Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по ДВО),
апелляционное производство N 05АП-7965/2013
на решение от 10.06.2013
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-1825/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Реал"
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ,
при участии: стороны не явились,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Реал" (далее - ООО "Реал", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов.
Решением от 10.06.2013 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, административный орган ссылается на наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Заявитель жалобы считает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение общества от административной ответственности не оправдывает установленной законом цели административного наказания. Кроме того полагает, что суд необоснованно возвратил обществу продукцию, находящуюся в незаконном обороте.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании выданной Комитетом по промышленности и торговле по Сахалинской области лицензии от 20.06.2009 МЕ 004977 регистрационный номер 219-09алк/Кор, сроком действия по 30.06.2014. Адрес осуществления фактической деятельности организации: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Окружная, 126/1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа от 18.04.2013 N 146 с 19.04.2013 по 25.04.2013 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу проведен мониторинг минимальных цен на алкогольную продукцию в Сахалинской области, в ходе которой установлено, что в ООО "Реал", расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Окружная, 126/1 осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, в том числе:
- - водки "Дивная береза", (по цене 180 рублей за бутылку), крепостью 40,0%, вместимостью 0,5 л., даты разлива 24.03.2011 производства "ООО Курант";
- - водки "Белая береза", (по цене 180 рублей за бутылку), крепостью 40,0%, вместимостью 0,5 л., даты разлива 15.03.2011 производства "ООО Курант".
На вышеуказанную алкогольную продукцию общество сопроводительную документацию, а именно ТТН, справки к ТТН с разделами А и Б, не представило.
По результатам проведенной проверки 19.04.2013 административным органом в отношении ООО "Реал" в присутствии генерального директора Ри Л.А. составлен протокол N 422-10/2013 об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 1 части 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ также следует, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 на продаваемую алкогольную продукцию; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Материалами дела подтверждается, что Обществом осуществлялась розничная торговля алкогольной продукцией (водка), на которую у продавца отсутствовали товаротранспортные накладные и справки к товаротранспортным накладным разделы "А" и "Б". Вся находившаяся на витрине в магазине изъятая алкогольная продукция была предназначена для продажи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу исполнить обязательные требования нормативных правовых актов, регламентирующих розничную продажу алкогольной продукции, ООО "Реал" в материалы дела не представлено.
При таких данных Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Реал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив доводы апелляционной жалобы административного органа об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, коллегия находит их обоснованными на основании следующего.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного обществом правонарушения, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем не находит правовых оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Кроме того, учитывая, что оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, правонарушение, совершенное обществом нельзя отнести к категории малозначительных.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанной нормы, в пункте 15.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с названным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяет, что изъятию из незаконного оборота подлежит, в том числе спиртосодержащая продукция, если она реализуется без соответствия государственным стандартам и техническим условиям, без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (часть 1). В силу части 4 названной статьи спиртосодержащая продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" реализация алкогольной продукции осуществлялась в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Таким образом, изъятая по протоколу от 19.04.2013 N 420-10/2013-2 спиртосодержащая продукция находится в незаконном обороте, что является основанием для ее передачи соответствующей организации для переработки или уничтожения в порядке постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения о привлечении ООО "Реал" к административной ответственности, предусмотренной положениями части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.06.2013 по делу N А59-1825/2013 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Реал" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 40.000 (сорока тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов N 420-10/2013-2 от 19.04.2013.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
- Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск
- - ИНН/КПП: 2721170838/272101001;
- - БИК: 040813001;
- - сч. N 40101810300000010001;
- - Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу);
- - КБК: 160 116 080 000 160 001 40;
- - ОКАТО: 08401375000;
- - Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вынесения настоящего Постановления.
Платежный документ об уплате штрафа в трехдневный срок представить Арбитражному суду Сахалинской области.
В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок и непредставления доказательств уплаты Арбитражному суду Сахалинской области направить судебный акт в отдел судебных приставов по месту нахождения ответчика для принудительного исполнения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 N 05АП-7965/2013 ПО ДЕЛУ N А59-1825/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. N 05АП-7965/2013
Дело N А59-1825/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по ДВО),
апелляционное производство N 05АП-7965/2013
на решение от 10.06.2013
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-1825/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Реал"
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ,
при участии: стороны не явились,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Реал" (далее - ООО "Реал", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов.
Решением от 10.06.2013 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, административный орган ссылается на наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Заявитель жалобы считает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение общества от административной ответственности не оправдывает установленной законом цели административного наказания. Кроме того полагает, что суд необоснованно возвратил обществу продукцию, находящуюся в незаконном обороте.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании выданной Комитетом по промышленности и торговле по Сахалинской области лицензии от 20.06.2009 МЕ 004977 регистрационный номер 219-09алк/Кор, сроком действия по 30.06.2014. Адрес осуществления фактической деятельности организации: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Окружная, 126/1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа от 18.04.2013 N 146 с 19.04.2013 по 25.04.2013 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу проведен мониторинг минимальных цен на алкогольную продукцию в Сахалинской области, в ходе которой установлено, что в ООО "Реал", расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Окружная, 126/1 осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, в том числе:
- - водки "Дивная береза", (по цене 180 рублей за бутылку), крепостью 40,0%, вместимостью 0,5 л., даты разлива 24.03.2011 производства "ООО Курант";
- - водки "Белая береза", (по цене 180 рублей за бутылку), крепостью 40,0%, вместимостью 0,5 л., даты разлива 15.03.2011 производства "ООО Курант".
На вышеуказанную алкогольную продукцию общество сопроводительную документацию, а именно ТТН, справки к ТТН с разделами А и Б, не представило.
По результатам проведенной проверки 19.04.2013 административным органом в отношении ООО "Реал" в присутствии генерального директора Ри Л.А. составлен протокол N 422-10/2013 об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 1 части 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ также следует, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 на продаваемую алкогольную продукцию; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Материалами дела подтверждается, что Обществом осуществлялась розничная торговля алкогольной продукцией (водка), на которую у продавца отсутствовали товаротранспортные накладные и справки к товаротранспортным накладным разделы "А" и "Б". Вся находившаяся на витрине в магазине изъятая алкогольная продукция была предназначена для продажи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу исполнить обязательные требования нормативных правовых актов, регламентирующих розничную продажу алкогольной продукции, ООО "Реал" в материалы дела не представлено.
При таких данных Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Реал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив доводы апелляционной жалобы административного органа об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, коллегия находит их обоснованными на основании следующего.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного обществом правонарушения, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем не находит правовых оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Кроме того, учитывая, что оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, правонарушение, совершенное обществом нельзя отнести к категории малозначительных.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанной нормы, в пункте 15.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с названным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяет, что изъятию из незаконного оборота подлежит, в том числе спиртосодержащая продукция, если она реализуется без соответствия государственным стандартам и техническим условиям, без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (часть 1). В силу части 4 названной статьи спиртосодержащая продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" реализация алкогольной продукции осуществлялась в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Таким образом, изъятая по протоколу от 19.04.2013 N 420-10/2013-2 спиртосодержащая продукция находится в незаконном обороте, что является основанием для ее передачи соответствующей организации для переработки или уничтожения в порядке постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения о привлечении ООО "Реал" к административной ответственности, предусмотренной положениями части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.06.2013 по делу N А59-1825/2013 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Реал" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 40.000 (сорока тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов N 420-10/2013-2 от 19.04.2013.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
- Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск
- - ИНН/КПП: 2721170838/272101001;
- - БИК: 040813001;
- - сч. N 40101810300000010001;
- - Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу);
- - КБК: 160 116 080 000 160 001 40;
- - ОКАТО: 08401375000;
- - Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вынесения настоящего Постановления.
Платежный документ об уплате штрафа в трехдневный срок представить Арбитражному суду Сахалинской области.
В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок и непредставления доказательств уплаты Арбитражному суду Сахалинской области направить судебный акт в отдел судебных приставов по месту нахождения ответчика для принудительного исполнения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)