Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А54-8186/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А54-8186/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Мордасова Е.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.А., при участии от открытого акционерного общества Строительно-Промышленная Компания "Мосэнергострой" (г. Москва, ОГРН 1037739028073) - Воробьевой Г.Ю. (доверенность от 09.09.2013 N 11-05/323, паспорт); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области (Рязанская область, г. Кораблино, ОГРН 1046226007300) - Кнельц Н.В. (доверенность от 09.01.2013 N 2.2-19/8836, удостоверение); Шевцовой И.В. (доверенность от 09.01.2013 N 2.2-19/8834, удостоверение); в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей Управления Росреестра по Рязанской области, администрации муниципального образования Пронский Муниципальный район Рязанской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Рязанской области, рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.05.2013 (судья Шуман И.В.) по делу N А54-8186/2012,

установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Строительно-промышленная компания "Мосэнергострой" (далее - ОАО "Строительно-промышленная компания "Мосэнергострой", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.06.2012 N 172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 07.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция подала апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Судом установлено, что 01.02.2012 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой отражены следующие земельные участки: площадью 307 кв. м с кадастровым номером 62:11:0010201:277; площадью 551 кв. м с кадастровым номером 62:11:0010201:276; площадью 17141 кв. м с кадастровым номером 62:11:0010201:278.
В последующем обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации, в ходе которой выявлен факт неуплаты обществом земельного налога за 2011 год за земельный участок с кадастровым номером 62:21:0010201:141.
Данный факт зафиксирован в акте камеральной налоговой проверки от 04.04.2012 N 266.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений общества Инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.06.2012 N 172.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 06.08.2012 N 2.15-12/08162 решение инспекции утверждено.
Полагая, что решение инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату подачи декларации по земельному налогу за 2011 и уплаты указанного налога земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:141 не являлся самостоятельным объектом и был размежеван, в том числе на составные части - земельные участки с кадастровыми номерами 62:11:0010201:277, 62:11:0010201:276, 62:11:0010201:278, 62:11:0010201:139, 62:111:0010201:252, 62:11:0010201:253.
Следовательно, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:141 у заявителя отсутствует обязанность исчислять и уплачивать земельный налог за 2011 год в сумме 2080498 руб.
Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В рассматриваемом случае общество являлось лицом, владеющим на праве бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 62:11:0010201:141 площадью 211000 кв. м.
Решением Новомичуринского Малого Совета 10.02.1993 N 9 из указанного земельного участка выделен самостоятельный участок площадью 35700 кв. м, из которого на основании постановления главы администрации от 05.10.1999 N 302 было изъято 17000 кв. м с последующей передачей данного земельного участка ГРЭС-24 (филиал ОАО "Мосэнерго"). В результате данного выделения у общества остался земельный участок площадью 18700 кв. м, которому присвоен кадастровым номер 62:11:0010201:7.
В результате обмеров специализированным Научно-производственным аэрогеодезическим предприятием "МЕРИДИАН+" площадь указанного земельного участка составила 17999 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 62:11:0010201:140.
Впоследствии постановлением администрации города Новомичуринска Пронского района Рязанской области от 28.12.2000 N 504 из земельного участка изъято 11900 кв. м и на основании постановления главы муниципального образования Пронский район от 02.10.2002 N 388 изъято 53800 кв. м (земельные участки с кадастровыми номерами 62:11:0010201:253, 62:11:0010201:252. Уточненные площади земельных участков 1087 кв. м 62:11:0010201:253) и 68039 кв. м (62:11:0010201:252).
В результате проведенных землеустроительных работ по уточнению площадей земельных участков в промзоне ГРЭС 24 общество располагает следующими земельными участками: с кадастровым номером 62:11:0010201:139 (площадью 66246 кв. м); с кадастровым номером 62:111:0010201:252 (площадью 68039 кв. м); с кадастровым номером 62:11:0010201:253 (площадью 1087 кв. м); с кадастровым номером 62:11:0010201:277 (площадью 307 кв. м); с кадастровым номером 62:11:0010201:276 (площадью 551 кв. м); с кадастровым номером 62:11:0010201:278 (площадью 17141 кв. м).
Вышеперечисленные земельные участки были образованы путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:141 площадью 211000 кв. м, находящегося у общества в бессрочном пользовании на основании государственного акта, выданного до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В то же время после их выделения в пользовании ОАО СПК "Мосэнергострой" остался земельный участок площадью 10,96 га.
По правилам п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах, т.е. земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:141 свое существование не прекратил.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ.
В соответствии с этим законом права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.
Исходя из статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода. ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, к которым относятся:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты:
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
К таким документам относятся:
- - Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- - Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- - Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности: на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- - Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В связи с этим органы муниципальных образований должны обеспечить представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в принятых ими нормативно-правовых актах, а также правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и Рекомендаций по ее заполнению" (зарегистрировано Минюстом России 17.04.2006 N 7712).
В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009.N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что плательщиком земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок., выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает у организаций и физических лиц с момента регистрации за ними одного из названных выше прав на земельный участок, то есть внесения записи в Реестр. В случае отсутствия в Реестре информации о существующих правах на земельные участки указанная обязанность возникает на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ.
Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РЯО -11-000N 223 за Обществом закреплен спорный земельный участок, следовательно, ОАО строительно - промышленная компания "Мосэнергострой" согласно статье 388 НК РФ является плательщиком налога на землю в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:141.
До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком должно производиться исчисление земельного налога.
Из норм п. 1 ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.З ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).
При начислении земельного налога налоговый орган использовал сведения, переданные ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Соглашению о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной Налоговой Службой от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37.
Согласно представленным сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области ОАО СПК "Мосэнергострой" является с 17.02.1993 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 62:21:0010201:141, расположенного на территории Рязанской области, Пронского района, города Новомичуринска в Промзоне, площадью 211000 кв. м.
На основании запроса налогового органа и приложенных документов была проведена проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:141. В ходе проверки выяснилось, что в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке содержится техническая ошибка в отношении площади земельного участка. Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области от 01.06.2012 принято решение об исправлении технической ошибки N 62/12/19692. Изменена площадь земельного участка - 109 600 кв. м. Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области на запрос налогового органа следует, что ОАО СПК "Мосэнергострой" не обращалось в адрес филиала с заявлением об отказе на право собственности на земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:141, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления не сообщали об отказе от права на данный земельный участок.
Однако при обращении в ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области с целью запроса о выдаче кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 62:141:0010201:141 был дан ответ, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 62:141:0010201:141 прекращено правообладателем - 14.03.2012, т.е. данный факт подтверждает, что налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2011 год на спорный земельный участок.
Ссылка заявителя на письмо администрации муниципального образования от 20.02.2008 исх.565/01-22 отклоняется.
Этим письмом администрация подтверждает, что в пользовании ОАО СПК "Мосэнергострой" остался земельный участок площадью 10,96 га. Однако на утверждение в администрацию представлен проект границ площадью 6,9128 га, в связи с чем требуются пояснения общества, после чего вопрос согласования проекта границ будет решен по существу.
Вместе с тем дальнейших действий по исправлению кадастровой или технической ошибки налогоплательщик не предпринял, что не исключает ее устранение (в части площади участка) в настоящее время с оформлением соответствующих документов и подачей уточненной налоговой декларации для пересчета налоговых обязательств в проверяемый период.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.05.2013 по делу N А54-8186/2012 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Строительно-промышленная компания "Мосэнергострой" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 14.06.2012 N 172 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)