Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Л.
с участием прокуроров Пермской краевой прокуратуры Денисовой М.В., Зарубина А.С., настаивавших на удовлетворении заявления, представителя Правительства Пермского края К., возражавшей против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел 4 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" в части слов "через 10 дней после",
Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2012 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" (далее также - Постановление) утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края.
Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 17 октября 2011 года.
В соответствии с пунктом 6 Постановления оно вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом заявления от 15 августа 2012 года) о признании недействующим пункта 6 Постановления в части слов "через 10 дней после".
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что оспариваемым пунктом Постановления определено, что данный нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением, применяется для целей налогообложения.
С учетом изложенного, при определении порядка вступления в силу названного Постановления должны соблюдаться установленные статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) единые правила вступления в силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов в налоговой сфере.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данное правило распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Таким образом, пункт 6 Постановления, в частности фраза "но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования", не соответствует требованиям пунктов 1, 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании участвующие в деле прокуроры Пермской краевой прокуратуры Денисова М.В. и Зарубин А.С. заявленное требование поддержали.
Представитель Правительства Пермского края К. просила отказать заявителю в удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 18-21), пояснив, что оспариваемый первым заместителем прокурора Пермского края нормативный правовой акт, которым утверждена государственная кадастровая оценка земель, не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса РФ, поэтому он не может быть отнесен к актам законодательства о налогах. Постановление принято с соблюдением установленного порядка и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленное первым заместителем прокурора Пермского края требование не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
Согласно пункту 10 названных Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу положений статьи 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Таким образом, оспариваемое первым заместителем прокурора Пермского края Постановление принято Правительством Пермского края в пределах его полномочий.
Утверждения заявителя о том, что Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п является нормой законодательства о налогах и сборах, в связи с чем пункт 6 данного Постановления, установивший порядок вступления в силу указанного нормативного правового акта, противоречит требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, являются ошибочными в силу следующего.
Наименование и содержание оспариваемого Постановления определенно указывают на то, что Правительством Пермского края, являющимся высшим органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, утверждены исключительно кадастровая стоимость земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края.
Какие-либо положения, регулирующие властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, оспариваемый нормативный правовой акт не содержит.
Вместе с тем именно такого рода отношения и составляют предмет регулирования актов в сфере налогообложения, что следует из положений статей 1, 2 Налогового кодекса РФ.
Вводя земельный налог, признавая земельные участки объектом налогообложения и устанавливая порядок определения налоговой базы, федеральный законодатель одновременно подчеркивает, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством (статьи 15, 389, 390 Налогового кодекса РФ) и тем самым указывает на иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков.
Аналогичная позиция по данному вопросу федеральным законодателем изложена и в Земельном кодексе РФ.
Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пунктам 1, 5 статьи 65, пунктам 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого пункта Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п положениям статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая регламентирует действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п в оспариваемой заявителем части не противоречит какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий, первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" в части слов "через 10 дней после".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 10 сентября 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 3-154-2012
Разделы:Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 3-154-2012
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Л.
с участием прокуроров Пермской краевой прокуратуры Денисовой М.В., Зарубина А.С., настаивавших на удовлетворении заявления, представителя Правительства Пермского края К., возражавшей против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел 4 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" в части слов "через 10 дней после",
установил:
Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2012 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" (далее также - Постановление) утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края.
Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 41 17 октября 2011 года.
В соответствии с пунктом 6 Постановления оно вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом заявления от 15 августа 2012 года) о признании недействующим пункта 6 Постановления в части слов "через 10 дней после".
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что оспариваемым пунктом Постановления определено, что данный нормативный правовой акт вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением, применяется для целей налогообложения.
С учетом изложенного, при определении порядка вступления в силу названного Постановления должны соблюдаться установленные статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) единые правила вступления в силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов в налоговой сфере.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данное правило распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Таким образом, пункт 6 Постановления, в частности фраза "но не ранее чем через 10 дней после дня официального опубликования", не соответствует требованиям пунктов 1, 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании участвующие в деле прокуроры Пермской краевой прокуратуры Денисова М.В. и Зарубин А.С. заявленное требование поддержали.
Представитель Правительства Пермского края К. просила отказать заявителю в удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 18-21), пояснив, что оспариваемый первым заместителем прокурора Пермского края нормативный правовой акт, которым утверждена государственная кадастровая оценка земель, не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса РФ, поэтому он не может быть отнесен к актам законодательства о налогах. Постановление принято с соблюдением установленного порядка и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, заявленное первым заместителем прокурора Пермского края требование не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
Согласно пункту 10 названных Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу положений статьи 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Таким образом, оспариваемое первым заместителем прокурора Пермского края Постановление принято Правительством Пермского края в пределах его полномочий.
Утверждения заявителя о том, что Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п является нормой законодательства о налогах и сборах, в связи с чем пункт 6 данного Постановления, установивший порядок вступления в силу указанного нормативного правового акта, противоречит требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, являются ошибочными в силу следующего.
Наименование и содержание оспариваемого Постановления определенно указывают на то, что Правительством Пермского края, являющимся высшим органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, утверждены исключительно кадастровая стоимость земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края.
Какие-либо положения, регулирующие властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, оспариваемый нормативный правовой акт не содержит.
Вместе с тем именно такого рода отношения и составляют предмет регулирования актов в сфере налогообложения, что следует из положений статей 1, 2 Налогового кодекса РФ.
Вводя земельный налог, признавая земельные участки объектом налогообложения и устанавливая порядок определения налоговой базы, федеральный законодатель одновременно подчеркивает, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством (статьи 15, 389, 390 Налогового кодекса РФ) и тем самым указывает на иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков.
Аналогичная позиция по данному вопросу федеральным законодателем изложена и в Земельном кодексе РФ.
Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пунктам 1, 5 статьи 65, пунктам 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого пункта Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п положениям статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая регламентирует действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п в оспариваемой заявителем части не противоречит какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий, первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2011 года N 725-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель водного фонда по муниципальным районам Пермского края" в части слов "через 10 дней после".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 10 сентября 2012 года.
Судья
БУЗМАКОВ С.С.
БУЗМАКОВ С.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)