Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013 (судья Дылдина Т.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-12327/2012 по заявлению некоммерческого партнерства "Цимлянское" (625041, город Тюмень, улица Барнаульская, дом 71, ИНН 7202086973, ОГРН 1037200551706) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15, ИНН 7204006780, ОГРН 1047200670868) о признании недействительными решений.
В заседании приняли участие представители:
- от некоммерческого партнерства "Цимлянское" - Соболева М.О. по доверенности от 30.04.2013 N 83-13;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 - Скачкова Ю.Е. по доверенности от 09.01.2013.
Суд
установил:
Некоммерческое партнерство "Цимлянское" (далее - НП "Цимлянское", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.10.2012 N 12962 и от 18.10.2012 N 1.
Решением арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены частично, а именно: решение Инспекции от 17.10.2012 N 12962 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога, начисления пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований о признании неправомерным решения Инспекции по начислению сумм пеней в размере 456 363,44 руб. и штрафных санкций по статье 122 НК РФ в сумме 423 129,80 руб., обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты в результате неполного выяснения обстоятельств по делу, а также при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от НП "Цимлянское" не поступил.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежащими частичной отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной НП "Цимлянское" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой составлен акт от 28.08.2012 N 39460.
На основании акта Инспекцией принято решение от 17.10.2012 N 12962, которым НП "Цимлянское" предложена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 2 115 649 руб., начислены соответствующие пени и санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
18 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение N 1 о принятии обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.10.2012 N 12962, в соответствии с которым приняты меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа недвижимого имущества: нежилого строения по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, строение 9, кадастровый (или условный) номер 72:401:00:00:0071/9.
Полагая, что вышеупомянутые решения Инспекции нарушают права и законные интересы НП "Цимлянское", последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя в соответствующей части требования НП "Цимлянское", исходили из вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Тюменской области, состоявшихся между теми же сторонами по аналогичным спорам (по делам N А70-10571/2010, N А70-10572/2010, N А70-7268/2012, N А70-10573/2012). В рамках указанных арбитражных дел суды различных инстанций пришли к выводу о наличии у налогоплательщика налоговой льготы по земельному налогу в отношении спорного земельного участка.
Кассационная инстанция считает, что, исходя из положений статей 106, 109, пункта 4 части 1 статьи 111 НК РФ, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом вступивших в законную силу судебных актов по аналогичным спорам между теми же сторонами, а также того факта, что налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год была представлена налогоплательщиком ранее опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.2012, которым признаны ошибочными выводы судов о том, что спорный земельный участок не является объектом обложения земельным налогом, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, следовательно, неправомерность привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
При этом, удовлетворяя требования НП "Цимлянское" в части признания незаконным решения налогового органа по начислению пеней за несвоевременную уплату земельного налога, судами обеих инстанций допущено нарушение норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Органы, уполномоченные давать письменные разъяснения в области налогов и сборов, определены в статье 34.2 НК РФ: Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Судебная практика и решения арбитражного суда в указанных нормах не названы в качестве письменных разъяснений уполномоченного органа, соответственно, принятые судом первой инстанции во внимание обстоятельства не являются основанием для применения положений пункта 8 статьи 75 НК РФ.
Учитывая изложенное, судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа по начислению сумм пеней подлежат отмене.
Поскольку все обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены, но при принятии судебных актов в указанной части спора были неправильно применены нормы действующего законодательства, кассационная инстанция считает возможным самостоятельно принять новый судебный акт
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А70-12327/2012 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 от 17.10.2012 N 12962 о привлечении Некоммерческого партнерства "Цимлянское" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления сумм пеней в размере 356 363,44 руб. отменить.
В данной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части оставить судебные акты - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А70-12327/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А70-12327/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013 (судья Дылдина Т.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-12327/2012 по заявлению некоммерческого партнерства "Цимлянское" (625041, город Тюмень, улица Барнаульская, дом 71, ИНН 7202086973, ОГРН 1037200551706) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15, ИНН 7204006780, ОГРН 1047200670868) о признании недействительными решений.
В заседании приняли участие представители:
- от некоммерческого партнерства "Цимлянское" - Соболева М.О. по доверенности от 30.04.2013 N 83-13;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 - Скачкова Ю.Е. по доверенности от 09.01.2013.
Суд
установил:
Некоммерческое партнерство "Цимлянское" (далее - НП "Цимлянское", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.10.2012 N 12962 и от 18.10.2012 N 1.
Решением арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены частично, а именно: решение Инспекции от 17.10.2012 N 12962 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога, начисления пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований о признании неправомерным решения Инспекции по начислению сумм пеней в размере 456 363,44 руб. и штрафных санкций по статье 122 НК РФ в сумме 423 129,80 руб., обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты в результате неполного выяснения обстоятельств по делу, а также при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от НП "Цимлянское" не поступил.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежащими частичной отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной НП "Цимлянское" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой составлен акт от 28.08.2012 N 39460.
На основании акта Инспекцией принято решение от 17.10.2012 N 12962, которым НП "Цимлянское" предложена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 2 115 649 руб., начислены соответствующие пени и санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
18 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение N 1 о принятии обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.10.2012 N 12962, в соответствии с которым приняты меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа недвижимого имущества: нежилого строения по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, строение 9, кадастровый (или условный) номер 72:401:00:00:0071/9.
Полагая, что вышеупомянутые решения Инспекции нарушают права и законные интересы НП "Цимлянское", последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя в соответствующей части требования НП "Цимлянское", исходили из вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Тюменской области, состоявшихся между теми же сторонами по аналогичным спорам (по делам N А70-10571/2010, N А70-10572/2010, N А70-7268/2012, N А70-10573/2012). В рамках указанных арбитражных дел суды различных инстанций пришли к выводу о наличии у налогоплательщика налоговой льготы по земельному налогу в отношении спорного земельного участка.
Кассационная инстанция считает, что, исходя из положений статей 106, 109, пункта 4 части 1 статьи 111 НК РФ, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом вступивших в законную силу судебных актов по аналогичным спорам между теми же сторонами, а также того факта, что налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год была представлена налогоплательщиком ранее опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.2012, которым признаны ошибочными выводы судов о том, что спорный земельный участок не является объектом обложения земельным налогом, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, следовательно, неправомерность привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
При этом, удовлетворяя требования НП "Цимлянское" в части признания незаконным решения налогового органа по начислению пеней за несвоевременную уплату земельного налога, судами обеих инстанций допущено нарушение норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Органы, уполномоченные давать письменные разъяснения в области налогов и сборов, определены в статье 34.2 НК РФ: Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Судебная практика и решения арбитражного суда в указанных нормах не названы в качестве письменных разъяснений уполномоченного органа, соответственно, принятые судом первой инстанции во внимание обстоятельства не являются основанием для применения положений пункта 8 статьи 75 НК РФ.
Учитывая изложенное, судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа по начислению сумм пеней подлежат отмене.
Поскольку все обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены, но при принятии судебных актов в указанной части спора были неправильно применены нормы действующего законодательства, кассационная инстанция считает возможным самостоятельно принять новый судебный акт
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А70-12327/2012 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 от 17.10.2012 N 12962 о привлечении Некоммерческого партнерства "Цимлянское" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления сумм пеней в размере 356 363,44 руб. отменить.
В данной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части оставить судебные акты - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)