Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пластинин И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Захваткина И.В., Архаровой Л.В.,
при секретаре З.,
рассмотрев в судебном заседании 17 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 года, которым с ОАО "Российские железные дороги" в пользу С. взыскано ... руб. излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсация морального вреда в размере ... рублей.
С ОАО "Российские железные дороги" в доход МОГО "Воркута" ... рублей государственной пошлины,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц.
ИФНС России по г. Воркуте Республике Коми привлечена в качестве третьего лица.
Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с <Дата обезличена> истица состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Работает ... Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД".
Судом установлено, что ответчиком произведены удержания налога на доходы физических лиц из заработной платы истицы со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в <Дата обезличена> всего на сумму ... руб.
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено право работников железнодорожного транспорта общего пользования на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым Тарифным соглашением и коллективными договорами (пункт 5 статьи 25 Закона).
В пункте 8.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы, утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01 ноября 2010 года, работникам предоставляется гарантия в виде проезда по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий 1 раз в год и проезда в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсации) проезда.
В силу пункта 4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011 - 2013 годы работники имеют право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий, а также в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы (учебы).
Правила выдачи транспортных требований ОАО "РЖД", утвержденные 09 марта 2010 года N 452р, относят к видам проезда по личным надобностям проезд от места жительства к месту основной работы.
На основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Приведенные в жалобе доводы о том, что проезд на железнодорожном транспорте от места жительства до места работы, является доходом, полученным в натуральной форме, и не является компенсационной выплатой, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Учитывая специфику характера деятельности ОАО "РЖД", а именно осуществление деятельности в сфере пассажирских перевозок, возможность самостоятельного определения формы реализации предусмотренного закона права на бесплатный проезд, которая обеспечивает отсутствие расходов работника на проезд, предоставление работодателем бесплатных проездных документов работнику для проезда к месту выполнения работы не может ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством либо ущемлять его права, в том числе, право на освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 217 Налогового кодекса РФ.
Предоставленное Федеральным законом N 17-ФЗ право работников железнодорожного транспорта на бесплатный проезд по личным надобностям не исключает возможность реализации работниками данного права для проезда к месту выполнения основной работы от места своего жительства. При этом такой проезд связан с исполнением трудовых обязанностей, поскольку исполнение их требует нахождения работника в месте, расположенном на удалении от места жительства.
Доводы жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, которым предоставляются указанные льготы по Закону от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", являются необоснованными.
В соответствии с Законом N 17-ФЗ железнодорожный транспорт общего пользования - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В пункте 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению, являющейся обособленным подразделением (филиалом) ОАО "Российские железные дороги" указано, что основной задачей Центральной дирекции по тепловодоснабжению является оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Объекты железных дорог относятся к понятию инфраструктуры или иного имущества железнодорожного транспорта общего пользования (статья 2 Закона N 17-ФЗ).
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, что истица работает не на таком объекте железнодорожного транспорта общего пользования, доводы жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе основанными на неправильном толковании норм материального права, которые не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 17.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5375/2013Г.
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу N 33-5375/2013г.
Судья: Пластинин И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Захваткина И.В., Архаровой Л.В.,
при секретаре З.,
рассмотрев в судебном заседании 17 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 года, которым с ОАО "Российские железные дороги" в пользу С. взыскано ... руб. излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсация морального вреда в размере ... рублей.
С ОАО "Российские железные дороги" в доход МОГО "Воркута" ... рублей государственной пошлины,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц.
ИФНС России по г. Воркуте Республике Коми привлечена в качестве третьего лица.
Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с <Дата обезличена> истица состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Работает ... Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД".
Судом установлено, что ответчиком произведены удержания налога на доходы физических лиц из заработной платы истицы со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям в <Дата обезличена> всего на сумму ... руб.
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено право работников железнодорожного транспорта общего пользования на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым Тарифным соглашением и коллективными договорами (пункт 5 статьи 25 Закона).
В пункте 8.2.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы, утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01 ноября 2010 года, работникам предоставляется гарантия в виде проезда по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий 1 раз в год и проезда в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсации) проезда.
В силу пункта 4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011 - 2013 годы работники имеют право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий, а также в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы (учебы).
Правила выдачи транспортных требований ОАО "РЖД", утвержденные 09 марта 2010 года N 452р, относят к видам проезда по личным надобностям проезд от места жительства к месту основной работы.
На основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Приведенные в жалобе доводы о том, что проезд на железнодорожном транспорте от места жительства до места работы, является доходом, полученным в натуральной форме, и не является компенсационной выплатой, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Учитывая специфику характера деятельности ОАО "РЖД", а именно осуществление деятельности в сфере пассажирских перевозок, возможность самостоятельного определения формы реализации предусмотренного закона права на бесплатный проезд, которая обеспечивает отсутствие расходов работника на проезд, предоставление работодателем бесплатных проездных документов работнику для проезда к месту выполнения работы не может ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством либо ущемлять его права, в том числе, право на освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 217 Налогового кодекса РФ.
Предоставленное Федеральным законом N 17-ФЗ право работников железнодорожного транспорта на бесплатный проезд по личным надобностям не исключает возможность реализации работниками данного права для проезда к месту выполнения основной работы от места своего жительства. При этом такой проезд связан с исполнением трудовых обязанностей, поскольку исполнение их требует нахождения работника в месте, расположенном на удалении от места жительства.
Доводы жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, которым предоставляются указанные льготы по Закону от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", являются необоснованными.
В соответствии с Законом N 17-ФЗ железнодорожный транспорт общего пользования - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В пункте 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению, являющейся обособленным подразделением (филиалом) ОАО "Российские железные дороги" указано, что основной задачей Центральной дирекции по тепловодоснабжению является оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Объекты железных дорог относятся к понятию инфраструктуры или иного имущества железнодорожного транспорта общего пользования (статья 2 Закона N 17-ФЗ).
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, что истица работает не на таком объекте железнодорожного транспорта общего пользования, доводы жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе основанными на неправильном толковании норм материального права, которые не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)