Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мифтахутдинова Т.Ф. (доверенность от 09.01.2013),
ответчика - Глуховой А.А. (доверенность от 10.01.2013 N 2.2-0-11/00066),
заинтересованного лица - Сычевой О.В. (доверенность от 19.02.2013 N 15),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-24457/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) от 09.07.2012 N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения.
Заявление мотивировано незаконности применения Инспекцией при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, данная кадастровая оценка подлежит применению с 2012 года, поскольку была официально опубликована в феврале 2011 года, в связи с чем подлежит применению со следующего налогового периода.
Определением от 11.10.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Инспекция в отзыве на заявление просила отказать в удовлетворении требований, поскольку при расчете земельного налога подлежит учету кадастровая стоимость, утвержденная субъектом федерации в декабре 2010 года, необходимо применять кадастровую стоимость по состоянию на 1 января текущего налогового периода, кадастровая стоимость земельного участка получения Инспекцией из органов Росреестра, Обществом применена не подлежащая применению кадастровая стоимость земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 требования Общества удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: налоговая база по земельному налогу определяется с учетом кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода, средний уровень кадастровой оценки земельных участков осуществляется органом субъекта федерации, результаты кадастровой оценки земельных участков утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, указанное постановление вступает в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования, указанное постановление официально опубликовано 02.02.2011, в связи с чем применению в данном случае не подлежит.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 решение суда первой инстанции от 13.12.2012 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Инспекция ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Судебными инстанциями не учтено следующее: ранее проведенные кадастровые оценки стоимости земельных участков признаны утратившими силу, в спорном акте субъекта федерации указано на вступление его в силу, судами не учтено вступившее в законную силу решение суда по другому делу, в котором определена рыночная стоимость спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратила внимание на отражение Обществом устаревшей кадастровой стоимости земельного участка, наличие у Общества права на подачу уточненной налоговой декларации, указание в постановлении правительства республики даты вступления его в силу.
Представитель Общества в судебном заседании просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно указано на вступление в законную силу постановление правительства республики после февраля 2011 года, в связи с чем оно не подлежало применению.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем Инспекции.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Инспекции, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество является управляющей компанией паевых инвестиционных фондов недвижимости "Шаляпин", "Казанский гастроном", "СтройБизнесИнвест", в состав имущества которого входит земельный участок с кадастровым номером 16:16:12 06 02:0003, общей площадью 2674 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги "Казань - Набережные Челны".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 22.02.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой 01.06.2012 составлен акт камеральной налоговой проверки N 704.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией 09.07.2012 вынесено решение N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 236 821 руб.
Решение Инспекции обосновано неверным определением Обществом подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 03.09.2012 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Несогласие с доначислением земельного налога послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования Общества по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит организациям и иным лицам, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения требований в данном случае является наличие одновременно двух условий - несоответствие закону и нарушение права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу положений пункта 1 статьи 393 Кодекса, налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Положениями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Доводы Инспекции в кассационной жалобе о вступлении Постановления N 1102 в законную силу с 01.01.2011, поскольку об этом указано в тексте постановления, противоречат указанным выше положениям законодательства.
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, в связи с чем вступило в силу после 01.01.2011.
Анализируя вступление Постановления N 1102 в силу по времени, судебные инстанции учли позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, согласно которой правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Положениями статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, судебные инстанции правомерно указали, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При изложенных выше обстоятельствах судебные инстанции правомерно установили наличие оснований для удовлетворения требований Общества.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Данным доводам дана надлежащая оценка апелляционным судом.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А65-24457/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.М.САБИРОВ
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24457/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N А65-24457/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мифтахутдинова Т.Ф. (доверенность от 09.01.2013),
ответчика - Глуховой А.А. (доверенность от 10.01.2013 N 2.2-0-11/00066),
заинтересованного лица - Сычевой О.В. (доверенность от 19.02.2013 N 15),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-24457/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал", г. Казань (ИНН 7716580524, ОГРН 5077746957426) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) от 09.07.2012 N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения.
Заявление мотивировано незаконности применения Инспекцией при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, данная кадастровая оценка подлежит применению с 2012 года, поскольку была официально опубликована в феврале 2011 года, в связи с чем подлежит применению со следующего налогового периода.
Определением от 11.10.2012 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Инспекция в отзыве на заявление просила отказать в удовлетворении требований, поскольку при расчете земельного налога подлежит учету кадастровая стоимость, утвержденная субъектом федерации в декабре 2010 года, необходимо применять кадастровую стоимость по состоянию на 1 января текущего налогового периода, кадастровая стоимость земельного участка получения Инспекцией из органов Росреестра, Обществом применена не подлежащая применению кадастровая стоимость земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 требования Общества удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: налоговая база по земельному налогу определяется с учетом кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода, средний уровень кадастровой оценки земельных участков осуществляется органом субъекта федерации, результаты кадастровой оценки земельных участков утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, указанное постановление вступает в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования, указанное постановление официально опубликовано 02.02.2011, в связи с чем применению в данном случае не подлежит.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 решение суда первой инстанции от 13.12.2012 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Инспекция ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Судебными инстанциями не учтено следующее: ранее проведенные кадастровые оценки стоимости земельных участков признаны утратившими силу, в спорном акте субъекта федерации указано на вступление его в силу, судами не учтено вступившее в законную силу решение суда по другому делу, в котором определена рыночная стоимость спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратила внимание на отражение Обществом устаревшей кадастровой стоимости земельного участка, наличие у Общества права на подачу уточненной налоговой декларации, указание в постановлении правительства республики даты вступления его в силу.
Представитель Общества в судебном заседании просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно указано на вступление в законную силу постановление правительства республики после февраля 2011 года, в связи с чем оно не подлежало применению.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем Инспекции.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Инспекции, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество является управляющей компанией паевых инвестиционных фондов недвижимости "Шаляпин", "Казанский гастроном", "СтройБизнесИнвест", в состав имущества которого входит земельный участок с кадастровым номером 16:16:12 06 02:0003, общей площадью 2674 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги "Казань - Набережные Челны".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 22.02.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой 01.06.2012 составлен акт камеральной налоговой проверки N 704.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией 09.07.2012 вынесено решение N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 236 821 руб.
Решение Инспекции обосновано неверным определением Обществом подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 03.09.2012 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Несогласие с доначислением земельного налога послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования Общества по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит организациям и иным лицам, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения требований в данном случае является наличие одновременно двух условий - несоответствие закону и нарушение права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу положений пункта 1 статьи 393 Кодекса, налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Положениями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Доводы Инспекции в кассационной жалобе о вступлении Постановления N 1102 в законную силу с 01.01.2011, поскольку об этом указано в тексте постановления, противоречат указанным выше положениям законодательства.
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, в связи с чем вступило в силу после 01.01.2011.
Анализируя вступление Постановления N 1102 в силу по времени, судебные инстанции учли позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, согласно которой правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Положениями статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, судебные инстанции правомерно указали, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При изложенных выше обстоятельствах судебные инстанции правомерно установили наличие оснований для удовлетворения требований Общества.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Данным доводам дана надлежащая оценка апелляционным судом.
Выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А65-24457/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.М.САБИРОВ
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)