Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - представителя Чернышова А.А. (доверенность от 19.06.2012 N 05-09/07594),
от ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" - представителя Левита А.Н. (доверенность от 14.09.2012 N Д/012),
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представителя Трегубовой А.А. (доверенность от 26.04.2012 N 12-22/0026),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-26986/2012 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Поволжский Дом Лизинга" (ИНН 6311035582, ОГРН 1026300531146), Самарская область, г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Закрытое акционерное общество "Поволжский Дом Лизинга" (далее - ЗАО "Поволжский Дом Лизинга", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, налоговый орган) от 29.06.2012 N 15-13/08155 в части предложения уплатить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 185 807 руб., начисления пени за неуплату НДС в размере 5 474 руб., привлечения к налоговой ответственности за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 766 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить апелляционную жалобу.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары представила отзыв, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области, отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" представило возражения на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, УФНС России по Самарской области без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, УФНС России по Самарской области поддержали доводы апелляционных жалоб по основаниям, в них изложенным.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы налоговых органов без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты заявителем налогов.
Решением инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары N 15-13/08155 от 29.06.2012 г. налогоплательщику предложено уплатить налоги на прибыль и НДС в размере 185 807 руб. 00 коп., начислены пени за неуплату НДС в размере 5 474 руб. 00 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 766 руб. 00 коп.
Решением УФНС России по Самарской области от 29.08.12 г. N 03-15/22195 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для доначисления налога на прибыль и отказа в предоставлении налогового вычета по НДС явилось неосновательное, по мнению инспекции, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и заявление вычета по НДС по расходам, связанным с рекламой реализуемого имущества в печатных изданиях, в размере 229 398 руб. 03 коп.. При этом налоговые органы исходят из того, что налогоплательщиком в нарушение требований налогового законодательства не представлены дизайн-проекты, копии со страниц журналов (газет) с указанием номера журнала и даты выпуска в печать.
Между тем данные выводы налогового органа не основаны на первичных документах налогоплательщика и на нормах действующего налогового законодательства.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика,
В силу пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.1995 N 108-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В качестве доказательства наличия права на заявленную налоговую выгоду налогоплательщик в ходе проверки и в материалы дела представил договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы. (т. 1 л.д. 147 - 150, т. 2 л.д. 1 - 24, 92 - 149, т. 3 л.д. 1 - 41, л.д. 54 - 150, т. 4 л.д. 1 - 95). При этом в актах выполненных работ содержались ссылки на даты публикации рекламы.
Представленные документы в полной мере соответствуют требованиям названных выше норм налогового законодательства, а потому являются основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и заявления налогового вычета по НДС.
Ссылки инспекции на непредставление дизайн-проектов, копий со страниц журналов (газет) с указанием номера журнала и даты выпуска в печать не могут быть признаны судом в качестве основания для признания расходов документально не подтвержденными. Как отмечено ранее, эти расходы подтверждены первичными документами.
В силу положений ст. 12 Федерального закона "О рекламе" следует, что рекламные материалы или их копии должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. На момент проведения проверки сроки хранения рекламных материалов за 2008 - 2010 г.г. истекли.
Рекламные материалы и фотоотчеты не являются первичными документами по смыслу Федерального закона "О бухгалтерском учете", а потому ссылки налоговых органов на наличие у налогоплательщика обязанности хранить рекламные материалы в течение пяти лет являются неосновательными.
Более того, в случае возникновения у Инспекции сомнений в реальности сделок налоговый орган в силу положений ст. 98 НК РФ имеет право направить запрос контрагентам налогоплательщика с целью установления фактов исчисления и уплаты в бюджет налогов с выручки от оказания этих услуг.
В силу п. 1 ст. 89 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый орган не вправе предъявлять налогоплательщику требования, не установленные налоговым законодательством. Реальность сделки при возникновении соответствующих сомнений может быть проверена только путем получения информации от контрагента (о контрагенте), свидетельствующей об исполнении им налоговых обязательств по данной сделке. В данном случае этого сделано не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные требования в этой части правомерно удовлетворены судом.
Оспариваемым решением налогоплательщику начислен налог на прибыль в связи с неосновательным уменьшением налоговой базы на величину стоимости коммунальных услуг в размере 445 849,58 руб. за период март 2006 г. - декабрь 2008 г., уплаченных ТСЖ "Волжские зори".
При этом инспекция ссылается на то, что налогоплательщиком не представлены акты выполненных работ и счета.
Однако данные доводы инспекции обоснованно признаны судом несостоятельными.
Как следует из материалов дела ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" занимает нежилое помещение, расположенное в подъезде N 7 по адресу: г. Самара ул. Советской Армии, 240-б. Между заявителем и ТСЖ "Волжские Зори" ежегодно заключались соглашения, согласно которым товарищество обязывалось предоставлять организации коммунальные услуги, выполнять работы по текущему ремонту здания и т.д. (т. 1 л.д. 44 - 47).
Ежемесячно в адрес заявителя выставлялись квитанции-извещения, на основании которых производилась оплата услуг и работ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (если иные сроки не установлены договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).
Таким образом, законодатель императивно установил основания для оплаты коммунальных услуг, а именно, платежные документы ТСЖ. При этом сторонам договора управления предоставлено право только в части изменения сроков оплаты коммунальных платежей.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил). Правилами устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме (пункты 44 и 48 Правил; приложение N 2 к Правилам).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 N 454, вступающим в силу с момента вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил, утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению. При этом в Приказе прямо указано, что платежный документ предназначен для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - платежный документ.
В ходе налоговой проверки и в материалы дела заявителем представлены квитанции, форма которых соответствует установленной названным Приказом Минрегиона РФ форме платежного документа. В квитанциях содержится информация о наименовании услуг, их количестве, тарифе и общей сумме, база для начисления и т.д.
В связи с этим доводы инспекции об отсутствии каких-либо документов о количественных и качественных показателях коммунальных услуг, оказанных обществу поставщиком ТСЖ "Волжские Зори" являются несостоятельными.
Не могут быть признаны правомерными и ссылки инспекции на п. 4 названных соглашений. Действительно, в данном пункте указано, что расчеты между сторонами производятся на основании счетов, которые Товарищество направляет организации. Также предусмотрено ежемесячно представление Товариществом акта выполнения работ.
Однако, как указано ранее, законодатель императивно определил какой документ является основанием для оплаты коммунальных услуг и, соответственно, подтверждением для обоснованности этих расходов применительно к налогообложению. Этот документ является достаточным и необходимым в контексте ФЗ "О бухгалтерском учете" для отнесения соответствующих затрат на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, такой документ как счет не предусмотрен в качестве первичного документа бухгалтерского учета названным выше ФЗ "О бухгалтерском учете".
Необходимость оформления акта на оказание коммунальных услуг не предусмотрена договором. В названном пункте речь идет о составлении акта выполненных работ. Налоговый орган произвольно распространил это условие и на коммунальные услуги, которые не относятся к работам.
Более того, в случае возникновения у инспекции сомнений в реальности сделок налоговый орган в силу положений ст. 98 НК РФ имеет право направить запрос контрагентам налогоплательщика с целью установления фактов исчисления и уплаты в бюджет налогов с выручки от оказания этих услуг. В данном случае этого сделано не было. Запрос в ТСЖ об объемах оказанных услуг не направлялся.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы инспекции о необоснованности отнесения расходов предыдущих периодов на уменьшение налоговой базы за 2008 г. со ссылками на п. 1 ст. 272 и п. 1 ст. 54 НК РФ.
В силу абз 3 п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Довод налоговых органов о том, что законом N 224-ФЗ новая редакция пункта 1 статьи 54 НК РФ вводится в действие только с 01.01.2010 и не предусматривает придание ей обратной не может быть признан состоятельным ввиду его противоречия пункту 3 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу без специального на то указания. Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС ПО от 16.06.2011 по делу N А65-6652/2010.
Таким образом, учет заявителем затрат в более позднем налоговом периоде не привел к возникновению недоимки по налогу на прибыль.
С учетом изложенного требования общества в этой части обоснованно удовлетворены судом.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, повторяют доводы оспариваемого решения Инспекции и являлись предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-26986/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-26986/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2013 г. по делу N А55-26986/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - представителя Чернышова А.А. (доверенность от 19.06.2012 N 05-09/07594),
от ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" - представителя Левита А.Н. (доверенность от 14.09.2012 N Д/012),
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представителя Трегубовой А.А. (доверенность от 26.04.2012 N 12-22/0026),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-26986/2012 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Поволжский Дом Лизинга" (ИНН 6311035582, ОГРН 1026300531146), Самарская область, г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Закрытое акционерное общество "Поволжский Дом Лизинга" (далее - ЗАО "Поволжский Дом Лизинга", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, налоговый орган) от 29.06.2012 N 15-13/08155 в части предложения уплатить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 185 807 руб., начисления пени за неуплату НДС в размере 5 474 руб., привлечения к налоговой ответственности за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 766 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить апелляционную жалобу.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований.
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары представила отзыв, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области, отменить решение суда от 26.12.2012, отказать ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" представило возражения на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, УФНС России по Самарской области без удовлетворения.
В судебном заседании представители ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, УФНС России по Самарской области поддержали доводы апелляционных жалоб по основаниям, в них изложенным.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы налоговых органов без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты заявителем налогов.
Решением инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары N 15-13/08155 от 29.06.2012 г. налогоплательщику предложено уплатить налоги на прибыль и НДС в размере 185 807 руб. 00 коп., начислены пени за неуплату НДС в размере 5 474 руб. 00 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 766 руб. 00 коп.
Решением УФНС России по Самарской области от 29.08.12 г. N 03-15/22195 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для доначисления налога на прибыль и отказа в предоставлении налогового вычета по НДС явилось неосновательное, по мнению инспекции, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и заявление вычета по НДС по расходам, связанным с рекламой реализуемого имущества в печатных изданиях, в размере 229 398 руб. 03 коп.. При этом налоговые органы исходят из того, что налогоплательщиком в нарушение требований налогового законодательства не представлены дизайн-проекты, копии со страниц журналов (газет) с указанием номера журнала и даты выпуска в печать.
Между тем данные выводы налогового органа не основаны на первичных документах налогоплательщика и на нормах действующего налогового законодательства.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика,
В силу пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.1995 N 108-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В качестве доказательства наличия права на заявленную налоговую выгоду налогоплательщик в ходе проверки и в материалы дела представил договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы. (т. 1 л.д. 147 - 150, т. 2 л.д. 1 - 24, 92 - 149, т. 3 л.д. 1 - 41, л.д. 54 - 150, т. 4 л.д. 1 - 95). При этом в актах выполненных работ содержались ссылки на даты публикации рекламы.
Представленные документы в полной мере соответствуют требованиям названных выше норм налогового законодательства, а потому являются основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и заявления налогового вычета по НДС.
Ссылки инспекции на непредставление дизайн-проектов, копий со страниц журналов (газет) с указанием номера журнала и даты выпуска в печать не могут быть признаны судом в качестве основания для признания расходов документально не подтвержденными. Как отмечено ранее, эти расходы подтверждены первичными документами.
В силу положений ст. 12 Федерального закона "О рекламе" следует, что рекламные материалы или их копии должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. На момент проведения проверки сроки хранения рекламных материалов за 2008 - 2010 г.г. истекли.
Рекламные материалы и фотоотчеты не являются первичными документами по смыслу Федерального закона "О бухгалтерском учете", а потому ссылки налоговых органов на наличие у налогоплательщика обязанности хранить рекламные материалы в течение пяти лет являются неосновательными.
Более того, в случае возникновения у Инспекции сомнений в реальности сделок налоговый орган в силу положений ст. 98 НК РФ имеет право направить запрос контрагентам налогоплательщика с целью установления фактов исчисления и уплаты в бюджет налогов с выручки от оказания этих услуг.
В силу п. 1 ст. 89 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый орган не вправе предъявлять налогоплательщику требования, не установленные налоговым законодательством. Реальность сделки при возникновении соответствующих сомнений может быть проверена только путем получения информации от контрагента (о контрагенте), свидетельствующей об исполнении им налоговых обязательств по данной сделке. В данном случае этого сделано не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные требования в этой части правомерно удовлетворены судом.
Оспариваемым решением налогоплательщику начислен налог на прибыль в связи с неосновательным уменьшением налоговой базы на величину стоимости коммунальных услуг в размере 445 849,58 руб. за период март 2006 г. - декабрь 2008 г., уплаченных ТСЖ "Волжские зори".
При этом инспекция ссылается на то, что налогоплательщиком не представлены акты выполненных работ и счета.
Однако данные доводы инспекции обоснованно признаны судом несостоятельными.
Как следует из материалов дела ЗАО "Поволжский Дом Лизинга" занимает нежилое помещение, расположенное в подъезде N 7 по адресу: г. Самара ул. Советской Армии, 240-б. Между заявителем и ТСЖ "Волжские Зори" ежегодно заключались соглашения, согласно которым товарищество обязывалось предоставлять организации коммунальные услуги, выполнять работы по текущему ремонту здания и т.д. (т. 1 л.д. 44 - 47).
Ежемесячно в адрес заявителя выставлялись квитанции-извещения, на основании которых производилась оплата услуг и работ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (если иные сроки не установлены договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).
Таким образом, законодатель императивно установил основания для оплаты коммунальных услуг, а именно, платежные документы ТСЖ. При этом сторонам договора управления предоставлено право только в части изменения сроков оплаты коммунальных платежей.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил). Правилами устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме (пункты 44 и 48 Правил; приложение N 2 к Правилам).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 N 454, вступающим в силу с момента вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил, утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению. При этом в Приказе прямо указано, что платежный документ предназначен для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - платежный документ.
В ходе налоговой проверки и в материалы дела заявителем представлены квитанции, форма которых соответствует установленной названным Приказом Минрегиона РФ форме платежного документа. В квитанциях содержится информация о наименовании услуг, их количестве, тарифе и общей сумме, база для начисления и т.д.
В связи с этим доводы инспекции об отсутствии каких-либо документов о количественных и качественных показателях коммунальных услуг, оказанных обществу поставщиком ТСЖ "Волжские Зори" являются несостоятельными.
Не могут быть признаны правомерными и ссылки инспекции на п. 4 названных соглашений. Действительно, в данном пункте указано, что расчеты между сторонами производятся на основании счетов, которые Товарищество направляет организации. Также предусмотрено ежемесячно представление Товариществом акта выполнения работ.
Однако, как указано ранее, законодатель императивно определил какой документ является основанием для оплаты коммунальных услуг и, соответственно, подтверждением для обоснованности этих расходов применительно к налогообложению. Этот документ является достаточным и необходимым в контексте ФЗ "О бухгалтерском учете" для отнесения соответствующих затрат на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, такой документ как счет не предусмотрен в качестве первичного документа бухгалтерского учета названным выше ФЗ "О бухгалтерском учете".
Необходимость оформления акта на оказание коммунальных услуг не предусмотрена договором. В названном пункте речь идет о составлении акта выполненных работ. Налоговый орган произвольно распространил это условие и на коммунальные услуги, которые не относятся к работам.
Более того, в случае возникновения у инспекции сомнений в реальности сделок налоговый орган в силу положений ст. 98 НК РФ имеет право направить запрос контрагентам налогоплательщика с целью установления фактов исчисления и уплаты в бюджет налогов с выручки от оказания этих услуг. В данном случае этого сделано не было. Запрос в ТСЖ об объемах оказанных услуг не направлялся.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы инспекции о необоснованности отнесения расходов предыдущих периодов на уменьшение налоговой базы за 2008 г. со ссылками на п. 1 ст. 272 и п. 1 ст. 54 НК РФ.
В силу абз 3 п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Довод налоговых органов о том, что законом N 224-ФЗ новая редакция пункта 1 статьи 54 НК РФ вводится в действие только с 01.01.2010 и не предусматривает придание ей обратной не может быть признан состоятельным ввиду его противоречия пункту 3 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу без специального на то указания. Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС ПО от 16.06.2011 по делу N А65-6652/2010.
Таким образом, учет заявителем затрат в более позднем налоговом периоде не привел к возникновению недоимки по налогу на прибыль.
С учетом изложенного требования общества в этой части обоснованно удовлетворены судом.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, повторяют доводы оспариваемого решения Инспекции и являлись предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-26986/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)