Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А66-14667/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А66-14667/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Огурцово" Бычкова И.А. по доверенности от 24.09.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Орловой С.А. по доверенностям от 06.02.2013 и 23.05.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 февраля 2013 года по делу N А66-14667/2012 (судья Бажан О.М.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Огурцово" (ОГРН 1056910007362; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) о признании недействительными решений от 28.09.2012 N 16-12/21 и 16.11.2012 N 08-11/321.
К участию в дело в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, администрация Старомелковского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу налоговой инспекции просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу налоговой инспекции просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Управление поддерживает доводы, приведенные налоговой инспекцией в апелляционной жалобе.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 30.06.2012, по результатам которой составлен акт от 29.08.2012 N 16-12/17 и принято решение от 28.09.2012 N 16-12/21 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 1 805 267 руб., начислены пени за неуплату налога в сумме 115 641 руб., а также заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 361 053 руб.
Решением Управления от 16.11.2012 N 08-11/321 апелляционная жалоба общества, поданная на решение налоговой инспекции, оставлена без удовлетворения.
В связи с этим, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании недействительными решений налоговой инспекции и Управления.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
При проверке налоговой инспекцией сделан вывод о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу за 2011 год на сумму 601 755 956 руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами 69:15:0000014:385, 69:15:0000014:194, 69:15:0000014:192, 69:15:0000014:190, 69:15:0000014:189, 69:15:0000014:188, расположенным по адресу: Тверская область, Конаковский район, Старомелковское сельское поселение, в связи с занижением кадастровой стоимости участков.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным выводом налогового органа.
Статьей 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Исходя из положений статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил). В пунктах 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Из материалов дела следует, что по договору N 7 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.09.2005 Федеральное государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное хозяйство" "Редкинское" как арендатор-1 передало обществу как арендатору-2 права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.04.2005, заключенного между администрацией Конаковского района и арендатором-1 в отношении 31 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначений общей площадью 9 121 000 кв. м с кадастровыми номерами 69:15:0000014:193, 69:15:0000014:194, 69:15:0000014:192, 69:15:0000014:190, 69:15:0000014:189, 69:15:0000014:188, 69:15:0000014:191.
Сторонами 25.08.2005 было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в соответствии с которым обществу переданы права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.04.2005 в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначений с кадастровыми номерами 69:15:0000014:194, 69:15:0000014:192, 69:15:0000014:190, 69:15:0000014:189, 69:15:0000014:188, 69:15:0000014:193, 69:15:0000014:191.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.11.2009 N 02-69/09-2-238815 кадастровый номер земельного участка 69:15:0000014:193 был изменен на номер 69:15:0000014:385.
В дальнейшем общество приобрело указанные земельные участки в собственность по договору купли-продажи находящегося в государственной собственности от 28.05.2009.
Обществу 13.07.2009 были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорные участки. При этом в указанных свидетельствах объектом права указаны земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельского хозяйства.
Из представленных в материалы дела на спорные земельные участки выписок из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 08.08.2012 также следует, что земельные участки находятся в собственности общества и относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Общество представило в налоговую инспекцию за 2011 год налоговую декларацию по земельному налогу, согласно которой заявителем был исчислен налог по спорным земельным участкам в размере исходя из их кадастровой стоимости в сумме 3 440 972 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:385; в сумме 12 291 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:194; в сумме 32 546 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:192; в сумме 154 204 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:191; в сумме 12 556 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:190; в сумме 97 072 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:189; в сумме 203 342 руб. по земельному участку с кадастровым номером 69:15:0000014:188.
Налоговая инспекции исходя из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области писем от 04.06.2012 N 13-06/7312-12 и 28.08.2012 N 13-06/843-18 сделала вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:385 составляет 489 409 323 руб. 24 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:194-2 786 448 руб. 63 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:192-7 378 221 руб. 08 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:191-34 958 344 руб. 18 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:190-3 073 196 руб. 70 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:189-22 006 340 руб. 04 коп.; земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:188-46 098 065 руб. 10 коп.
Как следует из актов определения кадастровой стоимости земельных участков от 08.12.2010 указанная стоимость спорных земельных участков определена в связи с изменением вида разрешенного использования участков на основании постановления Главы администрации Старомелковского сельского поселения от 08.11.2010 N 34, которым был изменен вид разрешенного использования земельных участков с сельскохозяйственного назначения на использование для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В то же время в материалы дела представлено постановление Главы администрации Старомелковского сельского поселения от 28.06.2011 N 22, которым на основании протеста Конаковской межрайонной прокуратуры от 28.02.2011 N 11-к-11 и разъяснений прокуратуры по данному вопросу от 27.06.2011 N 13-11 постановление от 08.11.2010 N 34 отменено.
Также согласно представленным в материалы дела сообщениям об отсутствии основания для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений от 18.03.2011 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отказало обществу в изменение назначения спорных земельных участком, а именно: с ведения сельскохозяйственного производства на ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В актах об определении кадастровой стоимости земельных участков от 29.11.2010 приведена кадастровая стоимость участков исходя из назначения. При этом в данных актах кадастровая стоимость земельных участков, исходя из их назначения - для сельского хозяйства, соответствует стоимости, примененной обществом при расчете налога за 2011 год.
С учетом изложенного, налоговая инспекция неправомерно доначислила обществу налог исходя из стоимости спорных земельных участков, определенных исходя из назначения их использования - для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые решения налоговой инспекции и Управления недействительными.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о признании судом по его иску недействительным договора купли-продажи от 28.05.2009.
С учетом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В данном случае общество на основании договора купли-продажи от 28.05.2009 зарегистрировало право собственности на спорные земельные участки, о чем ему выданы соответствующие свидетельства о праве собственности.
По иску общества решением Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2011 по делу N А66-7012/2010 вступившим в законную силу указанный договор признан недействительным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Таким образом, вступивший в законную силу судебный акт о признании сделки недействительной является основанием для внесения в реестр записей о погашении записи о праве собственности покупателя и восстановлении записи о праве собственности продавца.
Действующим законодательством не предусмотрено в качестве последствий недействительности сделки аннулирование в судебном порядке записи о государственной регистрации права собственности. Признание недействительной сделки, на основании которой внесена запись в реестр, является основанием для последующего внесения изменений в реестр.
Обязанность по уплате налога или сбора, как указано в статье 40 НК РФ, возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В пункте 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
Таким образом, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Из положений главы 31 НК РФ следует, что организация признается плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к ней по договору купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на этот земельный участок. Обязанность по уплате земельного налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
С учетом изложенного, признание судом договора купли-продажи земельного участка недействительным не является основанием для признания общества неплательщиком земельного налога за период с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок до момента вступления в законную силу решения суда о признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной.
Установление факта ничтожности сделки по приобретению объекта недвижимости не влечет автоматического прекращения права собственности на этот объект, а является лишь основанием для прекращения вещного права.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 февраля 2013 года по делу N А66-14667/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА

Судьи
Н.В.МУРАХИНА
В.И.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)