Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 марта 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс": Жильцова В.В., представителя по доверенности б/н от 11.01.2012,
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Гридасовой Н.И., заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 07-06/000159 от 10.01.2013, Абдалова Д.Р., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 07-06/000132 от 10.01.2013;
- от третьего лица: Комитет по управлению имуществом Курской области: Половинкина И.Л., начальника управления по распоряжению земельными участками г. Курска, доверенность N 022-01-20/31 от 10.01.2013,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания третьих лиц: Администрация Курской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 по делу N А35-10172/2012 (судья Левашов А.А.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (ОГРН 1024600943729, ИНН 4629028093) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об оспаривании решения N 15-05/3972 от 13.07.2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (далее - Общество, ООО ГК "Промресурс") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15-05/3972 от 13.07.2012 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество, не согласившись с решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.
В обоснование апелляционной жалобы ООО ГК "Промресурс" ссылается на то, что с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости достоверность этих сведений подтверждена государством и правоприменители могут использовать эти данные для определения своих прав и обязанностей. Поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Курской области, утвержденная Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" (далее - Постановление N 15-па), определена указанным постановлением по состоянию на 1 января 2011 года, то, по мнению Общества, информация о кадастровой стоимости должна применяться при исчислении земельного налога, начиная с 2011 года.
Инспекция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения. В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, ссылается, что сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Поскольку новые показатели кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011, утвержденные Постановлением N 15-па, были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012, то именно с этой даты новые показатели вступили в силу и в соответствии п. 1 ст. 5 НК РФ подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января очередного налогового периода.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Администрации Курской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 31.01.2012 Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 16 672 886 руб.
05.03.2012 Обществом была представлена налоговому органу корректирующая (уточненная) налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 8 183 438 руб. Обществом при корректировке суммы налога к уплате были приняты результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки N 15-05/25593 от 15.06.2012 и принято решение N 15-05/3972 от 13.07.2012 "Об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за спорный период в сумме 8 489 362 руб. и возложена обязанность по внесению необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения оспариваемого акта послужили выводы налогового органа о неправомерном уменьшении ООО ГК "Промресурс" кадастровой стоимости 19 земельных участков, находящегося у Общества в собственности.
Решением УФНС России по Воронежской области N 364 от 03.09.2012 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу, что в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ Постановление N 15-па от 17.01.2212, утвердившее исходные данные для определения кадастровой стоимости земельных участков, являющейся налоговой базой по земельному налогу и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению в целях налогообложения с 1 января следующего налогового периода.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Курск", где находятся спорные земельные участки, земельный налог установлен Решением Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005.
На основании ст. 394 НК РФ и п. 2.4 Решения Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005, в отношении земель, отнесенных к прочим земельным участкам, налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Статьей 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006 были утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Распоряжением Правительства Курской области N 269-рп от 18.06.2010 (в редакции Распоряжения N 624-рп от 13.12.2010) было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Исполнителем указанных работ являлось ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" (г. Москва). В результате выполненных работ исполнитель произвел расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами оценки, в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Курской области по состоянию на 01.01.2011; указанные расчеты были отражены в Отчете об оценке N ГК6/10.11-01 от 27.12.2011.
Статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе по результатам проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 были утверждены, в том числе, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Данное Постановление было опубликовано в газете "Курская правда" N 5 от 21.01.2012.
По информации, предоставленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, сведения о кадастровой стоимости земель, утвержденные Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2011 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ и, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
Довод Общества, что поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Курской области, утвержденная Постановление N 15-па, определена по состоянию на 1 января 2011 года, то она должна применяться при исчислении земельного налога начиная с 2011 года, правомерно был отклонен судом первой инстанции. Поскольку в указанном постановлении не определяется дата вступления его в силу, следовательно, данным постановлением не определяется дата, с которой возникают правовые последствия для налогоплательщиков, в связи с расчетом земельного налога. Указание в Постановлении N 15-па на дату "1 января 2011 года", как правомерно указал суд первой инстанции, свидетельствует, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом оценки, был произведен по состоянию на 01.01.2011. Указанная дата четко определяет дату, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость - 1-е января года проведения работ по оценке.
Довод представителя Общества о том, что позиция налогового органа нарушает принцип экономического основания налогообложения, подлежит отклонению на основании следующего.
Общество указывает, что инспекцией произведено доначисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, которая не соответствует определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, следствием чего нарушаются права общества как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, инспекцией сделан правомерный вывод о том, что сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2011 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 без учета изменения кадастровой стоимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке в феврале 2012 года.
В рассматриваемом случае применение при налогообложении земельных участков за налоговый период 2011 год данных кадастровой стоимости, которые были изменены в установленном порядке после исчисления налога, не противоречит основным началам налогового законодательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 1047-О-О указал, что требования пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 Кодекса элементов налогообложения, включая налоговую базу. При этом Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ подчеркнул, что налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде.
В 2011 году Общество располагало сведениями о кадастровой стоимости своих участков на основании данных, утвержденных Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234. Эти данные были приняты Обществом при расчете налоговой базы в представленной в Инспекцию в установленный срок первичной налоговой декларации.
Постановление Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 об утверждении новой кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 февраля 2010 года N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Исходя из положений данного определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания п. 5 ст. 5 НК РФ действуют по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения Постановления Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 не содержат таких указаний. Соответствующий орган власти, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, мог закрепить соответствующий порядок исполнения обязанности платить налог. Вместе с тем само по себе отсутствие такого регулирования не может рассматриваться как затрагивающее принцип экономического основания налога и нарушающее права Общества как налогоплательщика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы в размере 1000 руб. Излишне уплаченная сумма в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 по делу N А35-10172/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А35-10172/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А35-10172/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 марта 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс": Жильцова В.В., представителя по доверенности б/н от 11.01.2012,
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Гридасовой Н.И., заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 07-06/000159 от 10.01.2013, Абдалова Д.Р., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 07-06/000132 от 10.01.2013;
- от третьего лица: Комитет по управлению имуществом Курской области: Половинкина И.Л., начальника управления по распоряжению земельными участками г. Курска, доверенность N 022-01-20/31 от 10.01.2013,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания третьих лиц: Администрация Курской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 по делу N А35-10172/2012 (судья Левашов А.А.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (ОГРН 1024600943729, ИНН 4629028093) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об оспаривании решения N 15-05/3972 от 13.07.2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (далее - Общество, ООО ГК "Промресурс") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15-05/3972 от 13.07.2012 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество, не согласившись с решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.
В обоснование апелляционной жалобы ООО ГК "Промресурс" ссылается на то, что с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости достоверность этих сведений подтверждена государством и правоприменители могут использовать эти данные для определения своих прав и обязанностей. Поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Курской области, утвержденная Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" (далее - Постановление N 15-па), определена указанным постановлением по состоянию на 1 января 2011 года, то, по мнению Общества, информация о кадастровой стоимости должна применяться при исчислении земельного налога, начиная с 2011 года.
Инспекция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения. В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, ссылается, что сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Поскольку новые показатели кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011, утвержденные Постановлением N 15-па, были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012, то именно с этой даты новые показатели вступили в силу и в соответствии п. 1 ст. 5 НК РФ подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января очередного налогового периода.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Администрации Курской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 31.01.2012 Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 16 672 886 руб.
05.03.2012 Обществом была представлена налоговому органу корректирующая (уточненная) налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 8 183 438 руб. Обществом при корректировке суммы налога к уплате были приняты результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки N 15-05/25593 от 15.06.2012 и принято решение N 15-05/3972 от 13.07.2012 "Об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за спорный период в сумме 8 489 362 руб. и возложена обязанность по внесению необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения оспариваемого акта послужили выводы налогового органа о неправомерном уменьшении ООО ГК "Промресурс" кадастровой стоимости 19 земельных участков, находящегося у Общества в собственности.
Решением УФНС России по Воронежской области N 364 от 03.09.2012 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу, что в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ Постановление N 15-па от 17.01.2212, утвердившее исходные данные для определения кадастровой стоимости земельных участков, являющейся налоговой базой по земельному налогу и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению в целях налогообложения с 1 января следующего налогового периода.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Курск", где находятся спорные земельные участки, земельный налог установлен Решением Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005.
На основании ст. 394 НК РФ и п. 2.4 Решения Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005, в отношении земель, отнесенных к прочим земельным участкам, налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Статьей 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006 были утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Распоряжением Правительства Курской области N 269-рп от 18.06.2010 (в редакции Распоряжения N 624-рп от 13.12.2010) было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Исполнителем указанных работ являлось ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" (г. Москва). В результате выполненных работ исполнитель произвел расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами оценки, в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Курской области по состоянию на 01.01.2011; указанные расчеты были отражены в Отчете об оценке N ГК6/10.11-01 от 27.12.2011.
Статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе по результатам проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 были утверждены, в том числе, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Данное Постановление было опубликовано в газете "Курская правда" N 5 от 21.01.2012.
По информации, предоставленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, сведения о кадастровой стоимости земель, утвержденные Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2011 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ и, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
Довод Общества, что поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Курской области, утвержденная Постановление N 15-па, определена по состоянию на 1 января 2011 года, то она должна применяться при исчислении земельного налога начиная с 2011 года, правомерно был отклонен судом первой инстанции. Поскольку в указанном постановлении не определяется дата вступления его в силу, следовательно, данным постановлением не определяется дата, с которой возникают правовые последствия для налогоплательщиков, в связи с расчетом земельного налога. Указание в Постановлении N 15-па на дату "1 января 2011 года", как правомерно указал суд первой инстанции, свидетельствует, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом оценки, был произведен по состоянию на 01.01.2011. Указанная дата четко определяет дату, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость - 1-е января года проведения работ по оценке.
Довод представителя Общества о том, что позиция налогового органа нарушает принцип экономического основания налогообложения, подлежит отклонению на основании следующего.
Общество указывает, что инспекцией произведено доначисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, которая не соответствует определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, следствием чего нарушаются права общества как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, инспекцией сделан правомерный вывод о том, что сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2011 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 без учета изменения кадастровой стоимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке в феврале 2012 года.
В рассматриваемом случае применение при налогообложении земельных участков за налоговый период 2011 год данных кадастровой стоимости, которые были изменены в установленном порядке после исчисления налога, не противоречит основным началам налогового законодательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 N 1047-О-О указал, что требования пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 Кодекса элементов налогообложения, включая налоговую базу. При этом Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ подчеркнул, что налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде.
В 2011 году Общество располагало сведениями о кадастровой стоимости своих участков на основании данных, утвержденных Постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234. Эти данные были приняты Обществом при расчете налоговой базы в представленной в Инспекцию в установленный срок первичной налоговой декларации.
Постановление Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 об утверждении новой кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 февраля 2010 года N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Исходя из положений данного определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания п. 5 ст. 5 НК РФ действуют по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения Постановления Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 не содержат таких указаний. Соответствующий орган власти, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, мог закрепить соответствующий порядок исполнения обязанности платить налог. Вместе с тем само по себе отсутствие такого регулирования не может рассматриваться как затрагивающее принцип экономического основания налога и нарушающее права Общества как налогоплательщика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы в размере 1000 руб. Излишне уплаченная сумма в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2012 по делу N А35-10172/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)