Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей Е.А.Сомовой, Н.О.Третьяковой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А.Г.Куписок,
при участии:
- от истца (заявителя): Д.М.Колесников, доверенность от 11.12.2012 N 101;
- от ответчика (должника): Е.В.Володькина, доверенность от 11.01.2013 N 14-27/000433, И.И.Суменкова, доверенность от 19.02.2013 N 14-27/006564;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23074/2012) ООО "Феникс-А" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу N А42-2343/2012 (судья А.А.Романова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Феникс-А"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: г. Мурманск, ул. Комсомольская д. 4; далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 208 678 руб. по налогу на прибыль, в сумме 338 315 руб. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС); доначисления налога на прибыль в сумме 1 043 390 руб. за 2008 - 2010 годы, НДС в сумме 1 691 575 руб. за 2008 - 2010 годы, и соответствующих пеней.
Решением от 08.10.2012 суд признал недействительным решение инспекции от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части доначисления налога на прибыль, НДС за 2008 год и причитающихся сумм пени, а также применения налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на основании распоряжения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 в связи с болезнью председательствующего по делу - судьи М.Л.Згурской, дело передано в производство судье Л.П.Загараевой, в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы 20.02.2013 начато сначала.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу общества инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, а также просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было вынесено оспариваемое в части решение.
Указанным решением Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль, в виде штрафа в сумме 248021 руб.; за неуплату НДС, в виде штрафа в сумме 369540 руб.; статьей 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 23719 руб., Обществу было предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 1172422 руб. и соответствующие суммы пени; НДС в общей сумме 1847702 руб. и соответствующие пени; пени по НДФЛ в сумме 2485 руб.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном включении заявителем в состав расходов по налогу на прибыль и в состав налоговых вычетов по НДС затрат на приобретение товаров (работ, услуг) и сумм НДС, уплаченных заявителем контрагентам ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Гефест" и ООО "Имидж".
Общество, оспаривая решения инспекции, полагает, что расходы и налоговые вычеты подтверждены первичными документами, факт наличия реальных взаимоотношений между обществом и спорными контрагентами подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнут, действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия контрагентов и не установлена обязанность по проверке их добросовестности.
Согласно представленным к выездной налоговой проверке счетам-фактурам, соответствующим актам о приемке оказанных услуг, договору от 01.07.2008 N 107/08, ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" в 2008 оказывало Обществу услуги по сдаче в аренду водолазного катамарана с водолазным оборудованием и снаряжением для проведения глубоководных работ.
Общество платежными поручениями оплатило ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" оказанные услуги. Выставленные Обществу счета-фактуры ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" были отражены Обществом в книге покупок за 4 квартал 2008.
Согласно договору поставки от 03.02.2009 N 03/02, спецификации к нему, счету-фактуре, товарной накладной Общество приобрело у ООО "Имидж" товар, в том числе: скоба концевая - 10 шт., вертлюг - 6 шт., звено соединительное (кентор) - 12 шт., звено соединительное - 25 шт., массив подвесной 20 т - 2 шт., якорь ж/б 50 т - 2 шт.
В соответствии с договором поставки товара от 13.01.2010, товарными накладными, счетами-фактурами Общество приобрело у ООО "Гефест" товар, в том числе: вертлюг - 5 шт., скоба концевая - 4 шт., железобетонный подвесной массив 40 т - 1 шт., железобетонный подвесной массив 20 т - 3 шт., железобетонный подвесной массив 40 т - 2 шт.
Общество платежными поручениями перечислило ООО "Гефест" оплату за данные товары.
Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест" являются недобросовестными (проблемными) контрагентами. Документы, представленные обществом по хозяйственным операциям с данными организациями, содержат недостоверную информацию, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и статей 169, 172, 252 НК РФ.
Указанный вывод, по мнению налогового органа, подтверждается пояснениями руководителей ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест", которые отрицают свою причастность к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от имени указанных организаций, заключениями почерковедческих экспертиз; ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест" отсутствуют по юридическим адресам; имущества и транспортных средств указанные общества не имеют; среднесписочная численность работников указанных обществ составляет 1 человек.
Также в ходе проверки налоговым органом было установлено отсутствие факта доставки и установки железобетонных подвесных массивов и якоря, невозможность поставки массивов от ООО "Имидж" и ООО "Гефест", что, по мнению инспекции, подтверждается, в том числе, показаниями свидетеля Маежева Л.А.; сведениями об отсутствии информации о выдаче разрешений ООО "Гефест" и ООО "Имидж" на территорию губа Сайда.
Согласно статье 247 НК РФ прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами, уменьшающими полученные доходы, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу данной нормы под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС. Для отнесения затрат на расходы по налогу на прибыль такие затраты должны быть документально подтверждены и экономически оправданны, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Апелляционный суд полагает, что обществом были соблюдены условия применения вычетов по НДС и отнесения затрат на расходы по эпизодам, связанным с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест".
Факт предоставления ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" в аренду плавсредства, а также факт оплаты заявителем услуг по аренде указанного катамарана, подтверждается договором, счетами-фактурами, актами, платежными поручениями.
Общество в подтверждение спорных финансово-хозяйственных операций с ООО "Имидж", ООО "Гефест" представило: договор поставки от 03.02.2009 N 03/02 с ООО "Имидж", спецификацию, счет-фактуру, товарную накладную; договор поставки товара от 13.01.2010 с ООО "Гефест", товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения.
Из представленных документов следует, что общество приобрело 8 железобетонных массивов, в том числе: 2 шт. весом 20 тонн 15.06.2009 от ООО "Имидж"; 1 шт. весом 40 тонн 13.05.2010 от ООО "Гефест"; 3 шт. весом 20 тонн 22.06.2010 от ООО "Гефест"; 2 шт. весом 40 тонн 22.06.2010 от ООО Гефест".
Общество поставленные ему ООО "Гефест" товары оплатило, что подтверждается материалами дела.
Указанные документы не содержат дефектов, которые в совокупности и взаимосвязи с иными доказательствами по делу безусловно свидетельствовали бы об отсутствии заявленных Обществом финансово-хозяйственных операций.
Представленные обществом счета-фактуры имеют все необходимые реквизиты и подписи и в целях применения налогового вычета по НДС не могут быть признаны ненадлежаще оформленными.
По смыслу пункта 2 статьи 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой же статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Представленные обществом счета-фактуры соответствуют указанным требованиям.
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг) и отражению в них сведений, установленных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Доказательств того, что обществу должно было быть известно о недостоверности представленных контрагентами сведений, налоговым органом не представлено.
Сведения, указанные в счетах-фактурах и иных первичных документах относительно руководителей контрагентов общества, соответствуют данным, имеющимся в ЕГРЮЛ.
Объяснения руководителей контрагентов Общества даны лицами, которые были зарегистрированы в установленном порядке в качестве руководителей данных организаций. Указанные граждане являются лицами, заинтересованными в уклонении от ответственности, в связи с чем, их пояснения критически оцениваются апелляционным судом.
Кроме того, данные пояснения, равно как и пояснения иных свидетелей, не означают фактического неосуществления спорных финансово-хозяйственных операций, несоответствия сведений относительно совершенных с контрагентами сделок, действительности.
Заключения почерковедческих экспертиз также не опровергают реальность спорных сделок, поскольку данные сделки были фактически исполнены сторонами. При этом, заключения эксперта не содержат однозначного вывода о неподписании документов указанных в них лицами.
На налогоплательщика нормами действующего законодательства не возложена обязанность проверять подлинность подписи на первичных документах на предмет ее выполнения действительно тем лицом, которое указано в документе контрагентом. Также применение налогоплательщиком вычетов по НДС и отнесение затрат на расходы не связано с тем, каким образом заключаются организацией сделки - лично руководителями, уполномоченными лицами, посредством телефонной, факсимильной, интернет связи.
В любом случае, даже в случае, если спорные документы были бы подписаны не руководителями контрагентов, налоговому органу надлежало бы доказать, что лица, фактически подписавшие от имени контрагентов (и от имени их руководителей) счета-фактуры, товарные накладные, акты и иные документы, не имели на это полномочий.
Отсутствие у ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" транспортных средств, маломерных судов, плавсредств, а также ведения хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии оснований для предоставления налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов понесенных затрат.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка инспекции на то, что разрешения на проход на охраняемую территорию получены только с 02.12.2008.
Работы по ремонту плавучих причалов Северного флота осуществлялись обществом согласно условиям государственного контракта от 03.06.2008 N 707/6/27/КЭ/1069-08. Между сторонами 27.11.2008 подписаны акт о сдаче работ и акты о приемке выполненных работ. Следовательно, все работы по указанному контракту выполнены обществом 27.11.2008, то есть до 02.12.2008.
Ссылка налогового органа на отсутствие регистрации в соответствующих органах плавсредства, также подлежит отклонению, поскольку вопросом регистрации плавсредства должен был заниматься собственник указанного средства (ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис"), а не арендатор.
Выводы суда первой инстанции о недостоверности доказательств, представленных обществом в подтверждение расходов по приобретению железобетонных массивов, основаны на свидетельских показаниях и выводах Инспекции о "проблемности" контрагентов Общества ООО "Гефест" и ООО "Имидж", и опровергаются первичными документами, имеющимися в материалах дела, фактом произведенных оплат по поставленным массивам.
Как следует из материалов дела, только массивы, приобретенные у ООО "Гефест", были включены Обществом в налоговую базу по налогу на прибыль и НДС в проверяемом периоде. Данные массивы были отражены Обществом на счете 10 "материалы", тогда как массивы, приобретенные у ООО "Имидж", были отражены заявителем на счете 41 "товары", то есть, предназначены для дальнейшей перепродажи. Расходы, понесенные налогоплательщиком на приобретение массивов у ООО "Имидж", в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль Обществом не включались.
Приобретенные Обществом у ООО "Гефест" шесть массивов использовались им для выполнения своих обязательств в рамках контракта от 03.08.2010 N EZS-6 с Энергиверке Норд ГмбХ (заказчик) на подряд на производство строительных работ, для раскрепления судов.
Общество не должно было обеспечивать доставку (транспортировку) данных массивов на губу Сайда, поскольку, как усматривается из материалов дела, указанные массивы уже находились на территории их последующего использования.
Отсутствие информации о выдаче разрешений для сотрудников ООО "Гефест" о проходе на территорию губы Сайда не свидетельствует о том, что Общество спорные массивы, которые уже находились на территории губы Сайда, не приобретало, и работы с применением данных массивов не проводило.
Кроме того, Общество правомерно ссылалось на противоречивость сведений, имевшихся у войсковых частей по вопросу перемещения людей и транспортных средств на данной территории.
Из показаний свидетелей: Маежева Л.А., Амбарцумяна В.К., Дроздова Е.Е., Моркотыло П.С., Арефьева А.Е. следует, что в спорном периоде работы на губе Сайда Обществом производились, при производстве части работ (для раскрепления судов) необходимы были железобетонные массивы, такие массивы в процессе работ использовались. Из данных показаний никаким образом не усматривается, что железобетонные массивы при выполнении Обществом работ в части раскрепления судов, в рамках контракта от 03.08.2010 N EZS-6 не использовались, и не могли быть приобретены Обществом у ООО "Гефест".
Более того, у данного поставщика Обществом также приобретались вертлюг, скоба концевая, поставку которых заявителю налоговый орган в оспариваемом решении не отрицал, расходы по данному оборудованию (деталям) принял.
Заказчик по контракту от 03.08.2010 N EZS-6 подтвердил, что контракт был выполнен Обществом полностью, все предусмотренные планом производства работ плавучие средства и вспомогательные устройства применялись.
Из проекта производства работ, генерального плана реконструкции передаточного причала к контракту от 03.08.2010 N EZS-6, следует, что использование массивов контрактом предусмотрено, данные массивы находятся под рейдовыми бочками и представляют собой разновидность железобетонных якорей.
Доказательств того, что перечисленные Обществом денежные средства в оплату массивов были возвращены Обществу и впоследствии выведены им из финансово-хозяйственного оборота, в деле не имеется.
Таким образом, Инспекция не опровергла совершение обществом реальных хозяйственных операций с контрагентами ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Гефест", ООО "Имидж", а также то, что понесенные обществом расходы имеют производственный характер и направлены на получение дохода от реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатам получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Налоговым органом не представлено безусловных доказательств наличия у общества при заключении и исполнении сделок с контрагентами умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС либо уменьшение своей налоговой обязанности по уплате налога на прибыль, доказательств согласованных действий общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов, того, что ему должно было быть известно о допущенных контрагентами нарушениях.
Инспекция не доказала, что заявленные налогоплательщиком обороты по сделкам отсутствуют, представленные налогоплательщиком документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам, и отраженные в них сведения о финансово-хозяйственных операциях недостоверны.
При таких обстоятельствах, у налогового органа не имелось оснований для доначислений обществу по НДС и налогу на прибыль по эпизодам, связанным с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест".
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, применения налоговых санкций и доначисления пеней по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис" и по эпизоду, связанному с приобретением железобетонных массивов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу N А42-2343/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, применения налоговых санкций и доначисления пеней по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис" и по эпизоду, связанному с приобретением массивов.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: г. Мурманск, ул. Комсомольская д. 4) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4) 3 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную по платежному поручению от 06.11.2012 N 768.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
Е.А.СОМОВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А42-2343/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А42-2343/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей Е.А.Сомовой, Н.О.Третьяковой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А.Г.Куписок,
при участии:
- от истца (заявителя): Д.М.Колесников, доверенность от 11.12.2012 N 101;
- от ответчика (должника): Е.В.Володькина, доверенность от 11.01.2013 N 14-27/000433, И.И.Суменкова, доверенность от 19.02.2013 N 14-27/006564;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23074/2012) ООО "Феникс-А" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу N А42-2343/2012 (судья А.А.Романова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Феникс-А"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: г. Мурманск, ул. Комсомольская д. 4; далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 208 678 руб. по налогу на прибыль, в сумме 338 315 руб. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС); доначисления налога на прибыль в сумме 1 043 390 руб. за 2008 - 2010 годы, НДС в сумме 1 691 575 руб. за 2008 - 2010 годы, и соответствующих пеней.
Решением от 08.10.2012 суд признал недействительным решение инспекции от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части доначисления налога на прибыль, НДС за 2008 год и причитающихся сумм пени, а также применения налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на основании распоряжения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 в связи с болезнью председательствующего по делу - судьи М.Л.Згурской, дело передано в производство судье Л.П.Загараевой, в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы 20.02.2013 начато сначала.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу общества инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, а также просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было вынесено оспариваемое в части решение.
Указанным решением Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль, в виде штрафа в сумме 248021 руб.; за неуплату НДС, в виде штрафа в сумме 369540 руб.; статьей 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 23719 руб., Обществу было предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 1172422 руб. и соответствующие суммы пени; НДС в общей сумме 1847702 руб. и соответствующие пени; пени по НДФЛ в сумме 2485 руб.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном включении заявителем в состав расходов по налогу на прибыль и в состав налоговых вычетов по НДС затрат на приобретение товаров (работ, услуг) и сумм НДС, уплаченных заявителем контрагентам ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Гефест" и ООО "Имидж".
Общество, оспаривая решения инспекции, полагает, что расходы и налоговые вычеты подтверждены первичными документами, факт наличия реальных взаимоотношений между обществом и спорными контрагентами подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнут, действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия контрагентов и не установлена обязанность по проверке их добросовестности.
Согласно представленным к выездной налоговой проверке счетам-фактурам, соответствующим актам о приемке оказанных услуг, договору от 01.07.2008 N 107/08, ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" в 2008 оказывало Обществу услуги по сдаче в аренду водолазного катамарана с водолазным оборудованием и снаряжением для проведения глубоководных работ.
Общество платежными поручениями оплатило ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" оказанные услуги. Выставленные Обществу счета-фактуры ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" были отражены Обществом в книге покупок за 4 квартал 2008.
Согласно договору поставки от 03.02.2009 N 03/02, спецификации к нему, счету-фактуре, товарной накладной Общество приобрело у ООО "Имидж" товар, в том числе: скоба концевая - 10 шт., вертлюг - 6 шт., звено соединительное (кентор) - 12 шт., звено соединительное - 25 шт., массив подвесной 20 т - 2 шт., якорь ж/б 50 т - 2 шт.
В соответствии с договором поставки товара от 13.01.2010, товарными накладными, счетами-фактурами Общество приобрело у ООО "Гефест" товар, в том числе: вертлюг - 5 шт., скоба концевая - 4 шт., железобетонный подвесной массив 40 т - 1 шт., железобетонный подвесной массив 20 т - 3 шт., железобетонный подвесной массив 40 т - 2 шт.
Общество платежными поручениями перечислило ООО "Гефест" оплату за данные товары.
Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест" являются недобросовестными (проблемными) контрагентами. Документы, представленные обществом по хозяйственным операциям с данными организациями, содержат недостоверную информацию, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и статей 169, 172, 252 НК РФ.
Указанный вывод, по мнению налогового органа, подтверждается пояснениями руководителей ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест", которые отрицают свою причастность к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от имени указанных организаций, заключениями почерковедческих экспертиз; ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест" отсутствуют по юридическим адресам; имущества и транспортных средств указанные общества не имеют; среднесписочная численность работников указанных обществ составляет 1 человек.
Также в ходе проверки налоговым органом было установлено отсутствие факта доставки и установки железобетонных подвесных массивов и якоря, невозможность поставки массивов от ООО "Имидж" и ООО "Гефест", что, по мнению инспекции, подтверждается, в том числе, показаниями свидетеля Маежева Л.А.; сведениями об отсутствии информации о выдаче разрешений ООО "Гефест" и ООО "Имидж" на территорию губа Сайда.
Согласно статье 247 НК РФ прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами, уменьшающими полученные доходы, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу данной нормы под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС. Для отнесения затрат на расходы по налогу на прибыль такие затраты должны быть документально подтверждены и экономически оправданны, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Апелляционный суд полагает, что обществом были соблюдены условия применения вычетов по НДС и отнесения затрат на расходы по эпизодам, связанным с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест".
Факт предоставления ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" в аренду плавсредства, а также факт оплаты заявителем услуг по аренде указанного катамарана, подтверждается договором, счетами-фактурами, актами, платежными поручениями.
Общество в подтверждение спорных финансово-хозяйственных операций с ООО "Имидж", ООО "Гефест" представило: договор поставки от 03.02.2009 N 03/02 с ООО "Имидж", спецификацию, счет-фактуру, товарную накладную; договор поставки товара от 13.01.2010 с ООО "Гефест", товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения.
Из представленных документов следует, что общество приобрело 8 железобетонных массивов, в том числе: 2 шт. весом 20 тонн 15.06.2009 от ООО "Имидж"; 1 шт. весом 40 тонн 13.05.2010 от ООО "Гефест"; 3 шт. весом 20 тонн 22.06.2010 от ООО "Гефест"; 2 шт. весом 40 тонн 22.06.2010 от ООО Гефест".
Общество поставленные ему ООО "Гефест" товары оплатило, что подтверждается материалами дела.
Указанные документы не содержат дефектов, которые в совокупности и взаимосвязи с иными доказательствами по делу безусловно свидетельствовали бы об отсутствии заявленных Обществом финансово-хозяйственных операций.
Представленные обществом счета-фактуры имеют все необходимые реквизиты и подписи и в целях применения налогового вычета по НДС не могут быть признаны ненадлежаще оформленными.
По смыслу пункта 2 статьи 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой же статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Представленные обществом счета-фактуры соответствуют указанным требованиям.
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг) и отражению в них сведений, установленных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Доказательств того, что обществу должно было быть известно о недостоверности представленных контрагентами сведений, налоговым органом не представлено.
Сведения, указанные в счетах-фактурах и иных первичных документах относительно руководителей контрагентов общества, соответствуют данным, имеющимся в ЕГРЮЛ.
Объяснения руководителей контрагентов Общества даны лицами, которые были зарегистрированы в установленном порядке в качестве руководителей данных организаций. Указанные граждане являются лицами, заинтересованными в уклонении от ответственности, в связи с чем, их пояснения критически оцениваются апелляционным судом.
Кроме того, данные пояснения, равно как и пояснения иных свидетелей, не означают фактического неосуществления спорных финансово-хозяйственных операций, несоответствия сведений относительно совершенных с контрагентами сделок, действительности.
Заключения почерковедческих экспертиз также не опровергают реальность спорных сделок, поскольку данные сделки были фактически исполнены сторонами. При этом, заключения эксперта не содержат однозначного вывода о неподписании документов указанных в них лицами.
На налогоплательщика нормами действующего законодательства не возложена обязанность проверять подлинность подписи на первичных документах на предмет ее выполнения действительно тем лицом, которое указано в документе контрагентом. Также применение налогоплательщиком вычетов по НДС и отнесение затрат на расходы не связано с тем, каким образом заключаются организацией сделки - лично руководителями, уполномоченными лицами, посредством телефонной, факсимильной, интернет связи.
В любом случае, даже в случае, если спорные документы были бы подписаны не руководителями контрагентов, налоговому органу надлежало бы доказать, что лица, фактически подписавшие от имени контрагентов (и от имени их руководителей) счета-фактуры, товарные накладные, акты и иные документы, не имели на это полномочий.
Отсутствие у ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис" транспортных средств, маломерных судов, плавсредств, а также ведения хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии оснований для предоставления налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов понесенных затрат.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка инспекции на то, что разрешения на проход на охраняемую территорию получены только с 02.12.2008.
Работы по ремонту плавучих причалов Северного флота осуществлялись обществом согласно условиям государственного контракта от 03.06.2008 N 707/6/27/КЭ/1069-08. Между сторонами 27.11.2008 подписаны акт о сдаче работ и акты о приемке выполненных работ. Следовательно, все работы по указанному контракту выполнены обществом 27.11.2008, то есть до 02.12.2008.
Ссылка налогового органа на отсутствие регистрации в соответствующих органах плавсредства, также подлежит отклонению, поскольку вопросом регистрации плавсредства должен был заниматься собственник указанного средства (ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис"), а не арендатор.
Выводы суда первой инстанции о недостоверности доказательств, представленных обществом в подтверждение расходов по приобретению железобетонных массивов, основаны на свидетельских показаниях и выводах Инспекции о "проблемности" контрагентов Общества ООО "Гефест" и ООО "Имидж", и опровергаются первичными документами, имеющимися в материалах дела, фактом произведенных оплат по поставленным массивам.
Как следует из материалов дела, только массивы, приобретенные у ООО "Гефест", были включены Обществом в налоговую базу по налогу на прибыль и НДС в проверяемом периоде. Данные массивы были отражены Обществом на счете 10 "материалы", тогда как массивы, приобретенные у ООО "Имидж", были отражены заявителем на счете 41 "товары", то есть, предназначены для дальнейшей перепродажи. Расходы, понесенные налогоплательщиком на приобретение массивов у ООО "Имидж", в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль Обществом не включались.
Приобретенные Обществом у ООО "Гефест" шесть массивов использовались им для выполнения своих обязательств в рамках контракта от 03.08.2010 N EZS-6 с Энергиверке Норд ГмбХ (заказчик) на подряд на производство строительных работ, для раскрепления судов.
Общество не должно было обеспечивать доставку (транспортировку) данных массивов на губу Сайда, поскольку, как усматривается из материалов дела, указанные массивы уже находились на территории их последующего использования.
Отсутствие информации о выдаче разрешений для сотрудников ООО "Гефест" о проходе на территорию губы Сайда не свидетельствует о том, что Общество спорные массивы, которые уже находились на территории губы Сайда, не приобретало, и работы с применением данных массивов не проводило.
Кроме того, Общество правомерно ссылалось на противоречивость сведений, имевшихся у войсковых частей по вопросу перемещения людей и транспортных средств на данной территории.
Из показаний свидетелей: Маежева Л.А., Амбарцумяна В.К., Дроздова Е.Е., Моркотыло П.С., Арефьева А.Е. следует, что в спорном периоде работы на губе Сайда Обществом производились, при производстве части работ (для раскрепления судов) необходимы были железобетонные массивы, такие массивы в процессе работ использовались. Из данных показаний никаким образом не усматривается, что железобетонные массивы при выполнении Обществом работ в части раскрепления судов, в рамках контракта от 03.08.2010 N EZS-6 не использовались, и не могли быть приобретены Обществом у ООО "Гефест".
Более того, у данного поставщика Обществом также приобретались вертлюг, скоба концевая, поставку которых заявителю налоговый орган в оспариваемом решении не отрицал, расходы по данному оборудованию (деталям) принял.
Заказчик по контракту от 03.08.2010 N EZS-6 подтвердил, что контракт был выполнен Обществом полностью, все предусмотренные планом производства работ плавучие средства и вспомогательные устройства применялись.
Из проекта производства работ, генерального плана реконструкции передаточного причала к контракту от 03.08.2010 N EZS-6, следует, что использование массивов контрактом предусмотрено, данные массивы находятся под рейдовыми бочками и представляют собой разновидность железобетонных якорей.
Доказательств того, что перечисленные Обществом денежные средства в оплату массивов были возвращены Обществу и впоследствии выведены им из финансово-хозяйственного оборота, в деле не имеется.
Таким образом, Инспекция не опровергла совершение обществом реальных хозяйственных операций с контрагентами ООО "Спец.ГидроСтрой Сервис", ООО "Гефест", ООО "Имидж", а также то, что понесенные обществом расходы имеют производственный характер и направлены на получение дохода от реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатам получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Налоговым органом не представлено безусловных доказательств наличия у общества при заключении и исполнении сделок с контрагентами умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС либо уменьшение своей налоговой обязанности по уплате налога на прибыль, доказательств согласованных действий общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов, того, что ему должно было быть известно о допущенных контрагентами нарушениях.
Инспекция не доказала, что заявленные налогоплательщиком обороты по сделкам отсутствуют, представленные налогоплательщиком документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам, и отраженные в них сведения о финансово-хозяйственных операциях недостоверны.
При таких обстоятельствах, у налогового органа не имелось оснований для доначислений обществу по НДС и налогу на прибыль по эпизодам, связанным с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис", ООО "Имидж", ООО "Гефест".
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, применения налоговых санкций и доначисления пеней по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис" и по эпизоду, связанному с приобретением железобетонных массивов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2012 по делу N А42-2343/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску от 30.01.2012 N 02.2-34/01088 в части доначисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, применения налоговых санкций и доначисления пеней по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственными взаимоотношениями с ООО "Спец.ГидроСтройСервис" и по эпизоду, связанному с приобретением массивов.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: г. Мурманск, ул. Комсомольская д. 4) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4) 3 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Феникс-А" (ОГРН 1065190097004, место нахождения: г. Мурманск, проспект Кирова д. 19/24, офис 4) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную по платежному поручению от 06.11.2012 N 768.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
Е.А.СОМОВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)