Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель" (ОГРН 1026601687881, ИНН 6628008965): Евсеева Т.В., паспорт, доверенность от 20.04.2012, Мацнев А.Н., паспорт, доверенность от 20.04.2012,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области (ОГРН 1116602000833, ИНН 6677000013): Руденко К.Г., паспорт, доверенность от 21.06.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2013 года
по делу N А60-10683/2013,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Режникель" (далее - ЗАО "ПО "Режникель", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 28.12.2012 N 55 в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 за 2010-2011 годы в размере 1 032 030 руб., пени в сумме 17 516 руб. 04 коп. и штрафа в сумме 60 829 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "ПО "Режникель" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ЗАО "ПО "Режникель" указывает на то, что НК РФ не ставит определение налоговой базы по земельному налогу в зависимость от даты государственной регистрации права на земельный участок. Налогоплательщик полагает, что с момента разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 и внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости, он не мог применить кадастровую стоимость указанного земельного участка и при уплате налога правомерно руководствовался кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка. Помимо этого, ЗАО "ПО "Режникель" ссылается на то, что в силу ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика, в связи с чем земельный налог подлежит исчислению с учетом кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, поскольку указанным Постановлением улучшено положение налогоплательщика по сравнению с положением, имевшим место в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347. В судебном заседании представителя заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области в судебном заседании по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "ПО "Режникель" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2012 N 47 и вынесено решение от 28.12.2012 N 55 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 63 174 руб. 40 коп., начислены пени по земельному налогу в сумме 18 234 руб. 36 коп., доначислен земельный налог в сумме 1 063 352 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2013 N 149/13, принятым по апелляционной жалобе налогоплательщика, решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 изменено путем уменьшения доначисленной суммы налога на 31 322 руб., а также уменьшения соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 за 2010-2011 годы в размере 1 032 030 руб., пени в сумме 17 516 руб. 04 коп. и штрафа в сумме 60 829 руб. 40 коп., не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ЗАО "ПО "Режникель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что при вынесении решения налоговым органом не была учтена переплата по земельному налогу за 2010 год, пришел к вводу об отсутствии оснований для привлечения ЗАО "ПО "Режникель" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и признал недействительным оспариваемое решение в указанной части.
В данной части решение суда не оспаривается, его законность судом апелляционной инстанции не проверяется.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
При этом ст. 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
При этом указание в постановлении от 07.06.2011 N 695-ПП даты 01.01.2010 свидетельствует лишь о дате постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Доводы ЗАО "ПО "Режникель" о том, что с момента разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 и внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости, он не мог применить кадастровую стоимость указанного земельного участка и при уплате налога правомерно руководствовался кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка, подлежат отклонению в силу следующего.
В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указанное соотносится с ч. 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в которой установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер и утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Таким образом, в случае, когда из ранее учтенных земельных участков образуются новые земельные участки, последние подлежат постановке на учет в качестве временных объектов недвижимости до регистрации прав на них в установленном порядке. При этом сведения, которые носят временный характер, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сведения о вновь образованных земельных участках утрачивают статус временных после регистрации прав на такие вновь образованные земельные участки.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ПО "Режникель" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:22:1902002:70, расположенный по адресу: г. Реж, ул. Советская, 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.2008 серии 66АГ N 304460 (т. 3 л.д. 106).
В результате разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 образовано два новых земельных участка с кадастровыми номерами 66:2261902002:190 и 66:2261902002:191.
При этом право собственности ЗАО "ПО "Режникель" на земельный участок с кадастровым номером 66:2261902002:190 зарегистрировано 16.08.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.08.2011 серии 66АД N 951589, т. 3 л.д. 107).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для исчисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:2261902002:190 до государственной регистрации права собственности ЗАО "ПО "Режникель" на него не имелось.
До государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки ЗАО "ПО "Режникель" обязано исчислять и уплачивать земельный налог в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Государственная пошлина в сумме 1000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2013 года по делу N А60-10683/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Режникель" (ОГРН 1026601687881, ИНН 6628008965) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 18.07.2013 N 2382 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2013 N 17АП-9746/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-10683/2013
Разделы:Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. N 17АП-9746/2013-АК
Дело N А60-10683/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель" (ОГРН 1026601687881, ИНН 6628008965): Евсеева Т.В., паспорт, доверенность от 20.04.2012, Мацнев А.Н., паспорт, доверенность от 20.04.2012,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области (ОГРН 1116602000833, ИНН 6677000013): Руденко К.Г., паспорт, доверенность от 21.06.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2013 года
по делу N А60-10683/2013,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Режникель"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Режникель" (далее - ЗАО "ПО "Режникель", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 28.12.2012 N 55 в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 за 2010-2011 годы в размере 1 032 030 руб., пени в сумме 17 516 руб. 04 коп. и штрафа в сумме 60 829 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "ПО "Режникель" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ЗАО "ПО "Режникель" указывает на то, что НК РФ не ставит определение налоговой базы по земельному налогу в зависимость от даты государственной регистрации права на земельный участок. Налогоплательщик полагает, что с момента разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 и внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости, он не мог применить кадастровую стоимость указанного земельного участка и при уплате налога правомерно руководствовался кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка. Помимо этого, ЗАО "ПО "Режникель" ссылается на то, что в силу ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика, в связи с чем земельный налог подлежит исчислению с учетом кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, поскольку указанным Постановлением улучшено положение налогоплательщика по сравнению с положением, имевшим место в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347. В судебном заседании представителя заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области в судебном заседании по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "ПО "Режникель" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2012 N 47 и вынесено решение от 28.12.2012 N 55 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 63 174 руб. 40 коп., начислены пени по земельному налогу в сумме 18 234 руб. 36 коп., доначислен земельный налог в сумме 1 063 352 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2013 N 149/13, принятым по апелляционной жалобе налогоплательщика, решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 изменено путем уменьшения доначисленной суммы налога на 31 322 руб., а также уменьшения соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Свердловской области от 28.12.2012 N 55 в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 за 2010-2011 годы в размере 1 032 030 руб., пени в сумме 17 516 руб. 04 коп. и штрафа в сумме 60 829 руб. 40 коп., не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ЗАО "ПО "Режникель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что при вынесении решения налоговым органом не была учтена переплата по земельному налогу за 2010 год, пришел к вводу об отсутствии оснований для привлечения ЗАО "ПО "Режникель" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и признал недействительным оспариваемое решение в указанной части.
В данной части решение суда не оспаривается, его законность судом апелляционной инстанции не проверяется.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
При этом ст. 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
При этом указание в постановлении от 07.06.2011 N 695-ПП даты 01.01.2010 свидетельствует лишь о дате постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:22:1902002:70, 66:2261902002:190 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Доводы ЗАО "ПО "Режникель" о том, что с момента разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 и внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости, он не мог применить кадастровую стоимость указанного земельного участка и при уплате налога правомерно руководствовался кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка, подлежат отклонению в силу следующего.
В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указанное соотносится с ч. 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в которой установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер и утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Таким образом, в случае, когда из ранее учтенных земельных участков образуются новые земельные участки, последние подлежат постановке на учет в качестве временных объектов недвижимости до регистрации прав на них в установленном порядке. При этом сведения, которые носят временный характер, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сведения о вновь образованных земельных участках утрачивают статус временных после регистрации прав на такие вновь образованные земельные участки.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ПО "Режникель" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:22:1902002:70, расположенный по адресу: г. Реж, ул. Советская, 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.2008 серии 66АГ N 304460 (т. 3 л.д. 106).
В результате разделения земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70 образовано два новых земельных участка с кадастровыми номерами 66:2261902002:190 и 66:2261902002:191.
При этом право собственности ЗАО "ПО "Режникель" на земельный участок с кадастровым номером 66:2261902002:190 зарегистрировано 16.08.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.08.2011 серии 66АД N 951589, т. 3 л.д. 107).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для исчисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:2261902002:190 до государственной регистрации права собственности ЗАО "ПО "Режникель" на него не имелось.
До государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки ЗАО "ПО "Режникель" обязано исчислять и уплачивать земельный налог в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:22:1902002:70.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Государственная пошлина в сумме 1000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2013 года по делу N А60-10683/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Режникель" (ОГРН 1026601687881, ИНН 6628008965) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 18.07.2013 N 2382 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)