Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.12.2012,
принятое судьей Ивановым Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевым А.В.,
по делу N А31-8559/2012
по заявлению индивидуальных предпринимателей Баракова Михаила Борисовича
(ОГРНИП: 304440130000381),
Проворовой Светланы Сергеевны
(ОГРНИП: 304440134300587, ИНН: 440100911123),
Погуляйко Михаила Юрьевича
о признании недействительным решения Думы города Костромы,
третье лицо - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы,
и
Бараков Михаил Борисович, Проворова Светлана Сергеевна., Погуляйко Михаил Юрьевич (далее - Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю.) обратились в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным пункта 1 решения Думы города Костромы (далее - Дума) от 31.05.2012 N 77 в части цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, площадью 1104 квадратных метра, с кадастровым номером 44:27:070111:34, и прилагаемый к нему расчет цены выкупа земельного участка исходя из кратности 10 к ставке земельного налога 1,5 процента за единицу площади земельного участка относительно Баракова М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С. и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем перерасчета цены спорного земельного участка исходя из 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы (далее - Управление), Смирнов Алексей Анатольевич (далее - Смирнов А.А.).
Решением суда от 21.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что каждый из заявителей не может быть отнесен к льготной категории граждан, поскольку не имеют в собственности зданий, строений и сооружений. Из муниципальной собственности были отчуждены лишь помещения в здании, расположенном по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31.
Кроме того, Управление полагает, что заявители избрали ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, расположенном по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, находится 2-этажное нежилое здание площадью 754,4 квадратного метра.
Погуляйко М.Ю. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 01, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами", принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - помещение, назначение - нежилое, общая площадь - 175,5 квадратного метра, этаж 1, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, помещение N 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2009 серия 44-АБ N 292585.
Баракову М.Б. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 02, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами", принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - нежилое помещение N 11, назначение - нежилое, общая площадь - 218,3 квадратного метра, в том числе: комнаты N 24-29, 35-39 на 1 этаже, комнаты N 1, 4-6, 8, 12, 13 на 2 этаже, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2009 серия 44-АБ N 294313.
Проворовой С.С. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 04, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами" принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - помещение, назначение: нежилое, общая площадь - 60,7 квадратного метра, этаж 1, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, комнаты N 30-34 в помещении N 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2009 серии 44-АБ N 295731.
Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю., Смирнов А.А. обратились в Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом города Костромы с заявлением от 01.04.2011 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, в общую долевую собственность за плату пропорционально площадям занимаемых ими помещений.
Соглашением от 25.04.2011 названные лица определили размеры принадлежащих каждому из собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, которые составили: для Баракова М.Б. - 260/1104, Проворовой С.С. - 163/1104, Погуляйко М.Ю. - 266/1104, Смирнова А.А. - 415/1104.
Дума приняла решение от 31.05.2012 N 77 "О предоставлении в общую долевую собственность Баракову М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С., Смирнову А.А. земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31". Приложением к данному решению является Расчет выкупной цены земельного участка, из которого следует, что выкупная цена земельного участка для заявителей рассчитана исходя из кратности 10 к ставке земельного налога 1,5 процента за единицу площади земельного участка.
На основании указанного решения Управлением был подготовлен договор купли-продажи земельного участка от 29.06.2012 N 3, пунктом 2.1 которого установлена цена продажи земельного участка - 651 253, 46 рубля, в том числе стоимость доли Баракова М.Б. - 153 374,91 рубля, Погуляйко М.Ю. - 156 914,33 рубля, Проворова С.С. - 96 154,27 рубля, Смирнов А.А. - 244 809,95 рубля.
Договор со стороны предпринимателей подписан не был.
Посчитав, что решение Думы от 31.05.2012 N 77 в части применения при расчете выкупной цены долей Баракова М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С. налоговой ставки 1,5 процента с кратностью 10 является необоснованным, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю. обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федеральный закон N 137-ФЗ до 01.01.2010 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Постановлением администрации Костромской области от 21.02.2012 N 70-а "О порядке определения цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Костромской области при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и их оплаты" цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка при их продаже, в частности, индивидуальным предпринимателям.
Из материалов дела следует и установили суды, что Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю., Смирнов А.А. являются собственниками помещений, расположенных в нежилом здании по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31.
Управление в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств того, что в указанном здании имеются какие-либо помещения, принадлежащие на праве собственности иным лицам.
Кроме того, нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, непосредственно образованном для его использования, что подтверждается выпиской из Государственного кадастра недвижимости от 13.10.2010.
На момент подачи совместного заявления о приобретении данного земельного участка в общую долевую собственность Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю. обладали статусом индивидуальных предпринимателей, что подтверждается выписками из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, предусмотренная пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ. (2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка).
Довод Управления о том, что заявители не вправе приобрести спорный земельный участок на льготных условиях, поскольку они являются собственниками помещений, а не здания в целом, судом округа отклоняется, как противоречащий пунктам 1 и 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А31-8559/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N А31-8559/2012
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А31-8559/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.12.2012,
принятое судьей Ивановым Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевым А.В.,
по делу N А31-8559/2012
по заявлению индивидуальных предпринимателей Баракова Михаила Борисовича
(ОГРНИП: 304440130000381),
Проворовой Светланы Сергеевны
(ОГРНИП: 304440134300587, ИНН: 440100911123),
Погуляйко Михаила Юрьевича
о признании недействительным решения Думы города Костромы,
третье лицо - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы,
и
установил:
Бараков Михаил Борисович, Проворова Светлана Сергеевна., Погуляйко Михаил Юрьевич (далее - Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю.) обратились в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным пункта 1 решения Думы города Костромы (далее - Дума) от 31.05.2012 N 77 в части цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, площадью 1104 квадратных метра, с кадастровым номером 44:27:070111:34, и прилагаемый к нему расчет цены выкупа земельного участка исходя из кратности 10 к ставке земельного налога 1,5 процента за единицу площади земельного участка относительно Баракова М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С. и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем перерасчета цены спорного земельного участка исходя из 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы (далее - Управление), Смирнов Алексей Анатольевич (далее - Смирнов А.А.).
Решением суда от 21.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что каждый из заявителей не может быть отнесен к льготной категории граждан, поскольку не имеют в собственности зданий, строений и сооружений. Из муниципальной собственности были отчуждены лишь помещения в здании, расположенном по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31.
Кроме того, Управление полагает, что заявители избрали ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, расположенном по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, находится 2-этажное нежилое здание площадью 754,4 квадратного метра.
Погуляйко М.Ю. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 01, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами", принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - помещение, назначение - нежилое, общая площадь - 175,5 квадратного метра, этаж 1, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, помещение N 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2009 серия 44-АБ N 292585.
Баракову М.Б. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 02, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами", принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - нежилое помещение N 11, назначение - нежилое, общая площадь - 218,3 квадратного метра, в том числе: комнаты N 24-29, 35-39 на 1 этаже, комнаты N 1, 4-6, 8, 12, 13 на 2 этаже, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2009 серия 44-АБ N 294313.
Проворовой С.С. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 02.06.2009 N 04, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Компания по управлению городскими объектами" принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - помещение, назначение: нежилое, общая площадь - 60,7 квадратного метра, этаж 1, адрес объекта: Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, комнаты N 30-34 в помещении N 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2009 серии 44-АБ N 295731.
Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю., Смирнов А.А. обратились в Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом города Костромы с заявлением от 01.04.2011 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31, в общую долевую собственность за плату пропорционально площадям занимаемых ими помещений.
Соглашением от 25.04.2011 названные лица определили размеры принадлежащих каждому из собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, которые составили: для Баракова М.Б. - 260/1104, Проворовой С.С. - 163/1104, Погуляйко М.Ю. - 266/1104, Смирнова А.А. - 415/1104.
Дума приняла решение от 31.05.2012 N 77 "О предоставлении в общую долевую собственность Баракову М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С., Смирнову А.А. земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31". Приложением к данному решению является Расчет выкупной цены земельного участка, из которого следует, что выкупная цена земельного участка для заявителей рассчитана исходя из кратности 10 к ставке земельного налога 1,5 процента за единицу площади земельного участка.
На основании указанного решения Управлением был подготовлен договор купли-продажи земельного участка от 29.06.2012 N 3, пунктом 2.1 которого установлена цена продажи земельного участка - 651 253, 46 рубля, в том числе стоимость доли Баракова М.Б. - 153 374,91 рубля, Погуляйко М.Ю. - 156 914,33 рубля, Проворова С.С. - 96 154,27 рубля, Смирнов А.А. - 244 809,95 рубля.
Договор со стороны предпринимателей подписан не был.
Посчитав, что решение Думы от 31.05.2012 N 77 в части применения при расчете выкупной цены долей Баракова М.Б., Погуляйко М.Ю., Проворовой С.С. налоговой ставки 1,5 процента с кратностью 10 является необоснованным, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю. обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федеральный закон N 137-ФЗ до 01.01.2010 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Постановлением администрации Костромской области от 21.02.2012 N 70-а "О порядке определения цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Костромской области при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и их оплаты" цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка при их продаже, в частности, индивидуальным предпринимателям.
Из материалов дела следует и установили суды, что Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю., Смирнов А.А. являются собственниками помещений, расположенных в нежилом здании по адресу: город Кострома, улица 2-я Волжская, 31.
Управление в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств того, что в указанном здании имеются какие-либо помещения, принадлежащие на праве собственности иным лицам.
Кроме того, нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 44:27:070111:34, площадью 1104 квадратных метра, непосредственно образованном для его использования, что подтверждается выпиской из Государственного кадастра недвижимости от 13.10.2010.
На момент подачи совместного заявления о приобретении данного земельного участка в общую долевую собственность Бараков М.Б., Проворова С.С., Погуляйко М.Ю. обладали статусом индивидуальных предпринимателей, что подтверждается выписками из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявители относятся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, предусмотренная пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ. (2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка).
Довод Управления о том, что заявители не вправе приобрести спорный земельный участок на льготных условиях, поскольку они являются собственниками помещений, а не здания в целом, судом округа отклоняется, как противоречащий пунктам 1 и 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А31-8559/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества города Костромы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)