. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Стройиндустрия" (ИНН 2315116612, ОГРН 1052309109973), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.,) по делу N А32-18555/2011, установил следующее.
ЗАО "Стройиндустрия" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) возвратить излишне уплаченный земельный налог: за 2007 год - 681 728 рублей, за I квартал 2008 года - 554 914 рублей, за II квартал 2008 года - 554 914 рублей.
Решением от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2012, суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей излишне уплаченного земельного налога за I и II кварталы 2008 года, в остальной части требований отказал. Судебные акты мотивированы тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. В отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земли общество необоснованно исчислило и уплатило 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2012 судебные акты отменены в части возложения на налоговую инспекцию обязанности возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года и в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения. Суд кассационной инстанции согласился с выводом судебных инстанций о том, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) не подлежало применению при исчислении обществом земельного налога за I и II кварталы 2008 года, но при этом указал, что суды неполно исследовали обстоятельства дела, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков общества либо нормативной цены земли, вопрос об утверждении нормативной цены земли на участки общества в спорном периоде, не проверили наличие факта излишней уплаты земельного налога по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2013, суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, установив, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, не утверждена и не доведена до сведения общества в установленном законом порядке; нормативная цена земли не установлена; материалами дела подтверждена излишняя уплата земельного налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что суды неправомерно возложили на налоговую инспекцию обязанность по возврату 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, поскольку общество должно было руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости, определенной с учетом положений постановления главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002; решение суда не может быть исполнено ввиду наличия у общества 1 729 511 рублей задолженности по земельному налогу.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция провела проверку налоговых деклараций и налоговых расчетов общества по земельному налогу за I - IV кварталы 2007 года, I и II кварталы 2008 года, и установила, что общество исчислило и уплатило 1 891 556 рублей земельного налога.
При исчислении земельного налога за 2007 год на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 общество применило кадастровую стоимость в размере 24 790 тыс. рублей, на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - кадастровую стоимость в размере 30 987 500 рублей.
При исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 общество применило кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей и на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - в размере 301 851 500 рублей.
Руководствуясь постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002, в 2007 году на основании указанной выше кадастровой стоимости земельных участков общество исчислило и уплатило 681 728 рублей земельного налога, а на основании распоряжения N 1202-р за I и II кварталы 2008 года - 1 109 828 рублей земельного налога.
В последующем общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, исходя из того, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не опубликовано, а распоряжение N 1202-р опубликовано лишь 13.03.2009, поэтому содержащаяся в данных нормативных актах информация не могла быть использована при установлении кадастровой стоимости земельного участка в 2007 и 2008 годах. По мнению общества, нормативные правовые акты, которые не вступили в законную силу, неприменимы, следовательно, уплаченные суммы земельного налога подлежат возврату из бюджета, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суды выполнили указания суда кассационной инстанции, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и обоснованно удовлетворили требования общества в части обязания налоговой инспекции возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Судебными инстанциями установлено, что общество владеет земельными участками с кадастровыми номерами 23:470111002:203 и 23:470111002:204, площадью 20 тыс. кв. м и 25 тыс. кв. м соответственно, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 393, пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" установлено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражными судами следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Судебные инстанции установили, что общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р, производило расчет и уплату земельного налога на площадь фактически используемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:203, применив в I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:204, применив I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 301 851 500 рублей, в результате чего за I и II кварталы 2008 года исчислило и уплатило 1 109 828 рублей земельного налога.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2008 утверждены распоряжением N 1202-р, которое в соответствии с пунктом 4 распоряжения N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, действующему до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Суды правильно исходили из того, что поскольку налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010, то положения распоряжения N 1202-р не подлежали применению при исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Суды установили, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 в полном объеме не опубликовано и, следовательно, не может применяться при исчислении кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Данная позиция изложена и в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суды установили, что налоговая инспекция не определяла суммы платежей по земельному налогу на основе нормативной цены земельного участка; на 01.01.2008 на территории Краснодарского края методом массовой оценки определена кадастровая оценка земельных участков различных категорий земель, в связи с чем определение нормативной цены земельных участков не требовалось.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 и статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При новом рассмотрении дела суды проверили наличие излишней уплаты обществом земельного налога по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов, и установили его документальное подтверждение; суды правильно указали, что моментом, когда общество могло узнать о наличии переплаты по земельному налогу, является представление налоговой декларации по земельному налогу за год; суды обоснованно отклонили довод налоговой инспекции об отсутствии у общества переплаты по налогу, установив, что 12.05.2011 общество представило уточненную декларацию по земельному налогу за 2008 год, в которой исчисленная ранее сумма налога заявлена к уменьшению.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества и обязали налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей излишне уплаченного земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями при новом рассмотрении дела, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А32-18555/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-18555/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. по делу N А32-18555/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 232315020237, ОГРН 1042309105750) - Ивановой С.С. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Стройиндустрия" (ИНН 2315116612, ОГРН 1052309109973), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.,) по делу N А32-18555/2011, установил следующее.
ЗАО "Стройиндустрия" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) возвратить излишне уплаченный земельный налог: за 2007 год - 681 728 рублей, за I квартал 2008 года - 554 914 рублей, за II квартал 2008 года - 554 914 рублей.
Решением от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2012, суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей излишне уплаченного земельного налога за I и II кварталы 2008 года, в остальной части требований отказал. Судебные акты мотивированы тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. В отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земли общество необоснованно исчислило и уплатило 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2012 судебные акты отменены в части возложения на налоговую инспекцию обязанности возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года и в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения. Суд кассационной инстанции согласился с выводом судебных инстанций о том, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) не подлежало применению при исчислении обществом земельного налога за I и II кварталы 2008 года, но при этом указал, что суды неполно исследовали обстоятельства дела, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков общества либо нормативной цены земли, вопрос об утверждении нормативной цены земли на участки общества в спорном периоде, не проверили наличие факта излишней уплаты земельного налога по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2013, суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, установив, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, не утверждена и не доведена до сведения общества в установленном законом порядке; нормативная цена земли не установлена; материалами дела подтверждена излишняя уплата земельного налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что суды неправомерно возложили на налоговую инспекцию обязанность по возврату 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, поскольку общество должно было руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости, определенной с учетом положений постановления главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002; решение суда не может быть исполнено ввиду наличия у общества 1 729 511 рублей задолженности по земельному налогу.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция провела проверку налоговых деклараций и налоговых расчетов общества по земельному налогу за I - IV кварталы 2007 года, I и II кварталы 2008 года, и установила, что общество исчислило и уплатило 1 891 556 рублей земельного налога.
При исчислении земельного налога за 2007 год на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 общество применило кадастровую стоимость в размере 24 790 тыс. рублей, на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - кадастровую стоимость в размере 30 987 500 рублей.
При исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:470111002:203 общество применило кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей и на земельный участок в кадастровым номером 23:47:0111002:204 - в размере 301 851 500 рублей.
Руководствуясь постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002, в 2007 году на основании указанной выше кадастровой стоимости земельных участков общество исчислило и уплатило 681 728 рублей земельного налога, а на основании распоряжения N 1202-р за I и II кварталы 2008 года - 1 109 828 рублей земельного налога.
В последующем общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, исходя из того, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 не опубликовано, а распоряжение N 1202-р опубликовано лишь 13.03.2009, поэтому содержащаяся в данных нормативных актах информация не могла быть использована при установлении кадастровой стоимости земельного участка в 2007 и 2008 годах. По мнению общества, нормативные правовые акты, которые не вступили в законную силу, неприменимы, следовательно, уплаченные суммы земельного налога подлежат возврату из бюджета, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суды выполнили указания суда кассационной инстанции, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и обоснованно удовлетворили требования общества в части обязания налоговой инспекции возвратить обществу 1 109 828 рублей земельного налога за I и II кварталы 2008 года, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Судебными инстанциями установлено, что общество владеет земельными участками с кадастровыми номерами 23:470111002:203 и 23:470111002:204, площадью 20 тыс. кв. м и 25 тыс. кв. м соответственно, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 393, пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" установлено, что если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражными судами следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Судебные инстанции установили, что общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р, производило расчет и уплату земельного налога на площадь фактически используемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:203, применив в I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 446 427 600 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:204, применив I и II кварталах 2008 года кадастровую стоимость в размере 301 851 500 рублей, в результате чего за I и II кварталы 2008 года исчислило и уплатило 1 109 828 рублей земельного налога.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2008 утверждены распоряжением N 1202-р, которое в соответствии с пунктом 4 распоряжения N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009.
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, действующему до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Суды правильно исходили из того, что поскольку налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения N 1202-р, вступившего в законную силу 13.03.2009, в целях налогообложения должна применяться для исчисления земельного налога не ранее 01.01.2010, то положения распоряжения N 1202-р не подлежали применению при исчислении земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Суды установили, что постановление главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 N 1002 в полном объеме не опубликовано и, следовательно, не может применяться при исчислении кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Данная позиция изложена и в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суды установили, что налоговая инспекция не определяла суммы платежей по земельному налогу на основе нормативной цены земельного участка; на 01.01.2008 на территории Краснодарского края методом массовой оценки определена кадастровая оценка земельных участков различных категорий земель, в связи с чем определение нормативной цены земельных участков не требовалось.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 и статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При новом рассмотрении дела суды проверили наличие излишней уплаты обществом земельного налога по итогам налогового периода 2008 года, а также последующих налоговых и отчетных периодов, и установили его документальное подтверждение; суды правильно указали, что моментом, когда общество могло узнать о наличии переплаты по земельному налогу, является представление налоговой декларации по земельному налогу за год; суды обоснованно отклонили довод налоговой инспекции об отсутствии у общества переплаты по налогу, установив, что 12.05.2011 общество представило уточненную декларацию по земельному налогу за 2008 год, в которой исчисленная ранее сумма налога заявлена к уменьшению.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества и обязали налоговую инспекцию возвратить обществу 1 109 828 рублей излишне уплаченного земельного налога за I и II кварталы 2008 года.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями при новом рассмотрении дела, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А32-18555/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Ю.В.МАЦКО
Л.Н.ВОЛОВИК
Ю.В.МАЦКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)