Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-67021/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А56-67021/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Ермолик А.А. - по доверенности от 10.01.2012 N 8
от заинтересованного лица: Лиманова Т.А. - по доверенности от 25.10.2012 N 35
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5561/2013) Открытого акционерного общества "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2013 по делу N А56-67021/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение", место нахождения: 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Верейская, д. 34, лит. А, ОГРН 1027809181927
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконными и отмене постановления и предписания

установил:

Открытое акционерное общество "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ТКТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) от 02.11.2012 N Ю78-00-03-0254 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей и предписания об устранении нарушений.
Решением суда от 18.02.2013 обществу отказано в удовлетворении заявления в части признания незаконным и отмене постановления административного органа, в части признания незаконным и отмене предписания - производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.02.2013 в части отказа в признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и принять новый судебный акт об удовлетворении этого требования. Податель жалобы полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку под "тарифным планом" в соответствии с пунктами 2 Правил оказания услуг по передаче данных и Правил оказания телематических услуг связи понимается совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает воспользоваться одной или несколькими услугами связи, стоимость услуг абонентов тарифа "Бонусный" не менялась и составляет 400 рублей, а прекращение или изменение условий предоставления дополнительных выгод (бонусов, подарков, призов и т.п.), целью которых является привлечение клиентов к пользованию услугами и поощрение клиентов за их использование не может рассматриваться как изменение тарифа на услуги связи.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Письменного отзыва не представила.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что гражданин Бабарикин М.В. обратился в Управление антимонопольной службы по Санкт-Петербургу с жалобой на действия интернет-провайдера (ОАО "ТКТ") о нарушении законодательства о рекламе, связанного с тем, что информация о сроке действия тарифа "Бонусный" (24 месяца), установленного внутренними регламентами компании с самого начала, была сознательно скрыта от потребителей.
Указанная жалоба была перенаправлена УФАС по СПБ в Управление Роспотребнадзора.
В результате проведения проверки обращения гражданина Бабарикина М.В. должностным лицом Управления было установлено, что в действиях оператора связи ОАО "ТКТ" усматриваются признаки административного правонарушения, выразившиеся в нарушении пункта 31 (в) Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32: неизвещение абонентов через средства массовой информации об изменении тарифа "Бонусный".
В отношении Общества определением от 24.10.2012 N 0117 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, определением от 24.10.2012 N 0117 у Общества истребованы дополнительные сведения.
По окончании административного расследования 31.10.2012 в отношении общества составлен протокол N Ю 78-00-03-0226 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, а 02.11.2012 вынесено постановление о привлечении ОАО "ТКТ" к административной ответственности по указанной квалификации и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Генеральному директору Евсееву Р.Н. было внесено представление от 02.11.2012 N Ю 78-00-03-0102 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление и представление были оспорены Обществом в судебном порядке.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа, суд исходил из доказанности события вмененного правонарушения и вины общества, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В части прекращения производства по делу судебный акт не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность решения в этой части судом апелляционной инстанции не проверялась.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, судебная коллегия находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене в силу следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 4 названной статьи по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ составляют действия по продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Во исполнение требований части 2 статьи 44 Закона N 126-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 утверждены Правила оказания услуг связи по передаче данных, Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 - Правила оказания телематических услуг связи.
Общество осуществляет обслуживание абонента Бабарыкина М.В. на основании договора N 1034593 на предоставление услуг передачи данных от 30.01.2008.
Приказом ОАО "ТКТ" N 39 от 21.01.2010 года "О введении нового тарифа "Бонусный" и проведении рекламной акции" с 01.02.2010 был утвержден и введен в действие с 01.02.2010 года тарифный план "Бонусный" на скорости 4 Мбит/с с абонентской платой 400 руб./мес. и с 01.02.2010 по 31.03.2010 проведена рекламная акция, согласно которой абоненты, подключившиеся по акции к услуге "Твой Интернет" пользуются тарифом "Бонусный" и получают баллы за каждый месяц обслуживания. В первый месяц обслуживания на счет перечисляется 20 баллов и с каждым последующим месяцем количество баллов будет увеличиваться в арифметической прогрессии (20, 25, 30, 35 и т.д.) Максимальная сумма ежемесячного перечисления - 100 баллов.
Монетизация бонусных баллов осуществляется абонентом через "личный кабинет". Абонент может использовать бонусные баллы только на оплату абонентской платы за любые услуги "Твой Интернет", "Твое TV", "Твой Телефон". (л.д. 106-107).
Абоненты, подключившие услугу "Твой Интернет" по акции на тарифный план "Бонусный", могут изменить тарифный план по обычной процедуре с первого числа следующего месяца по письменному заявлению. При переходе на другой тарифный план абонент не может использовать накопленные неизрасходованные и непереведенные в рубли баллы.
С 01.03.2010 на основании запроса гр. Бабарикин М.В. был переведен на тарифный план "Бонусный".
Приказом ОАО "ТКТ" от 22.03.2012 N 206 с 01.04.2012 в тарифный план "Бонусный" было внесено изменение, ограничивающее количество месяцев начисления бонусных баллов до 24, начиная с даты подключения абонента на указанный тарифный план, после прекращения начислений бонусных баллов абонент имеет право оставаться на данном тарифном плане либо сменить его на любой другой открытый для перехода тарифный план.
Конечная дата возможной монетизации бонусных баллов - 31.08.2012. Абонент может монетизировать любое количество бонусных баллов.
Обществу вменено нарушение пунктов 31 (в) Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32), и 26 (б) Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (Правила N 575), выразившееся в неизвещении абонентов через средства массовой информации об изменении тарифа "Бонусный".
Пунктом 31 (в) Правил N 32 установлено, что оператор связи обязан извещать абонентов и(или) пользователей через средства массовой информации и в местах работы с абонентами и(или) пользователями об изменении тарифов на услуги связи по передаче данных не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов.
Согласно пункту 26 (б) Правил N 575 оператор связи обязан извещать абонента и(или) пользователя в местах работы с абонентами и(или) пользователями, через средства массовой информации и(или) информационные системы об изменении тарифов и(или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и(или) тарифных планов.
В обоснование правомерности привлечения Общества к административной ответственности по указанной квалификации, административный орган ссылается на положения пунктов 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона N 2300-1), регламентирующей требования к качеству товара (работы, услуги).
Вместе с тем, указанная статья не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку Обществу не вменяется некачественное оказание услуг, ссылку на другие нормы Закона N 2300-1 оспариваемое постановление не содержит.
К тому же предметом обращения гражданина Бабарикина М.В. являлось не качество предоставленных Обществом услуг, и не отсутствие у него информации в 10-дневный срок об изменении тарифа "Бонусный", а отсутствие сведений 01.03.2010 при переводе на тарифный план "Бонусный" о продолжительности акции.
Как следует из представленных документов, основанием для проведения административного расследования послужила переадресованная УФАС по СПБ в Управление Роспотребнадзора жалоба конкретного гражданина, соответственно, подлежали установлению обстоятельства, связанные непосредственно с нарушением его прав.
Судебная коллегия согласна с доводом апелляционной жалобы о том, что тариф "Бонусный" был установлен в размере 400 рублей и с 01.02.2010 не изменялся, соответственно, у Общества не возникло установленной пунктом 31 (в) Правил N 32 обязанности извещения абонентов и(или) пользователей через средства массовой информации об изменении тарифов.
Пункт 26 (б) Правил N 575 устанавливает обязанность оператора связи извещать абонента и(или) пользователя в местах работы с абонентами и(или) пользователями об изменении тарифов и(или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи и предусматривает альтернативу способа извещения: либо через средства массовой информации, либо через информационные системы.
Факт размещения Обществом на сайте 22.03.2012 информации о необходимости использовать накопленные бонусные баллы до 31.08.2012 включительно в связи с окончанием периода начисления бонусных баллов по тарифу "Бонусный" у ряда абонентов (24 месяца) подтвержден материалами дела.
Направление указанной информации абонентам посредством SMS-сообщения предусмотрено приказом ОАО "ТКТ" от 22.03.2012 N 206, а непредставление Обществом доказательств направления такого сообщения абоненту Бабарикину М.В. не является нарушением пункта 26 (б) Правил N 575.
К тому же в ходе производства по делу абонент не опрашивался на предмет своевременности (несвоевременности) уведомления об изменении условий рекламной акции, административным органом не было опровергнуто утверждение Общества об информировании абонента через "личный кабинет".
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, как следует из жалобы абонента в УФАС по СПб ему было известно, что 18.02.2010 ОАО "ТКТ" и рекламное агентство "Небо" объявили о начале проведения рекламной акции по продвижению нового тарифа "Бонусный" и он стал участником этой рекламной акции, а нарушение своих прав он усмотрел только в отсутствии информации о продолжительности акции при ее объявлении.
Не опровергнуты административным органом и доводы Общества о том, что изменения тарифного плана как совокупности ценовых условий, при которых оператор связи предлагает воспользоваться одной или несколькими услугами связи не произошло, поскольку стоимость услуг связи для абонентов тарифа "Бонусный" не изменилась, а прекращение или изменение условий предоставления дополнительных выгод (бонусов), целью предоставления которых является привлечение клиентов к пользованию услугами и поощрение клиентов за их использование, не может рассматриваться как изменение тарифа на услуги связи, что ставит под сомнение событие административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, административным органом не доказано ни событие вмененного Обществу правонарушения, ни его вина, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и согласно части 2 статьи 211 АПК РФ влечет отмену оспариваемого постановления.
В связи с изложенным, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу N Ю78-00-03-0254 от 02.11.2012 о привлечении открытого акционерного общества "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 февраля 2013 года по делу N А56-67021/2012 в обжалуемой части отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу N Ю 78-00-03-0254 от 02.11.2012 о привлечении открытого акционерного общества "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)