Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-16074/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N А33-16074/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности N 70-55/308 от 28.12.2012,
от индивидуального предпринимателя Васильевой Кристины Олеговны: Сучковой Н.Ю., представителя по доверенности от 08.12.2012, Стравинскене Л.Я., представителя по доверенности от 08.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Кристины Олеговны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" января 2013 года по делу N А33-16074/2012, принятое судьей Е.А. Баукиной

установил:

индивидуальный предприниматель Васильева Кристина Олеговна (далее истец, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее ответчик, Управление Росреестра), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчик, Учреждение) об установлении по состоянию на 01.01.2009 кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-Западный промузел, кадастровый номер 24:50:0100012:17, в размере его рыночной стоимости 14 000 000 руб., и обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение незаконным и подлежащим отмене.
По мнению заявителя, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100021:17 в размере 27 896 478 руб. 75 коп. в период с 01.01.2007 по 01.01.2012 является по правилам статьи 66 ЗК РФ законно установленной кадастровой стоимостью на основании утвержденных в предусмотренном законом порядке результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов; доказательств рыночной стоимости земельного участка на дату 01.01.2007, на которую была проведена кадастровая оценка, истец не представил. Вместе с тем, обстоятельства, связанные с датой проведения государственной кадастровой оценки земли в Красноярском крае и об установлении кадастровой стоимости земельного участка на дату 01.01.2007, являются недоказанными.
Предприниматель указывает, что только с момента вступления в силу Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-П (с 01.01.2009), кадастровая стоимость земельного участка является установленной, соответственно рыночная стоимость должна быть установлена на 01.01.2009. Представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату оценки - 01.01.2009, поэтому суд необоснованно признал его неотносимым доказательством по делу.
Ответчики в отзывах на апелляционную жалобу опровергают доводы заявителя, просят оставить вынесенное решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.11.2009 N 5029-недв по договору купли-продажи земельного участка от 10.12.2009 N 704 Стравинскайте Кристина Олеговна (согласно свидетельству о заключении брака от 03.09.2011 Васильева Кристина Олеговна) приобрела у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100021:17, общей площадью 13425, 0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Калинина, 100а; ул. Калинина, 100а, строение 1, для использования нежилых зданий.
В приложении N 2 к договору купли-продажи от 10.12.2009 N 704 приведен расчет выкупной цены земельного участка от его кадастровой стоимости в размере 27 896 478 руб. 75 коп.
К договору купли-продажи от 10.12.2009 N 704 приложен кадастровый паспорт земельного участка от 22.07.2009 N 24ЗУ/09-233106, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100021:17 общей площадью 3425, 0 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-западный промузел, составляет 27 896 478 руб. 75 коп.
Право собственности Стравинскайте Кристины Олеговны на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100021:17 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.01.2010 номер записи 24-24-01/013/2009-609, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2010 серии 24 ЕИ 427059.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100021:0017 составляет 27 896 478 руб. 75 коп. (Приложение N 1, таблица N 54, номер строки 94). Данное постановление опубликовано 20.12.2008 в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края, N 67 (288)/1-44.
В отчете об определении рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 3425,0 кв. м с кадастровым номером 24:50:0100021:17, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-западный промузел, выполненном обществом с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт", рыночная стоимость указанного земельного участка на дату оценки 01.01.2009 составляет 14 000 000 руб.
Считая нарушенным свое право на уплату земельного налога, подлежащего исчислению в 2010 и 2011 годах от кадастровой стоимости земельного участка, приведенной в соответствие с его рыночной стоимостью, индивидуальный предприниматель Васильева К.О., ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований признал, что иск предъявлен к надлежащим ответчикам, однако оспариваемая истцом кадастровая стоимость (27 896 478,75 рублей) на момент предъявления истцом иска является не актуальной, поскольку с 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости актуальной является кадастровая стоимость земельного участка в размере 28 530 138 рублей, установленная постановлением Правительства Красноярского края N 708-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края". Учитывая, что сроки уплаты земельного налога за налоговые периоды 2010 год и 2011 год, в которых налоговой базой являлась законно установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100012:17 в размере 27896478 руб. 75 коп. истекли, земельный налог за указанный период, исчисленный от указанной кадастровой стоимости был уплачен, суд указал на невозможность восстановления прав истца путем зачета или возврата излишне уплаченного земельного налога, поскольку решение арбитражного суда по правилам пунктов 4 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом, улучшающим положение налогоплательщика.
Кроме того, суд указал на неотносимость представленного ответчиком отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного на дату оценки 01.01.2009, тогда как кадастровая стоимость установлена по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с пунктом 1 которых они определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1.3.,1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке:
- Формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов.
- Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Таким образом, этап утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, является последним, которому предшествует проводимая оценщиками работа по определению кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от того или иного вида разрешенного использования по состоянию на 1 января года проведения указанных работ.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100021:0017 составила 27 896 478 руб. 75 коп. (Приложение N 1, таблица N 54, номер строки 94). Данное постановление опубликовано 20.12.2008 в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края, N 67 (288)/1-44 и вступает в силу с 1 января 2009 года.
Поскольку работа по определению кадастровой стоимости земельного участка проводились ранее утверждения их результатов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недопустимости представленного истцом в качестве доказательства кадастровой стоимости отчета оценщика о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, действующей на момент обращения истца с иском, прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010)
Учитывая изложенное, именно истец должен был доказать, на какую дату произведена государственная кадастровая оценка земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п и представить отчет оценщика по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в соответствии с названным постановлением. Указанные доказательства истцом не представлены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в отзыве на иск указывало, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, с которой не согласен истец, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2007. Истец, не заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на указанную дату.
Приобщенный судом апелляционной инстанции кадастровый план земельного участка от 30.10.2006 года в котором кадастровая стоимость указана в размере 8 927 625 рублей не опровергает доводов ответчиков о проведении работ по государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п, и не влияет на правильность вынесенного судебного акта.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении иска обоснованно отказано судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года N А33-16074/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА

Судьи
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Л.Е.СПОТКАЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)