Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "СВС-Груп", ИНН: 5003056226, ОГРН: 1055011339789) - Сереженко А.К., представитель по доверенности б/н от 20.05.2013, Язиков Д.В., представитель по доверенности б/н от 20.02.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Ленинского муниципального района Московской области) - Макушенко В.Ю., представитель по доверенности N 4-25/5 от 09.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 по делу N А41-12762/12,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
по заявлению ООО "СВС-Груп" к Администрации Ленинского муниципального района Московской области об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СВС-ГРУП" (далее - ООО "СВС-Груп", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 17.01.2012 за номером 9344п доп.; об обязании принять решение о предоставлении ООО "СВС-Груп" земельного участка в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 1.43 га, с кадастровым номером 50:21:050402:246, местоположение земельного участка: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, в соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ, т.е. по цене, не превышающей 2,5% кадастровой стоимости участка; об обязании направить в адрес ООО "СВС-Груп" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 площадью 1.43 га по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, с указанием выкупной цены земельного участка в договоре купли-продажи в размере 648 269 руб., с предложением о заключении этого договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "СВС-Груп" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2010 по делу А41-4289/10 суд обязал Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ООО "СВС-Груп" земельного участка и подготовить договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246, площадью 1,43 га, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, в соответствии с нормами Закона Московской области N 23/96-ОЗ, действовавшими на день подачи заявления о приобретении участка.
После вынесения вышеуказанного судебного решения заявитель обратился в Администрацию с требованием о его исполнении.
Между тем, администрация решение суда не исполнила в связи с тем, что согласно разъяснениям, данным Роснедвижимостью по Московской области от 12.03.2010 за N 6901-10/955, на 01.01.2009 сведения о категории земли участка в государственном кадастре недвижимости отсутствовали и, соответственно, рассчитать кадастровую стоимость участка, установить ставку земельного налога, и, как следствие, рассчитать цену договора не представлялось возможным, а, следовательно, и направить договор с установленной в соответствии с требованиями Закона Московской области N 23/96-ОЗ - согласно определенному судебным актом, выкупной ценой.
23.11.2011 общество обратилось в Администрацию с просьбой о передаче в собственность за плату спорного земельного участка.
Постановлением от 12.12.2011 N 3025 Администрация предоставила обществу в собственность испрашиваемый земельный участок, а также приняла решение заключить с ООО "СВС-Груп" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 по цене равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 16.12.2009.
Письмом N 9344п доп. от 17.01.2012 Администрация в ответ на обращение общества сообщила, что решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2010 администрация уже была обязана принять решение о предоставлении в собственность участка в соответствии с нормами Закона Московской области "О регулировании земельных отношений, действовавшим на 20.11.2009, в связи с чем отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Считая отказ Администрации в предоставлении в собственность ООО "СВС-Груп" земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование ненормативных правовых актов государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении обществу за плату испрашиваемого земельного участка по цене, не превышающей 2,5% кадастровой стоимости участка, а также об обязании направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка с указанием выкупной цены, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Подпунктом 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) до 01.01.2012 лица, не указанные в пункте 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в редакции Закона Московской области от 28.12.2009 N 181/2009-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Как следует из материалов дела, ООО "СВС-Груп" является собственником следующих объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246, площадью 1,43 га, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок 245ю, приобретенных у ООО "Спектрум Строй" на основании договоров купли-продажи недвижимости N 1/05, N 2/05 и N 3/05 от 18.10.2005:
- - сооружение: площадка, общей площадью 1.918,10 кв. м, инв. N 32-13374, лит. А, номер объекта 50:21:10:01894:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702156 от 27.12.2004);
- - сооружение: площадка, общей площадью 4.240,10 кв. м, инв. N 32-12341, лит. Б, номер объекта 50:21:10:01540:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702157 от 27.12.2004);
- - сооружение: пилорама тарного цеха 2, общей площадью 188,70 кв. м, инв. N 32-10734, лит. А, номер объекта 50:21:10:01893:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702158 от 27.12.2004);
- - сооружение: площадка, общей площадью 4.148,50 кв. м, инв. N 32-10734, лит. Б, номер объекта 50:21:10:01893:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702159 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - склад стройматериалов тарного цеха, общей площадью 822,60 кв. м, инв. N 12340, лит. А, номер объекта 50:21:10:01538:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702160 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 421,70 кв. м, инв. N 32-13374, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01894:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702161 от 27.12.2004):
- - нежилое здание - пилорама тарного цеха, общей площадью 485,70 кв. м, инв. N 12341, лит. А, номер объекта 50:21:10:01540:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702162 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 432,70 кв. м, инв. N 32-12341, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01540:003 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702163 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 527,60 кв. м, инв. N 32-10734, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01893:003 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702164 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - тарный цех, общей площадью 625,70 кв. м, инв. N 12339, лит. А, номер объекта 50:21:10:01541:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702165 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - административный бытовой корпус тарного цеха, общей площадью 486,60 кв. м, инв. N 12338, номер объекта 50:21:10:01539:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702166 от 27.12.2004).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно представленным в материалы дела договорам купли-продажи недвижимого имущества N 1-12, N 2-12 и N 3-12 от 14.12.2004, вышеуказанные объекты недвижимого имущества в свою очередь ранее были приобретены ООО "Спектрум Строй" у Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз-племзавод им. М. Горького".
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что кооператив является собственником имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
На основании вышеуказанных норм права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО "СВС-Груп" приобрело объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246 не в порядке приватизации государственного (муниципального) имущества, а на основании приобретения указанного имущества непосредственно у его собственника по условиям договора купли-продажи, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для выкупа данного земельного участка по льготной цене, нельзя признать законным и обоснованным.
ООО "СВС-Груп" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246 и относится к лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ).
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 общество обратилось после вынесения вступившего в силу судебного акта по делу N А41-4289/10 от 23.04.2010, а также повторно - 23.11.2011.
То есть на момент обращения ООО "СВС-Груп" с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также на момент вынесения Администрацией постановления от 12.12.2011 N 3025, цена на данный земельный участок устанавливалась в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Изложенная выше редакция пункта 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, согласно которому цена на земельный участок устанавливается в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, действовала до 01.01.2012.
Оспариваемый отказ в предоставлении ООО "СВС-Груп" спорного земельного участка в собственность по цене не превышающей 2,5% его кадастровой стоимости принято администрацией 17.01.2012.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в редакции от 02.12.2011, до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Следовательно, как на момент обращения с заявлением, так и на момент принятия администрацией решения об отказе предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка цена на данный земельный участок также устанавливалась в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При указанных обстоятельствах, администрация правомерно определила цену спорного земельного участка, исходя из десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ Администрация доказала обоснованность ее действий при принятии оспариваемого ненормативного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с одновременным принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 января 2013 года по делу N А41-12762/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-12762/12
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А41-12762/12
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "СВС-Груп", ИНН: 5003056226, ОГРН: 1055011339789) - Сереженко А.К., представитель по доверенности б/н от 20.05.2013, Язиков Д.В., представитель по доверенности б/н от 20.02.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Ленинского муниципального района Московской области) - Макушенко В.Ю., представитель по доверенности N 4-25/5 от 09.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 по делу N А41-12762/12,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
по заявлению ООО "СВС-Груп" к Администрации Ленинского муниципального района Московской области об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СВС-ГРУП" (далее - ООО "СВС-Груп", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 17.01.2012 за номером 9344п доп.; об обязании принять решение о предоставлении ООО "СВС-Груп" земельного участка в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 1.43 га, с кадастровым номером 50:21:050402:246, местоположение земельного участка: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, в соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ, т.е. по цене, не превышающей 2,5% кадастровой стоимости участка; об обязании направить в адрес ООО "СВС-Груп" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 площадью 1.43 га по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, с указанием выкупной цены земельного участка в договоре купли-продажи в размере 648 269 руб., с предложением о заключении этого договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "СВС-Груп" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2010 по делу А41-4289/10 суд обязал Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ООО "СВС-Груп" земельного участка и подготовить договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246, площадью 1,43 га, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок N 245ю, в соответствии с нормами Закона Московской области N 23/96-ОЗ, действовавшими на день подачи заявления о приобретении участка.
После вынесения вышеуказанного судебного решения заявитель обратился в Администрацию с требованием о его исполнении.
Между тем, администрация решение суда не исполнила в связи с тем, что согласно разъяснениям, данным Роснедвижимостью по Московской области от 12.03.2010 за N 6901-10/955, на 01.01.2009 сведения о категории земли участка в государственном кадастре недвижимости отсутствовали и, соответственно, рассчитать кадастровую стоимость участка, установить ставку земельного налога, и, как следствие, рассчитать цену договора не представлялось возможным, а, следовательно, и направить договор с установленной в соответствии с требованиями Закона Московской области N 23/96-ОЗ - согласно определенному судебным актом, выкупной ценой.
23.11.2011 общество обратилось в Администрацию с просьбой о передаче в собственность за плату спорного земельного участка.
Постановлением от 12.12.2011 N 3025 Администрация предоставила обществу в собственность испрашиваемый земельный участок, а также приняла решение заключить с ООО "СВС-Груп" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 по цене равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 16.12.2009.
Письмом N 9344п доп. от 17.01.2012 Администрация в ответ на обращение общества сообщила, что решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.2010 администрация уже была обязана принять решение о предоставлении в собственность участка в соответствии с нормами Закона Московской области "О регулировании земельных отношений, действовавшим на 20.11.2009, в связи с чем отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Считая отказ Администрации в предоставлении в собственность ООО "СВС-Груп" земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование ненормативных правовых актов государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении обществу за плату испрашиваемого земельного участка по цене, не превышающей 2,5% кадастровой стоимости участка, а также об обязании направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка с указанием выкупной цены, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Подпунктом 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) до 01.01.2012 лица, не указанные в пункте 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в редакции Закона Московской области от 28.12.2009 N 181/2009-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Как следует из материалов дела, ООО "СВС-Груп" является собственником следующих объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246, площадью 1,43 га, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, дер. Мисайлово, участок 245ю, приобретенных у ООО "Спектрум Строй" на основании договоров купли-продажи недвижимости N 1/05, N 2/05 и N 3/05 от 18.10.2005:
- - сооружение: площадка, общей площадью 1.918,10 кв. м, инв. N 32-13374, лит. А, номер объекта 50:21:10:01894:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702156 от 27.12.2004);
- - сооружение: площадка, общей площадью 4.240,10 кв. м, инв. N 32-12341, лит. Б, номер объекта 50:21:10:01540:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702157 от 27.12.2004);
- - сооружение: пилорама тарного цеха 2, общей площадью 188,70 кв. м, инв. N 32-10734, лит. А, номер объекта 50:21:10:01893:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702158 от 27.12.2004);
- - сооружение: площадка, общей площадью 4.148,50 кв. м, инв. N 32-10734, лит. Б, номер объекта 50:21:10:01893:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702159 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - склад стройматериалов тарного цеха, общей площадью 822,60 кв. м, инв. N 12340, лит. А, номер объекта 50:21:10:01538:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702160 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 421,70 кв. м, инв. N 32-13374, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01894:002 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702161 от 27.12.2004):
- - нежилое здание - пилорама тарного цеха, общей площадью 485,70 кв. м, инв. N 12341, лит. А, номер объекта 50:21:10:01540:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702162 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 432,70 кв. м, инв. N 32-12341, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01540:003 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702163 от 27.12.2004);
- - сооружение: забор, общей площадью 527,60 кв. м, инв. N 32-10734, лит. 1, номер объекта 50:21:10:01893:003 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702164 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - тарный цех, общей площадью 625,70 кв. м, инв. N 12339, лит. А, номер объекта 50:21:10:01541:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702165 от 27.12.2004);
- - нежилое здание - административный бытовой корпус тарного цеха, общей площадью 486,60 кв. м, инв. N 12338, номер объекта 50:21:10:01539:001 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50АЖ N 702166 от 27.12.2004).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно представленным в материалы дела договорам купли-продажи недвижимого имущества N 1-12, N 2-12 и N 3-12 от 14.12.2004, вышеуказанные объекты недвижимого имущества в свою очередь ранее были приобретены ООО "Спектрум Строй" у Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз-племзавод им. М. Горького".
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что кооператив является собственником имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
На основании вышеуказанных норм права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО "СВС-Груп" приобрело объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246 не в порядке приватизации государственного (муниципального) имущества, а на основании приобретения указанного имущества непосредственно у его собственника по условиям договора купли-продажи, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для выкупа данного земельного участка по льготной цене, нельзя признать законным и обоснованным.
ООО "СВС-Груп" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:21:050402:246 и относится к лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ).
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:21:050402:246 общество обратилось после вынесения вступившего в силу судебного акта по делу N А41-4289/10 от 23.04.2010, а также повторно - 23.11.2011.
То есть на момент обращения ООО "СВС-Груп" с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также на момент вынесения Администрацией постановления от 12.12.2011 N 3025, цена на данный земельный участок устанавливалась в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Изложенная выше редакция пункта 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, согласно которому цена на земельный участок устанавливается в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, действовала до 01.01.2012.
Оспариваемый отказ в предоставлении ООО "СВС-Груп" спорного земельного участка в собственность по цене не превышающей 2,5% его кадастровой стоимости принято администрацией 17.01.2012.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в редакции от 02.12.2011, до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Следовательно, как на момент обращения с заявлением, так и на момент принятия администрацией решения об отказе предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка цена на данный земельный участок также устанавливалась в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При указанных обстоятельствах, администрация правомерно определила цену спорного земельного участка, исходя из десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ Администрация доказала обоснованность ее действий при принятии оспариваемого ненормативного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с одновременным принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 января 2013 года по делу N А41-12762/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)