Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2009 N 05АП-2786/2008 ПО ДЕЛУ N А24-3781/2008

Разделы:
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. N 05АП-2786/2008

Дело N А24-3781/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Бац З.Д.
судей: Симоновой Г.А., Еремеевой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
на решение от 20 октября 2008 года
судьи Решетько В.И.
по делу N А24-3781/2008 Арбитражного суда Камчатского края,
по заявлению открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт"
к ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
о признании частично недействительным решения от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

Открытое акционерное общество "Камчатнефтепродукт" (далее - ОАО "Камчатнефнепродукт", Общество, Заявитель, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании решения ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция, Налоговый орган) недействительным в части начисления земельного налога в сумме 139.468 руб., пеней по этому налогу в сумме 20.818 руб. 79 коп. и штрафа в сумме 27.893 руб. 60 коп.
Решением от 20 октября 2008 года суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
В обоснование решения суд, руководствуясь статьей 5 Земельного кодекса РФ, ст. 552 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, указал, что при приобретении объекта недвижимости возникает вещное право на занимаемый данным объектом земельный участок, поэтому у титульного владельца объекта недвижимости возникает обязанность по уплате земельного налога. Согласно решению суда при переходе объекта недвижимости к Детскому саду N 24 к этому учреждению одновременно перешло принадлежавшее Заявителю право пользования земельным участком, на котором находится переданный объект недвижимости; следовательно, именно Детский сад N 24 с момента передачи ему этого объекта и, соответственно, земельного участка, на котором данный объект расположен, должен являться плательщиком земельного налога.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 20.10.2008 по делу N А24-3781/2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на статью 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 25, 53, 65 Земельного кодекса РФ, статью 388, пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ, Инспекция в апелляционной жалобе указала, что земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на юридических или физических лиц зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения. Следовательно, обязанность по уплате земельного налога, по мнению Налогового органа, возникает с момента государственной регистрации указанных прав и до момента их прекращении.
Инспекция считает не основанным на нормах права вывод суда первой инстанции о том, что безусловным основанием для признания того или иного лица плательщиком земельного налога является факт обладания земельным участком.
Кроме того, по мнению Налогового органа сама по себе передача иному лицу объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, не является основанием для возникновения налоговых обязательств по уплате земельного налога, поскольку данная обязанность возникает с момента государственной регистрации соответствующего вещного права.
Инспекция направила в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайство, в котором просила провести судебное заседание по делу N А24-3781/2008, назначенное на 03 марта 2009 года, в отсутствие своего представителя. Рассмотрев данное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить.
От ОАО "Камчатнефнепродукт" в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что Общество с доводами жалобы не согласно, считает решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.10.2008 по делу N А24-3781/2008 законным и обоснованным, основанным на правильном применении норм материального права.
В судебное заседание 03 марта 2009 года Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя не направило.
Принимая во внимание неявку стороны по делу, суд на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствие по имеющимся документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ОАО "Камчатнефнепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.06.1994 Муниципальным учреждением "Регистрационная палата г. Петропавловска-Камчатского". 18.10.2002 запись о государственной регистрации Общества внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании решения заместителя начальника ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому от 19.12.2007 N 11-11/219 должностными лицами Налогового органа в период с 19.12.2007 по 07.04.2008 была проведена выездная налоговая проверки деятельности Общества за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе, земельного налога.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция на основании ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Камчатскому краю от 13.03.2008 N 04/316 и выписки из Единого государственного реестра прав на земельный участок от 09.01.2008 N 01/1949 установила, что в нарушение ст. 390 НК РФ Налогоплательщиком неправомерно не включена в налоговую базу кадастровая стоимость земельного участка 41:01:010116:0038, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, в размере 9.297.871 руб. 20 коп., в результате чего размер земельного налога, подлежащего уплате за проверяемый период был, по мнению Инспекции, занижен на 139.468 руб.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Налоговым органом 05 мая 2008 года был составлен акт N 11-11/25 ДСП, рассмотрев который, а также иные материалы налоговой проверки, Инспекция 05 июня 2008 года вынесла решение N 11-11/42. Данным решением Обществу были начислены, в том числе: земельный налог в сумме 139.468 руб., пени за его неуплату в сумме 20.818 руб. 79 коп., кроме того, Общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 27.893 руб.
Не согласившись с решением Инспекции в части начисления земельного налога, соответствующих ему пеней и штрафа в вышеуказанных суммах, Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании решения недействительным в данной части. Суд удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела коллегией установлено, что на основании постановления Градоначальника г. Петропавловск-Камчатский от 03.08.1994 N 2597 Обществу был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, кадастровый номер 41:01:010116:0038. Данное обстоятельство подтверждается выданным Обществу свидетельством о государственной регистрации права от 20.02.2002 серии 41 N 032396.
20.12.2004 между ОАО "Камчатнефтепродукт" и МДОУ "Детский сад N 24 общеразвивающего вида" (далее - Детский сад N 24, Учреждение) был заключен договор мены, согласно пункту 2 которого Общество обязуется передать в порядке обмена в оперативное управление Учреждению здание детского сада с расходным складом продуктов, расположенное по адресу: г. г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 7. Государственная регистрация перехода права на здание была произведена 26.01.2005. Фактически здание было передано Детскому саду N 24 20.01.2005, что подтверждается актом приема-передачи, имеющимся в материалах дела.
На основании заявления Общества, договора мены от 20.12.2004 года постановлением Градоначальника г. Петропавловск-Камчатский от 05.05.2005 N 455 с изменениями, внесенными постановлением от 16.07.2007 N 1644, постановление от 03.08.1994 N 2597 было признано утратившим силу, а право Общества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 7, кадастровый номер 41:01:010116:0038, было прекращено.
Государственная регистрация прекращения прав Общества на указанный земельный участок была произведена Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа 15.08.2007.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает только у лиц, являющихся титульными владельцами земельных участков. Соответственно, не может возникнуть такая обязанность у лиц, не являющихся таковыми.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Статьей 522 Гражданского кодекса РФ установлено, что при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования. Аналогичное положение закреплено статьей 35 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, при приобретении объекта недвижимости у лица возникает вещное право на занимаемый данным объектом недвижимости земельный участок и, следовательно, обязанность по уплате земельного налога.
Из изложенного следует, что при передаче 20.01.2005 года Детскому саду N 24 на праве оперативного управления здания, расположенного по адресу: г. г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 7, Учреждению перешло и право оперативного управление на земельный участок с кадастровым номером 41:01:010116:0038, на котором данное здание расположено. Следовательно, плательщиком земельного налога является именно Учреждение, как лицо, фактически обладающее земельным участком на одном из титульных прав, предусмотренных п. 1 ст. 338 НК РФ.
Общество в 2006 году не осуществляло владения или пользования данным земельным участком, следовательно, основания для возложения на него обязанности по уплате земельного налога за данный период отсутствуют.
С доводами апелляционной жалобы о том, что обязанность по уплате земельного налога возникает только с момента государственной регистрации соответствующего вещного права на земельный участок, а передача лицу объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, не является основанием для возникновения налоговых обязательств по уплате земельного налога, коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 53 Земельного кодекса РФ в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, в недельный срок со дня принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность по обращению за государственной регистрацией прекращения прав Общества на спорный земельный участок была возложена на орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. Следовательно, государственная регистрация прекращения права Общества на пользование земельным участком была произведена несвоевременно не по вине Общества, поэтому ее отсутствие не может быть основанием для возложения на Заявителя обязанности по уплате земельного налога.
Кроме того, факт наличия или отсутствия государственной регистрации титульного права на землю не может быть единственным критерием при определении момента возникновения и прекращения обязанности по уплате земельного налога, поскольку отсутствие государственной регистрации прав лица на земельный участок не свидетельствует о том, что данное лицо фактически не осуществляет владение или пользование данным земельным участком, так же как и ее наличие не свидетельствует о пользовании лицом земельным участком.
Если следовать логике Инспекции, то обязанность по уплате земельного налога может быть возложена на лицо, фактически не обладающее какими-либо вещными правами на земельный участок и не использующее его, а лица, фактически владеющее и пользующиеся земельным участком от обязанности по уплате земельного налога будут необоснованно освобождены. То обстоятельство, что Детский сад N 24 не уплатил земельный налог за 2006 год за пользование спорным земельным участком, не является основанием для возложения данной обязанности на Заявителя.
Таким образом, Инспекция необоснованно доначислила Обществу земельный налог за 2006 год, а также пени за его неуплату и привлекла к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 в части доначисления ОАО "Камчатнефнепродукт" земельного налога за 2006 год в сумме 139.468 руб., пеней в сумме 20.818 руб. 79 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 27.893 руб. 60 коп. является недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20 октября 2008 года по делу N А24-3781/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
З.Д.БАЦ

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)