Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2013 N 15АП-14798/2012 ПО ДЕЛУ N А32-36745/2010

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. N 15АП-14798/2012

Дело N А32-36745/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.С. Тан-Бин
при участии:
от ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар": представители Кузьма Ю.В. по доверенности от 09.01.2013., Кутьина С.А. по доверенности от 09.01.2013., Занкин Д.Б. по доверенности от 09.01.2013., Датов С.С. по доверенности от 09.01.2013.
от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представители Привезенцева М.М. по доверенности от 15.01.2013., Щербина В.А. по доверенности от 03.02.2011., Котельникова О.Л. по доверенности от 24.05.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2012 по делу N А32-36745/2010 об обязании возвратить из бюджета переплаченную сумму налога по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (г. Краснодар, ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) к заинтересованному лицу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (г. Краснодар) принятое в составе судьи Орловой А.В.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю об обязании возвратить из бюджета переплаченную в 2004-06 годах сумму акциза в размере 40 928 256 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011, оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011, требования общества удовлетворены на том основании, что о переплате по авансовому акцизу общество узнало из письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 N 04-02-16/4472 об окончании поставки природного газа, добытого до 01.01.2004, следовательно, общество не пропустило установленный законом трехлетний срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного акциза.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2011 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Судебный акт мотивирован тем, что суды при рассмотрении дела сделали вывод без исследования доводов налоговой инспекции о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного акциза применительно к условиям договоров поставки природного газа, заключенных между ООО "Межрегионгаз" (поставщик) и обществом (покупатель). Суды не исследовали с учетом условий договоров вопрос о моменте, когда фактически общество узнало или реального могло узнать (при обязательном составлении факсограмм, дополнительных соглашений, актов приема-передачи газа, сводных актов сдачи-приемки газа, счетов-фактур) о переплате авансового акциза.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 12.10.2012 по делу N А32-36745/2010 обязал Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Не согласившись с решением суда от 12.10.2012 по делу N А32-36745/2010 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала его в суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что обществом не пропущен срок давности возмещения акциза, поскольку существует метод определения объема и учета количества и вида газа. Суд необоснованно указал о том, что авансовый акциз подлежал вычету в период получения и перепродажи подакцизного природного газа, поскольку вычет по авансовому акцизу производится после отражения в учете операций по реализации, а не в период получения газа. Нормы налогового законодательства регулируют механизм для получения вычета по авансовому акцизу и выводы о способе расчета, основанные на письме ООО "Межрегионгаз", необоснованны. Согласно п. 1 ст. 195 НК РФ датой реализации природного газа определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья. Соответственно у общества налогооблагаемая база для исчисления акциза возникла при поступлении авансов от покупателя.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2012 по делу N А32-36745/2010 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить.
Представители ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 15.12.2010, свидетельств ИФНС России N 1 по г. Краснодару серия 23 N 008070279, серия 23 N 007903115, изменениями в Устав ООО "Краснодарская региональная компания по реализации газа", утвержденными решением внеочередного собрания участников ООО "Краснодаррегионгаз" от 24.07.2009 N 16/2, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является юридическим лицом образованным в следствии переименования ООО "Краснодарская региональная компания по реализации газа".
В соответствии с целями и задачами деятельности ООО "Краснодаррегионгаз" в 2004-2006 годах реализовывало конечным потребителям природный газ, приобретаемый у ООО "Межрегионгаз".
ООО "Краснодаррегионгаз" как поставщик газа конечным потребителям было обязано исчислять и уплачивать акциз с реализации природного газа, добытого до 01.01.2004 года, что было предусмотрено Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Договорами поставки природного газа от 09.12.2003 N К-5-25-0252, 24.12.2004 N К-5-25-0127/05, 16.12.2005 N К-5-25-007706, заключенными между ООО "Краснодаррегионгаз" и ООО "Межрегионгаз", установлено следующее:
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществляется из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004 года, Поставщик в оперативном порядке доводит до Регионгаза информацию об объемах и виде газа (природных, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.) путем направления писем или факсограмм с обязательным подтверждением в получении. Стороны оформляют дополнительное соглашение с указанием вида газа и разбивкой по категории потребителей (Пункт 2.4.).
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществлялась из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, Стороны отражают объемы этого газа в Сводном акте сдачи-приемки газа отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа и ОТС (Пункт 3.11.) (при этом данный акт подписывается Сторонами в последний день месяца в котором поставлялся газ).
- В случае если поставка газа Регионгаз осуществляется из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, цены на газ устанавливаются в дополнительных соглашениях (Пункт 5.1.).
В свою очередь ООО "Краснодаррегионгаз" заключало с потребителями договоры поставки газа на условиях предоплаты. В соответствии с ними покупатель обязан в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести 100% авансовый платеж за планируемый месячный объем потребления газа.
Потребители исполняли условия предоплаты поставки газа.
Согласно ст. 189 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2004)налоговая база, определенная в соответствии со статьями 187 - 188 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
Поскольку на момент поступления от покупателя авансового платежа ООО "Краснодаррегионгаз" не мог определить какой вид природного газа (подакцизный или безакцизный) будет поставляться потребителю в счет поступившего аванса, поскольку такая информация поступала от ООО "Межрегионгаз" только по мене отгрузки товара, то в соответствии со статьей 189 НК РФ все поступившие от покупателей авансовые платежи ООО "Краснодаррегионгаз" квалифицировало как предоплату поставок подакцизного газа.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривается инспекцией.
Обществом в 2004-2006 годах фактически перечислен в бюджет авансовый акциз в сумме 366 400 000 рублей от всей суммы поступления от покупателя авансового платежа.
Указанный перечисленный ООО "Краснодаррегионгаз" в бюджет авансовый акциз подлежал вычету в периоды получения от ООО "Межрегионгаз" и последующей перепродажи только подакцизного природного газа конечным потребителям в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 200 НК РФ.
Последняя поставка природного газа, добытого до 01.01.2004 года, была осуществлена ООО "Межрегионгаз" в феврале 2008 года (Акт приемки-передачи газа от 29 февраля 2008 года).
В связи с длительным отсутствием поставки подакцизного газа от ООО "Межрегионгаз" ООО "Краснодаррегионгаз" 28.05.2010 направило запрос о планируемой поставке природного газа, добытого до 01.01.2004.
Письмом ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 N 04-02-16/4472 уведомило ООО "Краснодаррегионгаз", что поставка газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004, не планируется, поскольку по состоянию на 01.03.2008 остаток газа, добытого до 01.01.2004 в газопроводах и ПХГ ОАО "Газпром" отсутствует.
ООО "Краснодаррегионгаз" произвело корректировку налоговой базы по акцизу, исчисленному в 2004-2006 годах. До получения письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 об окончании поставки природного газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004 г. ООО "Краснодаррегионгаз" не могло установить точный размер переплаты по авансовому акцизу, а также направить заявление о возврате из бюджета указанного авансового акциза.
В уточненных налоговых декларациях по акцизу за 2004-2006 годы, поданных в налоговую инспекцию 23.04.2010, общество заявило к уплате в бюджет 325 471 744 рублей акциза.
В результате проведенного ООО "Краснодаррегионгаз" перерасчета установлено, что сумма излишне уплаченного в 2004-2006 годах авансового акциза составила 40 928 256 рублей.
Определение указанной суммы обществом осуществлено при исчерпании запасов природного газа, добытого до 01.01.2004 г., путем исключения влияния акциза, исчисленного с авансов, поступивших от покупателей. Величина акциза, исчисленного с авансов, сформирована на счете 62.54 (Акциз с полученных авансов от покупателей за газ).
ООО "Краснодаррегионгаз" 27.09.2010 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю направило заявление о возврате излишне уплаченного акциза в сумме 40 928 256 рублей.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 08.10.2010 N 382 отказано ООО "Краснодаррегионгаз" в возврате акциза, поскольку указанное заявление подано по истечении 3-лет со дня уплаты налога, п. 8 ст. 78 НК РФ.
Считая указанное решение налогового органа незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав с заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном удовлетворении судом первой инстанции требований общества, исходя из следующего.
Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Федерального закона.
В соответствии со статьей 189 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) налоговая база, определенная в соответствии со статьей 188 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованное подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованного подакцизного минерального сырья.
Статьей 200 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизному минеральному сырью, определенную в соответствии со статьями 188 Кодекса, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, производятся после отражения в учете операций по реализации подакцизного минерального сырья.
Налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Определением Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О указано, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что оспариваемая норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
В соответствии определением ВАС РФ от 27 сентября 2010 г. N ВАС-13044/10 вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Как установлено судом первой инстанции, между ООО "Краснодаррегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" заключены договоры поставки природного газа от 09.12.2003 N К-5-25-0252, 24.12.2004 N К-5-25-0127/05, 16.12.2005 N К-5-25-007706.
В свою очередь ООО "Краснодаррегионгаз" заключало с потребителями договоры поставки газа на условиях предоплаты. В соответствии с ними покупатель обязан в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести 100% авансовый платеж за планируемый месячный объем потребления газа.
В 2004-2006 годах ООО "Краснодаррегионгаз" ввиду невозможности определения, какой вид природного газа (подакцизный или безакцизный) будет поставляться потребителю в счет поступившего аванса, в соответствии со статьей 189 НК РФ все поступившие от покупателей авансовые платежи квалифицировало как предоплату поставок подакцизного газа.
В последующим указанный перечисленный ООО "Краснодаррегионгаз" в бюджет авансовый акциз подлежал вычету в периоды получения от ООО "Межрегионгаз" и последующей перепродажи подакцизного природного газа конечным потребителям в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 200 НК РФ.
При проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты акцизов за 2005, 2006 годы ООО "Краснодаррегионгаз" нарушений не установлено (акт выездной налоговой проверки от 10.06.2008 N 07-01-19/86).
Применяемый обществом порядок проведения налоговых вычетов предусмотрен письмом МНС РФ от 29.03.2004 N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов".
Правильность исчисления акциза и применения по нему налоговых вычетов и возврата излишне уплаченного акциза за период 2008 г. подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2012 по делу N А32-34769/2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А32-34769/2011, постановлением ФАС СКО от 18.12.2012 г. и налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, переплата акциза за 2007-2009 возвращена налоговой инспекцией 16.07.2010 г. в размере 39 000 000,00 руб.
В пункте 2.4 договоров от 09.12.2003 N К-5-25-0252, от 24.12.2004 N К-5-25-0127/05, от 16.12.2005 N К-5-25-0077/06 указано: в случае если поставка газа покупателю осуществляется из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004, продавец в оперативном порядке доводит до покупателя информацию об объемах и виде газа (природный, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.) путем направления писем или факсограмм с обязательным подтверждением в получении. Стороны оформляют дополнительное соглашение с указанием вида газа и разбивкой по категориям потребителей.
Пунктом 3.9 договора от 09.12.2003 N К-5-25-0252, пунктом 3.10 договора от 24.12.2004 N К-5-25-0127/05 и договора от 16.12.2005 N К-5-25-0077/06 установлено, что покупатель предоставляет продавцу ежесуточные и часовые сведения о количестве поданного - принятого газа в соответствии с согласованным сторонами порядком.
В силу пункта 3.10 договора от 09.12.2003 N К-5-25-0252 по окончании каждого месяца не позднее второго числа месяца, следующего за отчетным, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт приема-передачи газа на суммарный объем по ГРС Трансгаза с разбивкой объемов по категориям потребителей, группам потребителей покупателя, объемной теплоте сгорания и виду газа (природный, сухой отбензиненный и пр.). В случае, если поставка газа покупателю осуществлялась из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004, стороны отражают объемы этого газа в акте приема-передачи отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.). Этот акт является основанием для проведения расчетов. Покупатель представляет продавцу ежемесячно не позднее шестого числа месяца, следующего за отчетным, отчет по исполнению условий договора с разбивкой по направлениям поставки и реализации газа крупным потребителям.
В силу пункта 3.11 договора от 24.12.2004 N К-5-25-0127/05 по окончании каждого месяца не позднее четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт приема-передачи газа на суммарный объем по ГРС Трансгазов и пунктам замера газа на границах газотранспортных систем Трансгазов с газораспределительными сетями или газопроводами потребителей покупателя, с разбивкой объемов по категориям потребителей, группам потребителей покупателя, объемной теплоте сгорания и виду газа (природный, сухой отбензиненный и пр.). В случае, если поставка газа покупателю осуществлялась из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004, стороны отражают объемы этого газа в акте приема-передачи отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.). Акт приема-передачи газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ), акта по оказанию снабженческо-сбытовых услуг и выставления счетов-фактур для проведения расчетов. Покупатель предоставляет продавцу ежемесячно не позднее четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки, отчет по исполнению условий договора с разбивкой по направлениям поставки и реализации газа потребителям по согласованному сторонами перечню.
В силу пунктов 3.11, 3.12, 3.13 договора от 16.12.2005 N К-5-25-0077/06 по окончании каждого месяца не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем поставки, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акты приема-передачи газа на границе систем газопроводов Трансгазов с газораспределительными газопроводами ГРО (газопроводами потребителя) и на границе газопроводов сторонних газотранспортных обществ и газораспределительными газопроводами ГРО. По окончании каждого месяца не позднее четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки, уполномоченные представителя сторон на основании данных актов приема-передачи газа составляют и подписывают сводный акт сдачи-приемки газа на суммарный объем газа, с разбивкой объемов по категориям потребителей, группам потребителей, объемной теплоте сгорания и виду газа (природный, сухой отбензиненный и пр.). В случае, если поставка газа осуществлялась из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004, стороны отражают объемы этого газа в сводном акте сдачи-приемки газа отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.). Сводный акт сдачи-приемки газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ), акта по оказанию снабженческо-сбытовых услуг и выставления счетов-фактур для проведения расчетов. Покупатель предоставляет продавцу ежемесячно не позднее четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки, отчет по исполнению условий договора с разбивкой по направлениям поставки и реализации газа потребителям по согласованному сторонами перечню.
В материалы дела общество представило копии актов приема-передачи газа с ООО "Межрегионгаз": по договору N К-5-25-0252 от 09.12.2003 г.: от 31.01.2004 г. за январь 2004 г. на объем 1005 696,0 тыс. куб. м, от 29.02.2004 г. за февраль 2004 г. на объем 947 776,0 тыс. куб. м, от 31.03.2004 г. за март 2004 г. на объем 857 362,0 тыс. куб. м, от 30.04.2004 г. за апрель 2004 г. на объем 578 670,0 тыс. куб. м, от 31.05.2004 г. за май 2004 г. на объем 364 015,0 тыс. куб. м, от 30.06.2004 г. за июнь 2004 г. на объем 304 956,0 тыс. куб. м, от 31.07.2004 г. за июль 2004 г. на объем 285 956,0 тыс. куб. м, от 31.08.2004 г. за август 2004 г. на объем 298 929,0 тыс. куб. м, от 30.09.2004 г. за сентябрь 2004 г. на объем 393 005,5 тыс. куб. м, от 31.10.2004 г. за октябрь 2004 г. на объем 533 404,5 тыс. куб. м, от 30.11.2004 г. за ноябрь 2004 г. на объем 810 749,0 тыс. куб. м, от 31.12.2004 г. за декабрь 2004 г. на объем 1 032 970,0 тыс. куб. м;по договору N К-5-25-0127/05 от 24.12.2004 г.: от 31.01.2005 г. за январь 2005 г. на объем 921926,6 тыс. куб. м, от 28.02.2005 г. за февраль 2005 г. на объем 913010,0 тыс. куб. м, от 31.03.2005 г. за март 2005 г. на объем 935300,4 тыс. куб. м, от 30.04.2005 г. за апрель 2005 г. на объем 490441,0 тыс. куб. м, от 31.05.2005 г. за май 2005 г. на объем 246410,0 тыс. куб. м, от 30.06.2005 г. за июнь 2005 г. на объем 210632,0 тыс. куб. м, от 31.07.2005 г. за июль 2005 г. на объем 221171,0 тыс. куб. м, от 31.08.2005 г. за август 2005 г. на объем 236516,0 тыс. куб. м, от 30.09.2005 г. за сентябрь 2005 г. на объем 33095,0 тыс. куб. м, от 31.10.2005 г. за октябрь 2005 г. на объем 516475,0 тыс. куб. м, от 30.11.2005 г. за ноябрь 2005 г. на объем 756427,0 тыс. куб. м, 31.12.2005 г. за декабрь 2005 г. на объем 844163,0 тыс. куб. м;по договору N К-5-25-0161/05 от 24.12.2004 г.: от 31.01.2005 г. за январь 2005 г. на объем 40 563,0 тыс. куб. м, от 28.02.2005 г. за февраль 2005 г. на объем 47 073,0 тыс. куб. м, от 31.03.2005 г. за март 2005 г. на объем 52 863,0 тыс. куб. м, от 30.04.2005 г. за апрель 2005 г. на объем 42 710,0 тыс. куб. м, от 31.05.2005 г. за май 2005 г. на объем 63 796,0 тыс. куб. м, от 30.06.2005 г. за июнь 2005 г. на объем 36 713,0 тыс. куб. м, от 31.07.2005 г. за июль 2005 г. на объем 34 749,0 тыс. куб. м, от 312.08.2005 г. за август 2005 г. на объем 32 412,0 тыс. куб. м, от 30.09.2005 г. за сентябрь 2005 г. на объем 299 836,0 тыс. куб. м, от 31.10.2005 г. за октябрь 2005 г. на объем 25 720,0 тыс. куб. м, от 30.11.2005 г. за ноябрь 2005 г. на объем 25 715,0 тыс. куб. м, от 31.12.2005 г. за декабрь 2005 г. на объем 37 458,0 тыс. куб. м;по договору N К-5-25-0077/06 от 16.12.2005 г.: от 31.01.2006 г. за январь 2006 г. на объем 1 130 305,0 тыс. куб. м, от 28.02.2006 г. за февраль 2006 г. на объем 953 911,89 тыс. куб. м, от 31.03.2006 г. за март 2006 г. на объем 769 876,6 тыс. куб. м, от 30.04.2006 г. за апрель 2006 г. на объем 446 493,0 тыс. куб. м, от 30.05.2006 г. за май 2006 г. на объем 303 248,0 тыс. куб. м, от 30.06.2006 г. за июнь 2006 г. на объем 182 592,0 тыс. куб. м, от 31.07.2006 г. за июль 2006 г. на объем 179 722,0 тыс. куб. м, от 31.08.2006 г. за август 2006 г. на объем 215 723,0 тыс. куб. м, от 30.09.2006 г. за сентябрь 2006 г. на объем 266 139,0 тыс. куб. м, от 31.10.2006 г. за октябрь 2006 г. на объем 506 352,0 тыс. куб. м, от 30.11.2006 г. за ноябрь 2006 г. на объем 791 188,0 тыс. куб. м, от 31.12.2006 г. за декабрь 2006 г. на объем 1 008 865,0 тыс. куб. м; копии платежных поручений об оплате акциза в бюджет, копии факсограмм с ООО "Межрегионгаз": N 04-02-12/252 от 09.02.2004 г., N ИД-18/144 от 05.03.2004 г., N ИД-18/187 от 07.04.2004 г., N ИД-18/231 от 06.05.2004 г., N ИД-18/781 от 04.11.2004 г., N ИД-18/816 от 03.12.2004 г., N ИД-18/2 от 04.01.2005 г., N ИД-18/69от 07.02.2005 г., N ИД-18/99 от 28.02.2005 г., N ИД-18/158 от 06.04.2005 г., N ИД-18/69 от 06.02.2006 г., N ИД-18/116 от 06.03.2006 г., N ИД-18/140 от 05.04.2006 г., N ИД-18/501 от 29.12.2006 г., копии счетов-фактур с ООО "Межрегионгаз", копии платежных поручений об оплате ООО "Межрегионгаз" поставленного газа за 2004 г., 2005 г., 2006 г., копию письма из Краснодарского отделения N 8619 ОАО "Сбербанка России" N 06.01/1265 от 25.05.2012.
Приказом МНС РФ от 10.12.2003 N БГ-3-03/675" утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ).
Судом правильно установлено при исследовании указанных актов приема-передачи газа, счетов-фактур, факсограмм, положений договоров и налоговых деклараций по акцизу за 2004-2006 годы, что факт подписания счетов-фактур, актов приема-передачи газа, получения обществом факсограмм влияет на показатели строк 030 "реализация конечным потребителям, используемым природный газ в качестве топлива и (или) сырья" и 380 "Сумма акциза, исчисленная с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок природного газа, принимаемая к вычету в отчетном налоговом периоде, - всего, сумма строк (5.3.1-5.3.3) в том числе:".
При этом, авансовые платежи, полученные в счет оплаты предстоящих поставок за природный газ отражаются в строке 220, на которую не влияет факт подписания между сторонами актов приема-передачи газа, счетов-фактур и получения обществом факсограмм.
Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание довод общества о том, что в налоговом законодательстве отсутствуют положения, регулирующие порядок возмещения акциза, уплаченного с авансовых платежей предприятия, кроме как уменьшения общей суммы акциза по природному газу, добытому до 01.01.2004 (подакцизному), определенной в соответствии со статьей 194 НК РФ, на сумму акциза, исчисленного обществом с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, добытого до 01.01.2004 (подакцизного), установленного пунктом 7 статьи 200 НК РФ. Разъяснения о порядке исчисления и уплаты акцизов были даны в письме МНС РФ от 29.03.2004 г. N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов", и ООО "Краснодаррегионгаз" действовал в соответствии с данными разъяснениями и доводы апелляционной жалобы в указанной части не опровергли выводов суда первой инстанции.
ООО "Краснодаррегионгаз", не обладая собственными хранилищами газа, не имея договорных и организационных связей с предприятиями по добыче, транспортировке, хранению газа, не владея на прямую информацией о планах распределения газа по единой системе газоснабжения, заранее не обладает информацией какой газ будет, находиться в тот или иной момент в процессе поставки его конечным потребителям. Общество также как не владеет и информацией о количестве и виде природного газа находящегося в ПХГ, а также сроке его хранения, и когда этот газ будет выкачан из хранилища, в какую ветку газотранспортной системы России он будет направлен.
Имея договорные отношения только с ООО "Межрегионгаз" на поставку природного газа, добываемого предприятиями группы ОАО "Газпром", для дальнейшей его поставки потребителям Краснодарского края, ООО "Краснодаррегионгаз" строго руководствуясь условиями заключенного договора, имело информацию от своего поставщика о качестве, количестве и виде газа (подакцизный или нет) только в первой декаде месяца, следующего за месяцем поставки. В свою очередь, эту же информацию ООО "Межрегионгаз" также получало от своего поставщика - ОАО "Газпром" в лице ЦПДД (Центрального производственного диспетчерского управления), только по окончанию отчетного месяца, не зная заранее, будет ли поставлен в следующем месяце подакцизный газ. О данном обстоятельстве свидетельствуют даты факсограмм от ООО "Межрегионгаз ".
Поскольку договорные условия предусматривали возможность поставки подакцизного газа в любой отчетный месяц в период действия договора с Поставщиком (ООО "Межрегионгаз"), ООО "Краснодаррегионгаз" включило условия о возможности поставки подакцизного газа и в договоры с конечными потребителями газа.
Учитывая отсутствие предварительной информации о виде газа, который будет поставлен, а также ежедневный непрерывный процесс газоснабжения, ООО "Краснодаррегионгаз" в течение каждого отчетного периода, одновременно, принимая газ от поставщика и тут же передавая его конечному потребителю на выходе ГРС (газораспределительные станции - место приема-передачи), учитывая, что за планируемый к поставке газ потребителем оплачен аванс до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, ООО "Краснодаррегионгаз", оплачивало налог со всей суммы поступившего аванса руководствуясь нормами налогового законодательства.
Исполнив указания суда кассационной инстанции, об установлении момента, когда обществу стало известно об излишней уплате акциза суд первой инстанции обоснованно указал, что моментом, когда стало очевидно, что полученные от покупателей природного газа авансовые платежи не могут считаться авансовыми платежами, полученными в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, в силу того, что поставка подакцизного природного газа не произойдет в будущем, является дата не ранее 29.02.2008 года - день последней поставки подакцизного газа (акт приемки-передачи газа от 29 февраля 2008 года).
Инспекция данный вывод суда не опровергла, контррасчет ссылками на регистры бухгалтерского учета общества в обоснование довода о возможности производить достоверный расчет акциза к возврату по итогам каждого месяца поставки или соответствующую методику такого расчета, с учетом того, что поступившие авансовые платежи от покупателей продолжали оставаться у ООО "Краснодаррегионгаз" и могли быть в следующем месяце израсходованы на поставку природного газа, добытого до 01.01.2004 не представила.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года.
Течение данного срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), таким образом, трехлетний срок для подачи заявления общества о возврате акциза истекает не ранее 29.02.2011.
Общество в налоговую инспекцию направило заявление о возврате излишне уплаченного акциза в сумме 40 928 256 рублей 27.09.2010 г., то есть в пределах трехлетнего срока.
Налоговая инспекция в пояснениях указывает, что в акте совместной сверки расчетов N 635 по состоянию на 01.10.2010 отсутствует у общества переплата в размере 40 928 256 рублей, уплаченная по акцизу за период 2004-2006 г.г.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание указанный довод, поскольку общество в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю 23.04.2010 г. представило уточненные налоговые декларации по акцизу за 2004-2006 годы.
Налоговый орган в нарушение положений ст. ст. 32, 80, 81, 87 НК РФ не отразил в карточке расчета с бюджетом соответствующих сведений о выявленных фактах переплаты по акцизу, указанных в данных декларациях.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных обществом требований об обязании МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования ст. 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2012 по делу N А32-36745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)