Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А62-3958/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А62-3958/2012


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (214009, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 71, ОГРН 1036758309686) Овчинникова А.А. - представителя (дов. от 01.07.2013 б/н, пост.) Фомина В.В. - конкурсного управляющего (решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2013 по делу N А62-1682/2013)
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (214018, г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 23в, ОГРН 1106731005260) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2012 (судья Борисова Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-3958/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (далее - ООО "Автогараж на Тихвинке", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Смоленску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.03.2012 N 20/02 в части доначисления земельного налога в сумме 824 377 руб., начисления пени по земельному налогу в сумме 169 763 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Инспекцией ФНС России по г. Смоленску проведена выездная налоговая проверка ООО "Автогараж на Тихвинке" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 21.02.2012 N 20/03 и принято решение от 26.03.2012 N 20/02 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), в том числе за не полную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 руб., предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление в установленный пунктом 6 статьи 226 НК РФ срок суммы налога на доходы физических лиц. Кроме того, указанным решением обществу доначислены налоги, в том числе земельный налог за 2009 год в сумме 824 377 руб., и пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе по земельному налогу в сумме 169 763 руб.
Основанием для доначисления обществу земельного налога за 2009 год, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за его неуплату, послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом при расчете земельного налога ставки 0,18%, поскольку согласно ст. 9 Положения о земельном налоге на территории г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147 подлежала применению ставка налога 1,5%, в связи с отнесением спорного земельного участка к категории прочих земельных участков.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 10.05.2012 N 61 решение инспекции оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением инспекции от 26.03.2012 N 20/02, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным соответствие оспариваемого решения закону. При этом суды признали необоснованными ссылки общества на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 г. по делу N А62-3382/2012 определена равной рыночной, а именно - 6 173 363 руб., и что именно эта стоимость должна учитываться как налоговая база за спорный период.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая, как следует из пункта 2 названной статьи, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.07.2010) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
При этом рыночная стоимость земельного участка, в силу пункта 1 названной статьи, устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса внесены изменения, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Одновременно в пункт 2 статьи 66 Кодекса названным Законом внесены изменения, согласно которым государственная кадастровая оценка земель должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Данное положение действует с 26.07.2010.
Таким образом, земельное законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Вместе с тем сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка не является основанием для автоматического отождествления ее с кадастровой стоимостью, поскольку действующим законодательством установлена процедура определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения земельным налогом и доведения ее до сведения налогоплательщиков.
Статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
В случае изменения любой из перечисленных в статье 7 Закона N 221-ФЗ характеристик земельного участка, в частности, площади земельного участка или его кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению изменения, влекущие соответствующие юридические последствия как для правообладателей, так и для третьих лиц.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
Как следует из материалов дела, использованная налоговым органом при доначислении ООО"Автогараж на Тихвинке" земельного налога кадастровая стоимость земельного участка в размере 62 452 793 руб. обществом заявлена в налоговой декларации за 2009 год и соответствует данным уполномоченного регистрирующего органа за 2009 год.
ООО "Автогараж на Тихвинке" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 в размере рыночной стоимости земельного участка, соответствующей 6 173 363 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012 суд обязал ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области внести в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 площадью 7 411 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 71, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 6 173 363 руб. Обязанность органа государственного кадастрового учета внести соответствующие изменения возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2009 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода, определенную по состоянию на 01 января текущего года, а не указанную в решении Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012, является правильным, соответствует обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории города Смоленска введен решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Смоленска" с 01.01.2006.
Согласно статье 9 указанного Положения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
0,18 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении следующих земельных участков:
- - на которых размещены производственные и административные здания, строения и сооружения промышленности, коммунального хозяйства;
- - на которых размещены здания, строения и сооружения материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Обществом в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год применена ставка налога в размере 0,18%.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием для доначисления обществу земельного налога за 2009 год послужило применение налоговым органом при расчете земельного налога ставки 1,5% и кадастровой стоимости земельного участка в размере 62 452 793 руб.
Суды согласились с выводами налогового органа, указав, что при исчислении земельного налога за 2009 год общество должно было применить налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка - установленную п. 9 Положения в отношении прочих земельных участков, отметив, что факт неправильного применения обществом налоговой ставки 0,18% им при рассмотрении дела не оспаривался.
Данный вывод не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в заявлении в суд об оспаривании решения налогового органа обществом указывалось на необоснованность применения налоговым органом налоговой ставки в размере 1,5%, так как, по мнению, общества, при расчете налога оно правомерно применяло ставку в размере 0,18%.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами вопрос правомерности применения налоговым органом к спорному земельному участку ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка исследован не в полной мере.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 13 17:0006, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пос. Тихвинка, 71, от 12.02.2009 N 27/09-3605 он отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3).
Вопрос о том, относятся ли данные объекты к зданиям, строениям или сооружениям материально-технического снабжения судами при рассмотрении спора не исследовался.
Не дана оценка тому обстоятельству, что с 2011 года спорный земельный участок с тем же видом разрешенного использования, под теми же объектами недвижимости отнесен к земельным участкам, предназначенным для производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и ставка налога, по утверждению общества, определена налоговым органом в размере 0,18%.
Согласно ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит, что содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о доказанности налоговым органом соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону в части применения ставки 1,5% противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А62-3958/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)