Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года
Арбитражный суд Московской области в лице судьи Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Темишевым А.Х.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Спецсетьстрой" о признании незаконными действий ИФНС России г. Домодедово Московской области, выразившихся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей по состоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания, обязании налоговой инспекции устранить допущенное нарушение права налогоплательщика путем выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания пени в сумме 78?470,37 руб., штрафа в сумме 1?449?012,74 руб.
при участии в судебном заседании представителей заявителя, налоговой инспекции,
установил:
заявление с учетом принятого судом уточнения предмета спора предъявлено на основании норм налогового законодательства, в порядке норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель организации поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве на него.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с выданной налоговым органом справкой N 11281 от 05.12.2011 налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налоговых платежей.
- Так, на основании акта совместной сверки расчетов N 3875 по состоянию на 01.10.2011 у организации числится, в том числе, задолженность в суммах;
- - 638?002,30 руб. штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации;
- - 552?353,25 руб. штрафа по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты;
- - 3?710 руб. штрафа по налогу на имущество предприятий (в части сумм зачисляемых по расчетам за 2003 год);
- - 78?470,37 руб. пени, 218?120,30 руб. штрафа по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006);
- - 29?093,24 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет;
- - 4?050,96 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования;
- - 368,27 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- - 3?314,42 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания пени в сумме 78?470,37 руб. и штрафов в общей сложности в сумме 1?449?012,74 руб., однако данная информация не отражена в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, организация обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявление открытого акционерного общества "Спецсетьстрой" подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обосновывая отказ в исключении из лицевого счета налогоплательщика спорных сумм пеней и штрафов, налоговый орган в отзыве на заявление сослался на нормы ст. 59 НК РФ и изданного в развитие данных норм Приказа Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" по мотиву отсутствия у налогоплательщика соответствующего судебного акта об утрате возможности взыскания спорных сумм.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, неисполнение которого является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ.
Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Такое решение принимается в течение года по истечении установленного в требовании срока уплаты налога.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации регламентирована процедура принудительного взыскания задолженности, порядок и сроки реализации.
Анализ норм налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что пеня, как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следует его судьбе, то есть при наличии возможности - установленных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур и сроков - взыскания налога может быть взыскана и начисленная пеня за несвоевременную уплату такого налога.
Налоговый орган не представил доказательств возможности взыскания спорных сумм пеней и штрафов, то есть доказательств того, что с учетом установленных ст. ст. 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроков и процедур, возможность взыскания спорных сумм не утрачена.
Напротив, представленный в материалы дела акт совместной сверки расчетов N 276 от 01.04.2008 свидетельствует обратное, поскольку указанные суммы пеней и штрафов были начислены до 01.04.2008 года.
Таким образом, налоговым органом пропущены сроки принудительного взыскания и взыскания в судебном порядке спорной задолженности, то есть утрачена возможность их взыскания.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Материалами дела установлено, что в справке, действия налоговой инспекции по выдаче которой оспариваются обществом, содержатся сведения о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, но информация об этом не отражена.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Наличие утвержденной формы справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09.
Учитывая изложенное, действия налоговой инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В порядке устранения допущенного нарушения права, как это предусмотрено п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, суд полагает необходимым обязать налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов с информацией об утрате возможности взыскания задолженности в сумме 78?470,37 руб. пени, 1?449?012,74 руб. штрафа.
Суд также полагает необходимым разъяснить заявителю, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, настоящее решение при наличии в нем вывода об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности является судебным актом по смыслу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Данная задолженность может быть признана безнадежной к взысканию и списана в порядке, установленном Приказом Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393@, на основании решения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе, государственная пошлина, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, судебные расходы заявителя в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу общества.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201, 319 АПК РФ,
решил:
заявление ОАО "Спецсетьстрой" удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по г. Домодедово Московской области, выразившиеся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей по стоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Обязать ИФНС России по г. Домодедово Московской области устранить допущенное нарушение права налогоплательщика путем выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания пени в сумме 78?470,37 руб., штрафа в сумме 1?449?012,74 руб.
Взыскать с ИФНС России по г. Домодедово Московской области в пользу ОАО "Спецсетьстрой" судебные расходы в сумме 2?000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Судья
В.В.ВАЛЮШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.05.2012 ПО ДЕЛУ N А41-8459/12
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2012 г. по делу N А41-8459/12
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года
Арбитражный суд Московской области в лице судьи Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Темишевым А.Х.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Спецсетьстрой" о признании незаконными действий ИФНС России г. Домодедово Московской области, выразившихся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей по состоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания, обязании налоговой инспекции устранить допущенное нарушение права налогоплательщика путем выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания пени в сумме 78?470,37 руб., штрафа в сумме 1?449?012,74 руб.
при участии в судебном заседании представителей заявителя, налоговой инспекции,
установил:
заявление с учетом принятого судом уточнения предмета спора предъявлено на основании норм налогового законодательства, в порядке норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель организации поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве на него.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с выданной налоговым органом справкой N 11281 от 05.12.2011 налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налоговых платежей.
- Так, на основании акта совместной сверки расчетов N 3875 по состоянию на 01.10.2011 у организации числится, в том числе, задолженность в суммах;
- - 638?002,30 руб. штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации;
- - 552?353,25 руб. штрафа по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты;
- - 3?710 руб. штрафа по налогу на имущество предприятий (в части сумм зачисляемых по расчетам за 2003 год);
- - 78?470,37 руб. пени, 218?120,30 руб. штрафа по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006);
- - 29?093,24 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет;
- - 4?050,96 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования;
- - 368,27 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- - 3?314,42 руб. штрафа по ЕСН, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания пени в сумме 78?470,37 руб. и штрафов в общей сложности в сумме 1?449?012,74 руб., однако данная информация не отражена в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, организация обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявление открытого акционерного общества "Спецсетьстрой" подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обосновывая отказ в исключении из лицевого счета налогоплательщика спорных сумм пеней и штрафов, налоговый орган в отзыве на заявление сослался на нормы ст. 59 НК РФ и изданного в развитие данных норм Приказа Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" по мотиву отсутствия у налогоплательщика соответствующего судебного акта об утрате возможности взыскания спорных сумм.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, неисполнение которого является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ.
Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Такое решение принимается в течение года по истечении установленного в требовании срока уплаты налога.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации регламентирована процедура принудительного взыскания задолженности, порядок и сроки реализации.
Анализ норм налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что пеня, как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следует его судьбе, то есть при наличии возможности - установленных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур и сроков - взыскания налога может быть взыскана и начисленная пеня за несвоевременную уплату такого налога.
Налоговый орган не представил доказательств возможности взыскания спорных сумм пеней и штрафов, то есть доказательств того, что с учетом установленных ст. ст. 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроков и процедур, возможность взыскания спорных сумм не утрачена.
Напротив, представленный в материалы дела акт совместной сверки расчетов N 276 от 01.04.2008 свидетельствует обратное, поскольку указанные суммы пеней и штрафов были начислены до 01.04.2008 года.
Таким образом, налоговым органом пропущены сроки принудительного взыскания и взыскания в судебном порядке спорной задолженности, то есть утрачена возможность их взыскания.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Материалами дела установлено, что в справке, действия налоговой инспекции по выдаче которой оспариваются обществом, содержатся сведения о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, но информация об этом не отражена.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Наличие утвержденной формы справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09.
Учитывая изложенное, действия налоговой инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В порядке устранения допущенного нарушения права, как это предусмотрено п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, суд полагает необходимым обязать налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов с информацией об утрате возможности взыскания задолженности в сумме 78?470,37 руб. пени, 1?449?012,74 руб. штрафа.
Суд также полагает необходимым разъяснить заявителю, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, настоящее решение при наличии в нем вывода об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности является судебным актом по смыслу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Данная задолженность может быть признана безнадежной к взысканию и списана в порядке, установленном Приказом Федеральной налоговой службы N ЯК-7-8/393@, на основании решения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе, государственная пошлина, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, судебные расходы заявителя в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу общества.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201, 319 АПК РФ,
решил:
заявление ОАО "Спецсетьстрой" удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по г. Домодедово Московской области, выразившиеся в выдаче справки N 11281 от 05.12.2011 о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей по стоянию на 29.11.2011 без указания на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
Обязать ИФНС России по г. Домодедово Московской области устранить допущенное нарушение права налогоплательщика путем выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания пени в сумме 78?470,37 руб., штрафа в сумме 1?449?012,74 руб.
Взыскать с ИФНС России по г. Домодедово Московской области в пользу ОАО "Спецсетьстрой" судебные расходы в сумме 2?000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Судья
В.В.ВАЛЮШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)