Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А58-4982/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А58-4982/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ячменева Г.Г., Никифорюк Е.О,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Холдинговой компании "Якутуголь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 по заявлению Открытого акционерного общества Холдинговой компании "Якутуголь" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 28.05.2012 года N 07-13/2-Р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
(суд первой инстанции - Собардахова В.Э.)
при участии:
от общества - Конышевой Н.А. (доверенность от 11.09.2012),
от инспекции - Егоровой А.В. (доверенность от 09.01.2012), Кузьминой С.В. (29.12.2012),

установил:

Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Якутуголь" (ОГРН 1021401009057, далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402197781, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28 мая 2012 года N 07-13/2-Р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым (продукция, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье и отвечающая определенным стандартам без осуществления технологических операций по ее переработке, очистке и т.д.), а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, полученной с применением перерабатывающих технологий (специальных видов добычных работ).
Общество полагает, что в том случае, если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Таким образом, поскольку реализация угля "в чистых угольных пачках" у общества отсутствовала, расчет налоговой базы по НДПИ на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого является правомерным.
Вывод суда о неверном применении обществом расчетного способа определения стоимости добытых полезных ископаемых при отсутствии реализации продуктов переработки добытых полезных ископаемых противоречит ст. 337, 339 Кодекса, фактическому комплексу технологических операций, связанных с добычей угля и доказательствам, представленным сторонами.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, которые привели к принятию неправильного решения, а выводы суда не соответствует обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами, изложенными в апелляционной жалобе общества не согласилась. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 17.12.2012.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Республики Саха (Якутия) проведена повторная выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества Холдинговой компании "Якутуголь" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.08.2008 г. по 31.12.2008 г. (т. 2 л.д. 51-52).
По результатам повторной выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 16.04.2012 г. N 07-13/2 (т. 1 л.д. 63-84).Акт проверки вручен представителю Общества по доверенности от 07.02.2012.
На основании данного акта проверки принято решение от 28.05.2012 г. N 07-13/2-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 15-61).
Согласно решению от 28.05.2012 г. N 07-13/2-Р обществу предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1861012 руб., уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых за август - декабрь 2008 года в размере 88517900 руб., Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решением налогового органа заявитель подал в УФНС России по Республике Саха (Якутия) жалобу. По результатам рассмотрения жалобы, УФНС России по Республике Саха (Якутия) приняло решение от 10.08.2012 г. N 04-22/65/08495 "Об оставлении жалобы без удовлетворения" (т. 1 л.д. 90-97).
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик оспорил его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), который в удовлетворении заявленных требований отказал.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции полагает, что существенных нарушений порядка проведения проверки и вынесения решения по ее результатам налоговым органом допущено не было. Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований обоснованными по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для начисления налога на добычу полезных ископаемых послужило неверное исчисление обществом налоговой базы в результате определения стоимости добытого полезного ископаемого исходя из расчетной, тогда как, по мнению инспекции, следовало определять исходя из сложившихся цен реализации добытого полезного ископаемого.
В силу статьи 334 НК РФ общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами ЯКУN 12336ТЭ от 28.04.2004 осуществляло добычу каменного угля на Нерюнгринском месторождении (пласт Мощный) Республики Саха (Якутия) (т. 9 л.д. 42-43).
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются:
- 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств и. и используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Согласно пункту 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В соответствии со статьей 342 НК РФ ставка НДПИ при добыче каменного угля составляла 4 процента.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 338 НК РФ количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ.
Статьей 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
- 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно абзацам 6, 7, 8 пункта 2 статьи 340 НК РФ оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с пунктом 2 статьи 340 НК РФ.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Согласно пункту 4 статьи 340 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ, а именно - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Из вышеизложенного следует, что способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых применяется лишь в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 5.4.1 "Порядок определения стоимости полезного ископаемого" Учетной политики в целях налогового учета на 2008 год, утвержденной приказом ОАО ХК "Якутуголь" 25.12.2007 N 182 отсутствие реализации имеет место в следующих случаях:
- А) когда в течение налогового периода добытое полезное ископаемое используется на собственные нужды предприятия, осуществившего добычу;
- Б) когда в течение налогового периода добытое полезное ископаемое перерабатывается и потребляется (реализуется на сторону) в виде продукта переработки (приложение к отзыву папка 7, стр. 126).
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Согласно пункту 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются, в частности, антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы.
Порядок определения добытого полезного ископаемого определен Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной 11.03.1996 года. Пунктом 1.12 Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.
Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, то в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в чистых угольных пачках, определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса.
Из указанного следует, что в целях НДПИ добытыми полезными ископаемыми признаются уголь каменный и уголь бурый в чистых угольных пачках.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что Обществом в уточненной декларации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено по "чистым угольным пачкам".
В соответствии с Техническим проектом разреза "Нерюнгринский" Общество добывает первый по качеству продукт: коксующийся уголь марки К (К6, К9) ГОСТ 25-543-88 и энергетический уголь марки СС ГОСТ 25-543-88 (т. 11 л.д. 240).
Техническим проектом предусмотрено, что уголь марки СС отправляется на энергетические нужды местным потребителям, а также в соседние регионы, предприятиям Дальэнерго, Хабаровскэнерго, Алданзолото, Каменский цементный завод. Отгрузка потребителям угля марки СС осуществляется:
- - с комплекса погрузки энергетических углей (КПЭУ);
- - с временного склада погрузки углей.
При отгрузке с КПЭУ уголь предварительно проходит процесс дробления, т.е. доводится до класса крупности 0-70 мм.
С угольного склада уголь отгружается потребителям непосредственно добытый в карьере, классом крупности 0-300, т.е. дробление и сортировка не производится.
Из пояснений специалистов - ответа руководителя Кемеровского отделения ОЭРН СВ. Шаклеина на запрос от 01.02.2012 года N 07/000409@ (т. 2 л.д. 76-77, т. 2. л.д. 66-71), письма Института Горного Дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН от 27.03.2012 г. N 15638-21-2173/105 (т. 2 л.д. 74), письма Ленского управления Ростехнадзора от 09.02.2012 г. N 05-06/587 (т. 2 л.д. 72-73) следует, что чистая угольная пачка - это часть угольного пласта, не засоренная пустой породой, уголь марки СС-300 в местах добычи не перерабатывается, в виде горной массы отгружается потребителю.
Руководитель службы по технической политике ОАО ХК "Якутуголь" Коса А.А. (протокол допроса N 1 от 18.11.2011 г. (т. 2 л.д. 82-85)) пояснил, что готовым продуктом к реализации является уголь марки СС 0-300, который вывозится с разреза на склад (временный пункт погрузки - экскаватором с разреза привозят на склад, затем со склада отгружают в вагоны) для отгрузки потребителям.
Инженер по горным работам ОАО ХК "Якутуголь" Криничный В.А. (протокол допроса N 3 от 28.11.2011 г. (т. 2 л.д. 89-91)) пояснил, что отгрузка на реализацию угля марки СС-300 и СС-70 передаются с забоя на склад, со склада грузятся в вагоны. Также пояснил, что с точки зрения добычи чистые угольные пачки - это уголь, находящийся в недрах земли, чистые угольные пачки к оперативному учету добытого угля не относятся.
Главный геолог ОАО ХК "Якутуголь" Серебренников Л.И. (протокол допроса N 7 от 16.03.2012 г. (т. 2 л.д. 103-107)) пояснил, что угли марки СС-300, СС-70 складируются на прирельсовом складе N 1. Уголь марки СС-70 через ДСК (дробильно-сортировочный комплекс) привозится на склад N 1. Дробление или очистка от примесей угля марки СС-300 не производилась, реализация производилась в рядовом виде, т.е. добытый и доставленный на склад уголь реализовался потребителю железнодорожным транспортом. Также пояснил, что каменный уголь марки СС-300, СС-70 является горной массой. Горная масса состоит из чистых угольных пачек и внутрипородных прослоев.
Заместитель директора по производству ОАО ХК "Якутуголь" Иванов А.В. (протокол допроса N 8 от 19.03.2012 г. (т. 2 л.д. 108-102)) пояснил, что дробление и очистка от примесей угля марки СС-300 не производится.
Инспекцией проведен осмотр Разреза "Нерюнгринский" с привлечением Заведующего лабораторией комплексного использования углей Института Горного Дела Севера им. И.В. Черского Сибирского Отделения Российской Академии Наук, кандидата технических наук Михеева В.А. (протокол осмотра территорий N 1 от 16.03.2012 г.) (т. 2 л.д. 123-130). Осмотр места добычи показал, что погрузка угля СС 0-300 осуществляется экскаватором N 71, транспортировка грузовым автотранспортом HD-785 (Komatsu) с места добычи до места складирования угля СС 0-300, СС 0-70 на склад N 1 (прирельсовый). С угольного склада осуществляется погрузка в железнодорожные вагоны экскаватором ЭКГ-5А. Измерение веса отгружаемого на реализацию угля марки СС 0-300 рядового производится на железнодорожных весах: взвешиваются порожние вагоны, затем загружаются углем марки СС 0-300, таким образом, определяется вес нетто, вес брутто и отправляется потребителю, без каких либо изменений его первоначального качества.
Таким образом, уголь марки СС 0-300 рядовой является горной массой, содержащей чистый уголь и породу, без дополнительной очистки, дробления, обогащения реализуется со склада, находящегося на Разрезе "Нерюнгринский".
Следовательно, уголь марки СС-0-300 после выемки в неизменном виде может отгружаться для реализации потребителям.
Согласно документам, представленным Обществом для подтверждения реализации добытого угля по первичной налоговой декларации по НДПИ за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года и по требованию о представлении документов от 27.02.2012 N 1 установлено, что Обществом в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2008 года было реализовано полезного ископаемого без промышленной переработки на внутренний рынок слабоспекающегося угля марки СС 0-300, СС 0-70-393 462,5 тонн и отгружено по товарным накладным в налоговых периодах: августа, сентября, октября, ноября, декабря 2008 г., в том числе:
- - в августе 2008 года было реализовано без промышленной переработки 39 779 тонн угля. Выручка от реализации за август 2008 года составила 38 277 382,53 рубля, цена угля в горной массе составила 962,251 рубль, цена угля без примесей (в чистых угольных пачках) составила 1 008,754 рубля. Размер налоговой базы НДПИ за август 2008 года составил 923 803 021 рубль. Сумма НДПИ составила 36 952 121 рубль (т. 6 л.д. 3-122);
- - в сентябре 2008 года было реализовано 45 284,5 тонн угля. Выручка от реализации за сентябрь 2008 года составила 43 233 836,7 рублей, цена угля в горной массе за 1 тонну угля составила 954,716 рублей, цена угля без примесей в сопоставимых показателях составила 1 000,855 рублей. Размер налоговой базы НДПИ за сентябрь 2008 года составил 895 339 890 рублей. Сумма НДПИ составила 35 813 596 рублей (т. 5 л.д. 3-174);
- - в октябре 2008 года было реализовано 81 242 тонн угля. Выручка от реализации за октябрь 2008 года составила 83 121 558,59 рублей, цена угля в горной массе составила 1022 рубля, цена угля без примесей в сопоставимых показателях составила 1071,396 рублей. Размер налоговой базы НДПИ за октябрь 2008 года составил 1 043 252 761 рубль. Сумма НДПИ за октябрь 2008 года составила 41 730 110 рублей (т. 7 л.д. 3-215);
- - в ноябре 2008 года было реализовано 86 657,9 тонн угля. Выручка от реализации за ноябрь 2008 года составила 88 860 564,06 рублей, цена 1 тонны угля в горной массе составила 1 023,11 рублей, цена 1 тонны угля без примесей в сопоставимых показателях составила 1072,551 рубль. Размер налоговой базы НДПИ за ноябрь 2008 года составил 921 985 935 рублей. Сумма НДПИ за ноябрь 2008 года составила 36 879 437 рублей (т. 4 л.д. 3-192)
- в декабре 2008 года было реализовано 140 499 тонн угля. Выручка от реализации за декабрь 2008 года составила 149 419 099,37 рублей, цена 1 тонны угля в горной массе составила 1 062,31 рубль, цена угля без примесей в сопоставимых показателях составила 1113,64 рубля. Размер налоговой базы НДПИ за декабрь 2008 года составил 496 222 908 рублей. Сумма НДПИ за декабрь 2008 года составила 19 898 916 рублей (т. 3 л.д. 3-216).
При реализации угля, в соответствии с заключенными договорами на поставку каменного угля, к каждой партии реализованного угля прилагается пакет документов (т. 9 л.д. 53-124), состоящий из: счета - фактуры (т. 6 л.д. 15-31), за сентябрь (т. 5 л.д. 13-30), октябрь (т. 7.л.д.32-80), ноябрь (т. 4 л.д. 13-76), декабрь (т. 3 л.д. 12-99); товарной накладной (формы ТОРГ-12) (т. 11 л.д. 3-239), квитанции о приеме груза на перевозку грузов (кроме наливных), сертификата качества (типовой формы УПД -35А) (т. 10 л.д. 3-237).
Согласно условиям договоров Обществом поставляется угольная продукция, цена определяется на 1 тонну горной массы.
Таким образом, установлено, что добытый уголь марки СС-0-300, содержащий в себе уголь в чистых угольных пачках, является первым по своему качеству соответствующим государственному стандарту продуктом, без переработки непосредственно с разреза, т.е. в виде горной массы, отгружался на реализацию.
Как следует из материалов дела, инспекцией стоимость единицы добытого полезного ископаемого определена исходя из цен реализации угля марок СС 0-300, СС 0-70 с учетом доли полезного ископаемого (в чистых угольных пачках) в горной массе.
Согласно расчетам геолого-маркшейдерского учета для определения количества угля в "чистых угольных пачках" Обществом использован коэффициент засорения по марке угля "СС", равный 0,0461.
В августе 2008 г. средняя цена 1 тонны горной массы составила 962,25 рубля, средняя цена добытого полезного ископаемого составила 1 008,75 рублей за 1 тонну.
В сентябре 2008 средняя цена 1 тонны горной массы составила 954,72 рубля, средняя цена добытого полезного ископаемого составила 1 000,85 рублей за 1 тонну.
В октябре 2008 г. средняя цена 1 тонны горной массы составила 1022 рубля, средняя цена добытого полезного ископаемого составила 1071,39 рубль за 1 тонну.
В ноябре 2008 г. средняя цена 1 тонны горной массы составила 1 023,11 рубля, средняя цена добытого полезного ископаемого составила 1072,55 рубля за 1 тонну.
В декабре 2008 г. средняя цена 1 тонны горной массы составила 1 062,31 рубля, средняя цена добытого полезного ископаемого составила 1113,64 рубля за 1 тонну.
Следовательно, инспекцией правомерно определена выручка от реализации добытого полезного ископаемого, что соответствует порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 340 НК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что если количество добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком по "чистым угольным пачкам", то и стоимость единицы добытого полезного ископаемого в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации должна рассчитываться в сопоставимых показателях (применительно к "чистой угольной пачке"), поскольку в силу указанной нормы права стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с данной нормой, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Апелляционный суд соглашается с доводом инспекции о противоречивости позиции налогоплательщика, поскольку общество, подтверждая возникновение объекта налогообложения, вместе с тем утверждает, что добытое полезное ископаемое не реализовано, однако пояснить каким образом в таком случае оно использовалось (на собственные нужды или переработано) не может.
Кроме того, исходя из вышеприведенным норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель учитывает уголь без очистки в качестве товарной продукции, следовательно, проведение аналогии с золотом, как это делает налогоплательщик, апелляционному суду представляется некорректным.
Судебный акт принят с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и действующего в спорные налоговые периоды законодательства. Доводов о несогласии с расчетом налога и пени заявителем не приведено, судом апелляционной инстанции оснований для признания их необоснованными не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Налогоплательщиком по платежному поручению от 21.11.2012 N 28 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
В силу позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме N 139 от 11.05.2010, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 21.11.2012 N 28 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Якутуголь" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)