Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А66-14667/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А66-14667/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 14.11.2013), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 06.02.2013), рассмотрев 20.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.02.2013 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А66-14667/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Огурцово", ОГРН 1056910007362 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - Инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) о признании недействительными решений от 28.09.2012 N 16-12/21 и от 16.11.2012 N 08-11/321.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, администрация Старомелковского сельского поселения.
Решением суда первой инстанции от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, поскольку в отношении сведений о кадастровой стоимости земельных участков налоговый орган не являлся первоисточником информации, Инспекция реализовала возложенные на нее полномочия по налоговому контролю на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом.
В судебном заседании представитель налоговых органов поддержал доводы жалобы.
Общество и заинтересованные лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2009 по 30.06.2012, по результатам которой составлен акт от 29.08.2012 N 16-12/17 и принято решение от 28.09.2012 N 16-12/21 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 1 805 267 руб., начислены пени за неуплату налога в сумме 115 641 руб., а также заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 361 053 руб.
Основанием для доначислений по земельному налогу явился вывод проверяющих о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу за 2011 год на сумму 601 755 956 руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами 69:15:0000014:385, 69:15:0000014:194, 69:15:0000014:192, 69:15:0000014:190, 69:15:0000014:189, 69:15:0000014:188, расположенным по адресу: Тверская область, Конаковский район, Старомелковское сельское поселение, в связи с занижением кадастровой стоимости участков.
Решением Управления от 16.11.2012 N 08-11/321 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативными актами налоговых органов, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил). В пунктах 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Из материалов дела следует, что Общество приобрело спорные земельные участки в собственность по договору купли-продажи от 28.05.2009.
Обществу 13.07.2009 выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорные участки. При этом в указанных свидетельствах объектом права указаны земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельского хозяйства.
Из представленных в материалы дела на спорные земельные участки выписок из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 08.08.2012 также следует, что земельные участки находятся в собственности Общества и относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Инспекция, исходя из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области писем от 04.06.2012 N 13-06/7312-12 и 28.08.2012 N 13-06/843-18, сделала вывод о том, что кадастровую стоимость земельных участков следует определять в ином размере в связи с изменением вида разрешенного использования участков на основании постановления Главы администрации Старомелковского сельского поселения от 08.11.2010 N 34, которым был изменен вид разрешенного использования земельных участков с сельскохозяйственного назначения на использование для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Вместе с тем в материалы дела представлено постановление Главы администрации Старомелковского сельского поселения от 28.06.2011 N 22, которым на основании протеста Конаковской межрайонной прокуратуры от 28.02.2011 N 11-к-11 и разъяснений прокуратуры по данному вопросу от 27.06.2011 N 13-11 постановление от 08.11.2010 N 34 отменено.
Согласно представленным в материалы дела сообщениям об отсутствии основания для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений от 18.03.2011, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отказало Обществу в изменение назначения спорных земельных участком, а именно: с ведения сельскохозяйственного производства на ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод налогового органа о необходимости определения кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из вида разрешенного использования - для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А66-14667/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)