Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сотников И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Беляковой В.Н.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года, которым действия администрации Вохтожского городского поселения по удержанию с ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой Х., налога на доходы физических лиц признаны неправомерными.
С администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. взыскана сумма необоснованно удержанного налога на доходы физических лиц в сумме ... рубля и в возмещение расходов на уплату государственной пошлины ... рублей, а всего ... рубля.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С., Х., представителя Межрайонной инспекции ФНС России N ... по Вологодской области по доверенности Б.Н., судебная коллегия
установила:
Х. в период с <ДАТА> по <ДАТА> замещал должность председателя Совета ... городского поселения главы муниципального образования Вохтожское.
Постановлением главы муниципального образования Вохтожское от <ДАТА> N ... Х. с <ДАТА> установлена доплата к пенсии в размере ... рублей ... копейки, составляющая 55% от размера оплаты труда на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.
В 2012 году администрация ... городского поселения, производила начисление и удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии Х.
Общая сумма начисленного за 2012 год налога на доходы физических лиц составила ... рублей, а сумма удержанного и перечисленного налога ... рубля.
Не согласившись с указанными удержаниями <ДАТА>, Х. обратился к ответчику с заявлением о возврате необоснованно удержанных сумм, однако в возврате денежных средств ему было отказано, со ссылкой на то, что доплата к пенсии не является компенсационной выплатой и поэтому подлежит налогообложению в общем порядке.
Полагая, что действия администрации ... городского поселения противоречат действующему законодательству, <ДАТА> Х. обратился в суд с иском к администрации Вохтожского городского поселения о признании действий неправомерными и взыскании денежных средств.
Просил признать действия ответчика неправомерными и взыскать необоснованно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в 2012 году в сумме ... рубля.
В судебном заседании истец Х. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С. с иском не согласился. Суду пояснил, что доплату к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципальных образований области, установленную Законом Вологодской области от 26 декабря 2001 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области", нельзя отнести к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к трудовой пенсии или к социальной доплате к пенсии, поэтому данная выплата подлежит налогообложению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Межрайонной инспекции ФНС России N ... по Вологодской области по доверенности Б.Н. поддержала позицию представителя ответчика.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С., со ссылкой на доводы аналогичные изложенные в суде первой инстанции, ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения.
В возражениях на апелляционную жалобу Х. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 01 июля 2011 года) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) (статья 2 указанного Федерального закона).
В статье 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 25-ФЗ, этим Законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года N 1728-03 "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (далее - Закон области) установлено, что гарантиями осуществления полномочий глав муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона области в редакции, действовавшей на дату прекращения полномочий Х., право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона области N 1728-03 лицам, получающим пенсию по старости, назначенную ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", доплата к пенсии назначается по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами.
Пунктом 13 статьи 15 Устава муниципального образования ... Вологодской области установлено, что главе муниципального образования устанавливаются следующие гарантии: доплата к пенсии при увольнении в связи с выходом на пенсию в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Финансирование указанных гарантий осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета; такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и по своей правовой природе в полной мере соответствует пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеприведенными нормами материального права и сделал правильный вывод о том, что ежемесячные доплаты к трудовой пенсии главы муниципального образования, выплачиваемые за счет средств местного бюджета в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с администрации Вохтожского городского поселения в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда в части взыскания с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей отменить.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года в части взыскания с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Взыскать с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. необоснованно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере ... рубля".
В остальной части решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Вохтожского городского поселения С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
Судьи
А.М.ВАХОНИНА
В.Н.БЕЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.04.2013 N 33-1549/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. N 33-1549/2013
Судья Сотников И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Беляковой В.Н.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года, которым действия администрации Вохтожского городского поселения по удержанию с ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой Х., налога на доходы физических лиц признаны неправомерными.
С администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. взыскана сумма необоснованно удержанного налога на доходы физических лиц в сумме ... рубля и в возмещение расходов на уплату государственной пошлины ... рублей, а всего ... рубля.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С., Х., представителя Межрайонной инспекции ФНС России N ... по Вологодской области по доверенности Б.Н., судебная коллегия
установила:
Х. в период с <ДАТА> по <ДАТА> замещал должность председателя Совета ... городского поселения главы муниципального образования Вохтожское.
Постановлением главы муниципального образования Вохтожское от <ДАТА> N ... Х. с <ДАТА> установлена доплата к пенсии в размере ... рублей ... копейки, составляющая 55% от размера оплаты труда на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.
В 2012 году администрация ... городского поселения, производила начисление и удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии Х.
Общая сумма начисленного за 2012 год налога на доходы физических лиц составила ... рублей, а сумма удержанного и перечисленного налога ... рубля.
Не согласившись с указанными удержаниями <ДАТА>, Х. обратился к ответчику с заявлением о возврате необоснованно удержанных сумм, однако в возврате денежных средств ему было отказано, со ссылкой на то, что доплата к пенсии не является компенсационной выплатой и поэтому подлежит налогообложению в общем порядке.
Полагая, что действия администрации ... городского поселения противоречат действующему законодательству, <ДАТА> Х. обратился в суд с иском к администрации Вохтожского городского поселения о признании действий неправомерными и взыскании денежных средств.
Просил признать действия ответчика неправомерными и взыскать необоснованно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в 2012 году в сумме ... рубля.
В судебном заседании истец Х. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С. с иском не согласился. Суду пояснил, что доплату к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципальных образований области, установленную Законом Вологодской области от 26 декабря 2001 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области", нельзя отнести к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к трудовой пенсии или к социальной доплате к пенсии, поэтому данная выплата подлежит налогообложению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Межрайонной инспекции ФНС России N ... по Вологодской области по доверенности Б.Н. поддержала позицию представителя ответчика.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Вохтожского городского поселения по доверенности С., со ссылкой на доводы аналогичные изложенные в суде первой инстанции, ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения.
В возражениях на апелляционную жалобу Х. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 01 июля 2011 года) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) (статья 2 указанного Федерального закона).
В статье 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 25-ФЗ, этим Законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года N 1728-03 "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (далее - Закон области) установлено, что гарантиями осуществления полномочий глав муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона области в редакции, действовавшей на дату прекращения полномочий Х., право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона области N 1728-03 лицам, получающим пенсию по старости, назначенную ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", доплата к пенсии назначается по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами.
Пунктом 13 статьи 15 Устава муниципального образования ... Вологодской области установлено, что главе муниципального образования устанавливаются следующие гарантии: доплата к пенсии при увольнении в связи с выходом на пенсию в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Финансирование указанных гарантий осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета; такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и по своей правовой природе в полной мере соответствует пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеприведенными нормами материального права и сделал правильный вывод о том, что ежемесячные доплаты к трудовой пенсии главы муниципального образования, выплачиваемые за счет средств местного бюджета в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с администрации Вохтожского городского поселения в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда в части взыскания с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей отменить.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года в части взыскания с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Взыскать с администрации Вохтожского городского поселения в пользу Х. необоснованно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере ... рубля".
В остальной части решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Вохтожского городского поселения С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
Судьи
А.М.ВАХОНИНА
В.Н.БЕЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)