Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица,О.Ю. Ефимова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 19.11.2013 - Кузьменко Т.Е., паспорт,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 по делу N А32-18908/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтическое объединение "Авиценна"
к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ
об обязании возместить средства в сумме 192 054 руб. 24 коп.
установил:
общество с ограниченной ответственностью медико-фармацевтическое объединение "Авиценна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее - фонд) о взыскании суммы невозмещенных расходов страхователя на выплату страхового обеспечения за период 2012 г. в сумме 192 054 руб. 24 коп. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что применение обществом пониженного тарифа соответствует нормам действующего законодательства.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а не в отношении абсолютно всех работников аптечной организации.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заявителя в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого судебного акта. Общество осуществляло перечисления в фонд с учетом наличия или отсутствия у работников фармацевтического образования. Поскольку письмо, разъясняющее данный порядок было отозвано, общество обратилось в суд за взысканием уплаченных средств.
Ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие удовлетворено протокольным определением.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.06.2013, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 29.06.2007 г. N 23-02-000087, выданную ему Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (срока действия до 29.06.2012 г.), лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 25.06.2012 г. N ЛО-23-02-002030 без ограничения срока действия.
Согласно данной лицензии общество вправе осуществлять фармацевтическую деятельность.
В отношении общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтического объединения "Авиценна" за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2012 г Государственным учреждением - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар проводились камеральные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя, по результатам которых составлялись акты от 23.08.2012 N 461, от 20112012 N 615, от 28.02.2013 N 180, подтверждающими правильность применения пониженного тарифа по страховым взносам.
Так, в акте камеральной проверки от 23.08.2012 N 461 была отражена сумма 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., в акте камеральной проверки от 20.11.2012 г. N 615 - сумма 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., в акте камеральной проверки от 28.02.2013 г. N 180 - сумма 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г.
В последующем Государственным учреждением - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - Общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтического объединения "Авиценна" за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012г, по результатам которой установлено, что страхователь являлся плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход.
Согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в 2010 году страхователь применял пониженный тариф (0,00%) в связи с применением специальных режимов налогообложения.
В 2011 г. страхователь являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В 2012 г. страхователем применен пониженный тариф в 1 квартале согласно ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В проверяемом периоде фондом выявлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 105 723 руб. 29 коп., в том числе страхователем не были включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов суммы оплаты путевок, приобретаемых для сотрудников организации в сумме 102 770 руб., в том числе Демченко Т.В. в сумме 25 440 руб., Печориной Н.В. в сумме 35 300 руб., Кабуловой Л.Л. в сумме 42030 руб., а также по непринятым к зачету расходам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенным с нарушением законодательства, в сумме 2953,29 руб.
Учреждением установлено, что в период май 2011 г. сумма заниженной базы для начисления страховых взносов составила 25 440 руб., в октябре 2011 г. - 35300 руб., в декабре 2011 г. - 42030 руб., в октябре 2012 г. - 366,38 руб., в ноябре 2012 г. - 1245,48 руб., в декабре 2012 г. - 1341,43 руб. Итого: 105723,29 руб.
В результате сумма доначисленных взносов составила в мае 2011 г. - 737,76 руб., в октябре 2011 г. - 1023,7 руб., в декабре 2011 г. - 1218,87 руб., в октябре 2012 г. - 10,63 руб., в ноябре 2012 г. - 36,12 руб., в декабре 2012 г. - 38,9 руб. Итого: 3065,98 руб.
При этом, страхователю начислены страховые взносы в размере 3065 руб. 98 коп.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 27.03.2013 г. N 11осс.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 11.07.2012 г. N 1, согласно которому обществу предложено отразить страховые взносы в сумме 33 981 руб. 33 коп. в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС).
Таким образом, учреждением не были возмещены (выделены) обществу 192 054 руб. 24 коп. (в том числе не возмещены 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г., а также 33 981 руб. 33 коп., начисленных решением от 11.07.2012 г. N 1).
Согласно представленного страхователем расчета по Форме 4-ФСС РФ за 2012 год сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ составляет 14244246,31 руб. (в том числе 3649467,31 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.), сумма выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность - 7083250 руб. (в том числе 1766980 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.).
База для начисления страховых взносов составляет 13705810 руб. (в том числе 3554770 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.), страхователем начислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию в размере 192 054 руб. 24 коп. (в том числе 51845,91 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.).
В соответствии с представленными обществом документами, за 2012 год выплаты в пользу работников осуществляющих фармацевтическую деятельность, на которых представлены дипломы об образовании, сертификаты и для которых установлен тариф страховых взносов в размере 0% составляют 7083250 руб., в том числе 1766980 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
База для начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 6622560 руб., в том числе 1784790 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
При этом, страховые взносы по обязательному социальному страхованию составляют 192054,24 руб., в том числе 51845,91 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
Указанной проверкой установлено, что страхователем правомерно применен пониженный тариф - 0% для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении категории плательщиков страховых взносов.
Таким образом, общество в течение 2012 г. имело право применять пониженный тариф (0,00%) в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическими лицами, в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в отношении всех работников предприятия, а не только тех, кто имеет дипломы и сертификаты фармацевтов и провизоров.
Между тем, после проведения проверки и установления фондом неправомерности применения обществом пониженного тарифа ООО МФО "Авиценна" во 2-4 кварталах 2012 г. стало применять тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (2,9%),.
При этом, работникам общества, на которых не были предоставлены истребуемые документы, было выплачено страховое обеспечение в размере 192 054 руб. 24 коп.
Невозмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2012 г. в сумме 192 054 руб. 24 коп. (в том числе 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г., а также 33 981 руб. 33 коп., начисленных решением от 11.07.2012 г. N 1) послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований обоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определено, что финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страховщик согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязан выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Заявитель в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, является действующим юридическим лицом, осуществляет фармацевтическую деятельность - розничная торговля фармацевтическими товарами на основании лицензии.
Из материалов дела также следует, что общество является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Принимая во внимание, что статус общества как аптечной организации и плательщика ЕНВД фондом не оспаривается, суд первой инстанции правильно исходил из того, что заявитель относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что она определяет круг физических лиц, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. По смыслу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, вывод о том, что работники аптеки, имеющие право осуществлять фармацевтическую деятельность должны иметь соответствующие сертификаты специалиста, неправомерен и не соответствует Закону N 61-ФЗ. Кроме того, согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров участвуют и иные работники организации.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком ЕНВД и осуществляет фармацевтическую деятельностью, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой ЕНВД.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому апелляционным судом учтены быть не могут и отклоняются.
Заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 по делу N А32-18908/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2013 N 15АП-19172/2013 ПО ДЕЛУ N А32-18908/2013
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. N 15АП-19172/2013
Дело N А32-18908/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица,О.Ю. Ефимова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 19.11.2013 - Кузьменко Т.Е., паспорт,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 по делу N А32-18908/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтическое объединение "Авиценна"
к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ
об обязании возместить средства в сумме 192 054 руб. 24 коп.
установил:
общество с ограниченной ответственностью медико-фармацевтическое объединение "Авиценна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее - фонд) о взыскании суммы невозмещенных расходов страхователя на выплату страхового обеспечения за период 2012 г. в сумме 192 054 руб. 24 коп. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что применение обществом пониженного тарифа соответствует нормам действующего законодательства.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а не в отношении абсолютно всех работников аптечной организации.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заявителя в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого судебного акта. Общество осуществляло перечисления в фонд с учетом наличия или отсутствия у работников фармацевтического образования. Поскольку письмо, разъясняющее данный порядок было отозвано, общество обратилось в суд за взысканием уплаченных средств.
Ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие удовлетворено протокольным определением.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.06.2013, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 29.06.2007 г. N 23-02-000087, выданную ему Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (срока действия до 29.06.2012 г.), лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 25.06.2012 г. N ЛО-23-02-002030 без ограничения срока действия.
Согласно данной лицензии общество вправе осуществлять фармацевтическую деятельность.
В отношении общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтического объединения "Авиценна" за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2012 г Государственным учреждением - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар проводились камеральные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя, по результатам которых составлялись акты от 23.08.2012 N 461, от 20112012 N 615, от 28.02.2013 N 180, подтверждающими правильность применения пониженного тарифа по страховым взносам.
Так, в акте камеральной проверки от 23.08.2012 N 461 была отражена сумма 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., в акте камеральной проверки от 20.11.2012 г. N 615 - сумма 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., в акте камеральной проверки от 28.02.2013 г. N 180 - сумма 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г.
В последующем Государственным учреждением - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - Общества с ограниченной ответственностью Медико-фармацевтического объединения "Авиценна" за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012г, по результатам которой установлено, что страхователь являлся плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход.
Согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в 2010 году страхователь применял пониженный тариф (0,00%) в связи с применением специальных режимов налогообложения.
В 2011 г. страхователь являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В 2012 г. страхователем применен пониженный тариф в 1 квартале согласно ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В проверяемом периоде фондом выявлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 105 723 руб. 29 коп., в том числе страхователем не были включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов суммы оплаты путевок, приобретаемых для сотрудников организации в сумме 102 770 руб., в том числе Демченко Т.В. в сумме 25 440 руб., Печориной Н.В. в сумме 35 300 руб., Кабуловой Л.Л. в сумме 42030 руб., а также по непринятым к зачету расходам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенным с нарушением законодательства, в сумме 2953,29 руб.
Учреждением установлено, что в период май 2011 г. сумма заниженной базы для начисления страховых взносов составила 25 440 руб., в октябре 2011 г. - 35300 руб., в декабре 2011 г. - 42030 руб., в октябре 2012 г. - 366,38 руб., в ноябре 2012 г. - 1245,48 руб., в декабре 2012 г. - 1341,43 руб. Итого: 105723,29 руб.
В результате сумма доначисленных взносов составила в мае 2011 г. - 737,76 руб., в октябре 2011 г. - 1023,7 руб., в декабре 2011 г. - 1218,87 руб., в октябре 2012 г. - 10,63 руб., в ноябре 2012 г. - 36,12 руб., в декабре 2012 г. - 38,9 руб. Итого: 3065,98 руб.
При этом, страхователю начислены страховые взносы в размере 3065 руб. 98 коп.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 27.03.2013 г. N 11осс.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 11.07.2012 г. N 1, согласно которому обществу предложено отразить страховые взносы в сумме 33 981 руб. 33 коп. в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС).
Таким образом, учреждением не были возмещены (выделены) обществу 192 054 руб. 24 коп. (в том числе не возмещены 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г., а также 33 981 руб. 33 коп., начисленных решением от 11.07.2012 г. N 1).
Согласно представленного страхователем расчета по Форме 4-ФСС РФ за 2012 год сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ составляет 14244246,31 руб. (в том числе 3649467,31 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.), сумма выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность - 7083250 руб. (в том числе 1766980 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.).
База для начисления страховых взносов составляет 13705810 руб. (в том числе 3554770 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.), страхователем начислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию в размере 192 054 руб. 24 коп. (в том числе 51845,91 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.).
В соответствии с представленными обществом документами, за 2012 год выплаты в пользу работников осуществляющих фармацевтическую деятельность, на которых представлены дипломы об образовании, сертификаты и для которых установлен тариф страховых взносов в размере 0% составляют 7083250 руб., в том числе 1766980 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
База для начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 6622560 руб., в том числе 1784790 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
При этом, страховые взносы по обязательному социальному страхованию составляют 192054,24 руб., в том числе 51845,91 руб. за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 г.
Указанной проверкой установлено, что страхователем правомерно применен пониженный тариф - 0% для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении категории плательщиков страховых взносов.
Таким образом, общество в течение 2012 г. имело право применять пониженный тариф (0,00%) в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическими лицами, в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в отношении всех работников предприятия, а не только тех, кто имеет дипломы и сертификаты фармацевтов и провизоров.
Между тем, после проведения проверки и установления фондом неправомерности применения обществом пониженного тарифа ООО МФО "Авиценна" во 2-4 кварталах 2012 г. стало применять тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (2,9%),.
При этом, работникам общества, на которых не были предоставлены истребуемые документы, было выплачено страховое обеспечение в размере 192 054 руб. 24 коп.
Невозмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2012 г. в сумме 192 054 руб. 24 коп. (в том числе 42705,98 руб. за период 2 квартал 2012 г., 63521,02 руб. за 3 квартал 2012 г., 51845,91 руб. за 4 квартал 2012 г., а также 33 981 руб. 33 коп., начисленных решением от 11.07.2012 г. N 1) послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований обоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определено, что финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страховщик согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязан выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Заявитель в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, является действующим юридическим лицом, осуществляет фармацевтическую деятельность - розничная торговля фармацевтическими товарами на основании лицензии.
Из материалов дела также следует, что общество является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Принимая во внимание, что статус общества как аптечной организации и плательщика ЕНВД фондом не оспаривается, суд первой инстанции правильно исходил из того, что заявитель относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что она определяет круг физических лиц, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. По смыслу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, вывод о том, что работники аптеки, имеющие право осуществлять фармацевтическую деятельность должны иметь соответствующие сертификаты специалиста, неправомерен и не соответствует Закону N 61-ФЗ. Кроме того, согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров участвуют и иные работники организации.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком ЕНВД и осуществляет фармацевтическую деятельностью, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой ЕНВД.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому апелляционным судом учтены быть не могут и отклоняются.
Заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2013 по делу N А32-18908/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)