Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Григорьевой И.Ю., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
на решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г. по делу N А78-4316/2006-С2-28/195, по заявлению ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу об оспаривании решения N 12-29/44 от 28.03.2006 г., принятого судьей А.Б. Литвинцевым
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черняев В.Н. (доверенность от 26.12.2006 г. N 532),
Зубков А.Г. (доверенность от 15.001.2007 г. N 14),
Шаповалов А.П. (доверенность от 26.12.2006 г. N 530)
от ответчика: Будаева Л.М. (доверенность от 12.01.2007 г. N 04-02/),
Окладникова Л.П. (доверенность от 12.01.2007 г.N 04-02/)
установил:
ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу N 12-29/44 от 28 марта 2006 г.
Решением суда от 27 ноября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что фактический объем реализованной электроэнергии и фактическая ее стоимость должны быть выведены и установлены не на основании счетов-извещений и счетов-фактур, выставляемых покупателям электроэнергии, а на основании актов первичного учета, составленных по показаниям приборов коммерческого учета. Следовательно, при расчете выручки от реализации в целях налогового учета общество необоснованно исключило из состава доходов от реализации электроэнергии сумму небаланса ФОРЭМ в размере 68 252 101 руб.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании решения налогового органа недействительным. Полагают, что стоимость реализованной электроэнергии должна определяться на основании счета-извещения оператора ФОРЭМ, а не по показаниям коммерческого учета. В связи с не установлением лица, которому передана электроэнергия, что подтверждается счетами-извещениями (строка нед. по тар. бал.), у общества отсутствовали правовые основания включения стоимости выработанной и не реализованной электроэнергии в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2004 г. Позиция налогоплательщика подтверждается Разъяснениями Минфина от 10.11.2006 г. N 03-03-04/1/748.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, пояснил, что суд не выяснил правовую природу договорных отношений по поставке и покупке электроэнергии на ФОРЭМ. Реализацией электроэнергии на ФОРЭМ в смысле налогового законодательства является переход права собственности на электроэнергию от продавца к покупателю, при участии Оператора ФОРЭМ (счет-извещение) в момент выставления счета-фактуры. Фактически стоимость реализованной электроэнергии устанавливается на основании счетов-фактур и счетов-извещений. При этом стоимость электроэнергии по строке "нед. по бал. и тар. ФЭК" не распределена для оплаты конкретному покупателю и не может входить в стоимость фактически реализованной электроэнергии. Никаких поступлений (дохода) по данной строке общество в 2004 году не получило. Просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменному отзыву, указав, что механизм устранения небаланса предусмотрен Постановлением ФЭК от 21.01.2000 г. N 4/6 и данный механизм никоим образом не влияет на определение выручки от реализации для целей налогообложения. Общество определят выручку по методу начисления, следовательно, фактическая стоимость отгруженной электроэнергии должна определяться с учетом установленного тарифа и данных приборов коммерческого учета. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОАО "Харанорская ГРЭС" 28.12.2005 г. в МРИ ФНС N 9 по Читинской области и АБАО представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 г., согласно которой из состава доходов от реализации электрической энергии через федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) в целях налогообложения исключил стоимостной небаланс ФОРЭМ в размере 68 252 101 руб., в связи с чем был уменьшен и исчисленный налог на прибыль за 2004 г. на сумму 16 380 504 руб.
Решением налогового органа N 12-29/44 от 28.03.2006 г., принятого по результатам камеральной налоговой проверки, налогоплательщику отказано в уменьшении обязательства по платежам в бюджет по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., налог на прибыль в размере 16 380 504 руб., излишне уменьшенный по уточненной декларации, восстановлен.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГК-3), являющееся правопреемником ОАО "Харанорская ГРЭС", обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
В проверяемом периоде ОАО "Харанорская ГРЭС" вырабатывало электроэнергию и поставляло ее на оптовый рынок. Учет количества отпущенной электроэнергии осуществлялся станцией самостоятельно согласно показаниям счетчиков.
Учет количества потребленной электроэнергии осуществлялся потребителями.
Данные сведения поступали в ЗАО ЦДР ФОРЭМ.
Порядок организации оптового рынка электроэнергии определен Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", которым утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)".
Согласно п. 8 Основных принципов функционирования и развития ФОРЭМ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 "О федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности)", поставка электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" или уполномоченной им организацией.
В соответствии с положениями Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, действовавшим в рассматриваемый период, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, в регулируемом секторе купля-продажа электрической энергии (мощности), в том числе для последующей поставки на экспорт, осуществляется по регулируемым тарифам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам на расчетный период регулирования исходя из равенства сумм стоимости покупаемой и стоимости поставляемой на оптовый рынок электрической энергии, а также исходя из объемов поставки и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке (без учета сектора отклонений), утверждаемых Комиссией в сводном балансе.
В случае, если по итогам отчетного периода регулирования выявляется несоответствие стоимости фактически поставленной и стоимости оплаченной электрической энергии, Федеральная служба по тарифам в очередном периоде регулирования принимает меры к его устранению (п. п. 38, 48 Основ).
Пунктом 7 Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденной постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, установлено, что в случае невозможности обеспечения в текущем периоде регулирования бездефицитности стоимостного баланса оптового рынка ФЭК России принимает решение о порядке учета этого дефицита средств при регулировании тарифов в будущие периоды.
Тарифное регулирование по поставке электроэнергии в рассматриваемом периоде осуществлялось в соответствии нормами Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными актами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Финансовые расчеты на общероссийском оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании заключенных договоров, исходя из устанавливаемых тарифов на электрическую энергию (мощность) и размеров абонентной платы за оказываемые услуги.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям общества с поставщиками электроэнергии следует применять Федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электроэнергию", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности)", от 24.10.2003 N 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Постановления Федеральной энергетической комиссии России от 25.12.2002 N 98-Э/2 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)", от 25.12.2002 N 98-э/3 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)".
В соответствии с указанными законодательными актами взаиморасчеты участников в регулируемом секторе ФОРЭМ производятся на основании счетов-извещений и счетов-требований, содержащих стоимостное распределение поставленных объемов электроэнергии, составляемых по первичным документам Центром договоров. Такой порядок организации расчетов обусловлен отсутствием прямых линий электропередач и невозможностью определить энергия какого производителя при ее отпуске поставляется конкретному потребителю.
В целях организации работы на оптовом рынке между ОАО "Харанорская ГРЭС", потребителями и ЗАО ЦДР ФОРЭМ был заключен трехсторонний договор.
Согласно данному договору оператор на основании поступивших сведений выставляет счета-требования к потребителям и счета-извещения поставщикам.
Поставщик на основании счета-извещения выставляет потребителю счета-фактуры.
Потребитель согласно счету-фактуре оплачивает полученную электроэнергию на расчетный счет поставщика.
В счетах-извещениях, направленных поставщику, оператор ФОРЭМ указывает стоимость поставки в рублях, которая расшифровывается в таблице "распределение платежей регулируемого сектора и сектора отклонений", где указываются суммы, подлежащие оплате прикрепленными плательщиками (потребителями), например Омскэнерго, Томскэнерго и др., а также отдельно выделена строка "нед. по бал. и тар.ФЭК -всего".
В данной строке отражается разница (стоимостной небаланс) между количеством электроэнергии, подлежащей оплате, и поставленной электроэнергии, которая образуется в связи с государственным регулированием тарифов, как на отпускаемую электроэнергию, так и для отдельных потребителей, которые оплачивают электроэнергию по меньшим тарифам, чем отпускается электроэнергия. Во вторых - часть поставленной электроэнергии на оптовый рынок между потребителями не распределяется и остается не оплаченной.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 249 Налогового Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В статье 271 Налогового Кодекса установлено, что доходы при использовании метода начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Приказом N 526 от 30.12.2003 г. "Об учетной политике ОАО "Харанорская ГРЭС" на 2004 г." установлено, что для целей налогового учета в обществе используется метод начисления.
При таких обстоятельствах общество должно было учитывать доходы от реализации электроэнергии в том отчетном (налоговом) периоде, в котором она произведена и отгружена (вне зависимости от фактической оплаты потребителями), по тарифам, действующим в этом отчетном (налоговом) периоде, т.е. по фактической стоимости реализованной электроэнергии, рассчитанной из количества отпущенной в сеть электроэнергии по показаниям приборов коммерческого учета и установленным для станции тарифом.
Этот показатель отражается в строке "стоимость поставки" счета-извещения.
Таким образом, заявитель правомерно при подаче первоначальной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г. в доходы включил именно эту сумму, исходя из цифры, отраженной в строке "стоимость поставки" счета-извещения.
Оснований для исключения из доходов стоимостного небаланса, также указанного в счете-извещении, суд не находит и по иным основаниям.
В силу вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ бремя доказывания подтверждения размера и обоснованности доходов лежит на налогоплательщике.
Ни на момент проведения проверки, ни в судебное заседание не были представлены документы и иные доказательства, подтверждающие, что разница в 68 252 101 руб. образовалась в связи с государственным регулированием тарифов, вследствие оплаты отдельными потребителями электроэнергии по меньшим тарифам, чем она отпускается. В частности, не были указаны конкретные потребители, какие тарифы для них были установлены нормативными правовыми актами и ненормативными правовыми актами. Не представлен расчет образования указанной разницы. Также не представлены доказательства, что электроэнергия в данном объеме не была распределена между потребителями. Какая часть указанного объема электроэнергии может быть отнесена на потери при передаче ее потребителям.
В типовых договорах, заключаемым между поставщиками, потребителями и оператором ФОРЭМ, указано, что оператор обязан нести ответственность за неоплаченную электроэнергию.
Таким образом, суд не принимает доводы апелляционной инстанции, что стоимость электроэнергии по строке "нед. по бал. и тар. ФЭК" не распределена для оплаты конкретному покупателю, следовательно, и не может входить в стоимость фактически реализованной электроэнергии, а также, что никаких поступлений (дохода) по данной строке общество в 2004 году не получило, а отсутствие дохода приводит к отсутствию прибыли по сумме небаланса.
Ссылка на письмо Минфина РФ от 10.11.2006 г. N 03-03-04/1/748 также не состоятельна.
В нем указано, что выручка от продажи электроэнергии организациями-поставщиками на ФОРЭМ должна признаваться для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателям электроэнергии с ФОРЭМ и исчисленной в соответствии с условиями заключенных договоров установленных предельных тарифов (цен). При этом возврат налога из бюджетов за прошлые налоговые периоды не производится.
В строке "нед. по бал. и тар. ФЭК -всего" счета-извещения отражается разница между количеством электроэнергии, подлежащей оплате, и поставленной электроэнергии, образовавшаяся не только в связи с государственным регулированием тарифов, но и из-за того, что часть поставленной электроэнергии на оптовый рынок между потребителями не распределяется, теряется при передаче, и остается не оплаченной.
Как было указано выше, суд предлагал заявителю представить расчеты стоимостного небаланса, образовавшегося в связи с государственным регулированием тарифов, вследствие оплаты отдельными потребителями электроэнергии по меньшим тарифам, чем она отпускается, с указанием конкретных потребителей, установленных для них тарифов, количества отпущенной им электроэнергии и т.п., с целью проверки правильности определения стоимостного небаланса, отраженного в счетах-извещениях.
Таких расчетов и соответствующих доказательств представлено не было.
Без такого расчета суд не может принять эти данные и, основываясь на них, принять решение.
В судебном заседании стороны подтвердили, что сумма налога на прибыль, отраженная в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., была полностью уплачена.
Принятие уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., согласно которой уменьшен исчисленный налог на прибыль за 2004 г. на сумму 16 380 504 руб., приведет к обязанности налогового органа возвратить (зачесть) указанную сумму, что, как указано в названном письме Минфина РФ, не допускается (при этом возврат налога из бюджетов за прошлые налоговые периоды не производится).
В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы не принимаются.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1.Оставить решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г., принятого по делу N А78-4316/2006-С2-28/195, без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2007 N 04АП-9/2007 ПО ДЕЛУ N А78-4316/2006-С2-28/195
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2007 г. N 04АП-9/2007
Дело N А78-4316/2006-С2-28/195
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Григорьевой И.Ю., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
на решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г. по делу N А78-4316/2006-С2-28/195, по заявлению ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу об оспаривании решения N 12-29/44 от 28.03.2006 г., принятого судьей А.Б. Литвинцевым
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черняев В.Н. (доверенность от 26.12.2006 г. N 532),
Зубков А.Г. (доверенность от 15.001.2007 г. N 14),
Шаповалов А.П. (доверенность от 26.12.2006 г. N 530)
от ответчика: Будаева Л.М. (доверенность от 12.01.2007 г. N 04-02/),
Окладникова Л.П. (доверенность от 12.01.2007 г.N 04-02/)
установил:
ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу N 12-29/44 от 28 марта 2006 г.
Решением суда от 27 ноября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что фактический объем реализованной электроэнергии и фактическая ее стоимость должны быть выведены и установлены не на основании счетов-извещений и счетов-фактур, выставляемых покупателям электроэнергии, а на основании актов первичного учета, составленных по показаниям приборов коммерческого учета. Следовательно, при расчете выручки от реализации в целях налогового учета общество необоснованно исключило из состава доходов от реализации электроэнергии сумму небаланса ФОРЭМ в размере 68 252 101 руб.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании решения налогового органа недействительным. Полагают, что стоимость реализованной электроэнергии должна определяться на основании счета-извещения оператора ФОРЭМ, а не по показаниям коммерческого учета. В связи с не установлением лица, которому передана электроэнергия, что подтверждается счетами-извещениями (строка нед. по тар. бал.), у общества отсутствовали правовые основания включения стоимости выработанной и не реализованной электроэнергии в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2004 г. Позиция налогоплательщика подтверждается Разъяснениями Минфина от 10.11.2006 г. N 03-03-04/1/748.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, пояснил, что суд не выяснил правовую природу договорных отношений по поставке и покупке электроэнергии на ФОРЭМ. Реализацией электроэнергии на ФОРЭМ в смысле налогового законодательства является переход права собственности на электроэнергию от продавца к покупателю, при участии Оператора ФОРЭМ (счет-извещение) в момент выставления счета-фактуры. Фактически стоимость реализованной электроэнергии устанавливается на основании счетов-фактур и счетов-извещений. При этом стоимость электроэнергии по строке "нед. по бал. и тар. ФЭК" не распределена для оплаты конкретному покупателю и не может входить в стоимость фактически реализованной электроэнергии. Никаких поступлений (дохода) по данной строке общество в 2004 году не получило. Просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменному отзыву, указав, что механизм устранения небаланса предусмотрен Постановлением ФЭК от 21.01.2000 г. N 4/6 и данный механизм никоим образом не влияет на определение выручки от реализации для целей налогообложения. Общество определят выручку по методу начисления, следовательно, фактическая стоимость отгруженной электроэнергии должна определяться с учетом установленного тарифа и данных приборов коммерческого учета. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОАО "Харанорская ГРЭС" 28.12.2005 г. в МРИ ФНС N 9 по Читинской области и АБАО представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 г., согласно которой из состава доходов от реализации электрической энергии через федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) в целях налогообложения исключил стоимостной небаланс ФОРЭМ в размере 68 252 101 руб., в связи с чем был уменьшен и исчисленный налог на прибыль за 2004 г. на сумму 16 380 504 руб.
Решением налогового органа N 12-29/44 от 28.03.2006 г., принятого по результатам камеральной налоговой проверки, налогоплательщику отказано в уменьшении обязательства по платежам в бюджет по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., налог на прибыль в размере 16 380 504 руб., излишне уменьшенный по уточненной декларации, восстановлен.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГК-3), являющееся правопреемником ОАО "Харанорская ГРЭС", обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
В проверяемом периоде ОАО "Харанорская ГРЭС" вырабатывало электроэнергию и поставляло ее на оптовый рынок. Учет количества отпущенной электроэнергии осуществлялся станцией самостоятельно согласно показаниям счетчиков.
Учет количества потребленной электроэнергии осуществлялся потребителями.
Данные сведения поступали в ЗАО ЦДР ФОРЭМ.
Порядок организации оптового рынка электроэнергии определен Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", которым утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)".
Согласно п. 8 Основных принципов функционирования и развития ФОРЭМ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 "О федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности)", поставка электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" или уполномоченной им организацией.
В соответствии с положениями Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, действовавшим в рассматриваемый период, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, в регулируемом секторе купля-продажа электрической энергии (мощности), в том числе для последующей поставки на экспорт, осуществляется по регулируемым тарифам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам на расчетный период регулирования исходя из равенства сумм стоимости покупаемой и стоимости поставляемой на оптовый рынок электрической энергии, а также исходя из объемов поставки и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке (без учета сектора отклонений), утверждаемых Комиссией в сводном балансе.
В случае, если по итогам отчетного периода регулирования выявляется несоответствие стоимости фактически поставленной и стоимости оплаченной электрической энергии, Федеральная служба по тарифам в очередном периоде регулирования принимает меры к его устранению (п. п. 38, 48 Основ).
Пунктом 7 Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденной постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, установлено, что в случае невозможности обеспечения в текущем периоде регулирования бездефицитности стоимостного баланса оптового рынка ФЭК России принимает решение о порядке учета этого дефицита средств при регулировании тарифов в будущие периоды.
Тарифное регулирование по поставке электроэнергии в рассматриваемом периоде осуществлялось в соответствии нормами Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными актами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Финансовые расчеты на общероссийском оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании заключенных договоров, исходя из устанавливаемых тарифов на электрическую энергию (мощность) и размеров абонентной платы за оказываемые услуги.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям общества с поставщиками электроэнергии следует применять Федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электроэнергию", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности)", от 24.10.2003 N 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Постановления Федеральной энергетической комиссии России от 25.12.2002 N 98-Э/2 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)", от 25.12.2002 N 98-э/3 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)".
В соответствии с указанными законодательными актами взаиморасчеты участников в регулируемом секторе ФОРЭМ производятся на основании счетов-извещений и счетов-требований, содержащих стоимостное распределение поставленных объемов электроэнергии, составляемых по первичным документам Центром договоров. Такой порядок организации расчетов обусловлен отсутствием прямых линий электропередач и невозможностью определить энергия какого производителя при ее отпуске поставляется конкретному потребителю.
В целях организации работы на оптовом рынке между ОАО "Харанорская ГРЭС", потребителями и ЗАО ЦДР ФОРЭМ был заключен трехсторонний договор.
Согласно данному договору оператор на основании поступивших сведений выставляет счета-требования к потребителям и счета-извещения поставщикам.
Поставщик на основании счета-извещения выставляет потребителю счета-фактуры.
Потребитель согласно счету-фактуре оплачивает полученную электроэнергию на расчетный счет поставщика.
В счетах-извещениях, направленных поставщику, оператор ФОРЭМ указывает стоимость поставки в рублях, которая расшифровывается в таблице "распределение платежей регулируемого сектора и сектора отклонений", где указываются суммы, подлежащие оплате прикрепленными плательщиками (потребителями), например Омскэнерго, Томскэнерго и др., а также отдельно выделена строка "нед. по бал. и тар.ФЭК -всего".
В данной строке отражается разница (стоимостной небаланс) между количеством электроэнергии, подлежащей оплате, и поставленной электроэнергии, которая образуется в связи с государственным регулированием тарифов, как на отпускаемую электроэнергию, так и для отдельных потребителей, которые оплачивают электроэнергию по меньшим тарифам, чем отпускается электроэнергия. Во вторых - часть поставленной электроэнергии на оптовый рынок между потребителями не распределяется и остается не оплаченной.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 249 Налогового Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В статье 271 Налогового Кодекса установлено, что доходы при использовании метода начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Приказом N 526 от 30.12.2003 г. "Об учетной политике ОАО "Харанорская ГРЭС" на 2004 г." установлено, что для целей налогового учета в обществе используется метод начисления.
При таких обстоятельствах общество должно было учитывать доходы от реализации электроэнергии в том отчетном (налоговом) периоде, в котором она произведена и отгружена (вне зависимости от фактической оплаты потребителями), по тарифам, действующим в этом отчетном (налоговом) периоде, т.е. по фактической стоимости реализованной электроэнергии, рассчитанной из количества отпущенной в сеть электроэнергии по показаниям приборов коммерческого учета и установленным для станции тарифом.
Этот показатель отражается в строке "стоимость поставки" счета-извещения.
Таким образом, заявитель правомерно при подаче первоначальной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г. в доходы включил именно эту сумму, исходя из цифры, отраженной в строке "стоимость поставки" счета-извещения.
Оснований для исключения из доходов стоимостного небаланса, также указанного в счете-извещении, суд не находит и по иным основаниям.
В силу вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ бремя доказывания подтверждения размера и обоснованности доходов лежит на налогоплательщике.
Ни на момент проведения проверки, ни в судебное заседание не были представлены документы и иные доказательства, подтверждающие, что разница в 68 252 101 руб. образовалась в связи с государственным регулированием тарифов, вследствие оплаты отдельными потребителями электроэнергии по меньшим тарифам, чем она отпускается. В частности, не были указаны конкретные потребители, какие тарифы для них были установлены нормативными правовыми актами и ненормативными правовыми актами. Не представлен расчет образования указанной разницы. Также не представлены доказательства, что электроэнергия в данном объеме не была распределена между потребителями. Какая часть указанного объема электроэнергии может быть отнесена на потери при передаче ее потребителям.
В типовых договорах, заключаемым между поставщиками, потребителями и оператором ФОРЭМ, указано, что оператор обязан нести ответственность за неоплаченную электроэнергию.
Таким образом, суд не принимает доводы апелляционной инстанции, что стоимость электроэнергии по строке "нед. по бал. и тар. ФЭК" не распределена для оплаты конкретному покупателю, следовательно, и не может входить в стоимость фактически реализованной электроэнергии, а также, что никаких поступлений (дохода) по данной строке общество в 2004 году не получило, а отсутствие дохода приводит к отсутствию прибыли по сумме небаланса.
Ссылка на письмо Минфина РФ от 10.11.2006 г. N 03-03-04/1/748 также не состоятельна.
В нем указано, что выручка от продажи электроэнергии организациями-поставщиками на ФОРЭМ должна признаваться для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателям электроэнергии с ФОРЭМ и исчисленной в соответствии с условиями заключенных договоров установленных предельных тарифов (цен). При этом возврат налога из бюджетов за прошлые налоговые периоды не производится.
В строке "нед. по бал. и тар. ФЭК -всего" счета-извещения отражается разница между количеством электроэнергии, подлежащей оплате, и поставленной электроэнергии, образовавшаяся не только в связи с государственным регулированием тарифов, но и из-за того, что часть поставленной электроэнергии на оптовый рынок между потребителями не распределяется, теряется при передаче, и остается не оплаченной.
Как было указано выше, суд предлагал заявителю представить расчеты стоимостного небаланса, образовавшегося в связи с государственным регулированием тарифов, вследствие оплаты отдельными потребителями электроэнергии по меньшим тарифам, чем она отпускается, с указанием конкретных потребителей, установленных для них тарифов, количества отпущенной им электроэнергии и т.п., с целью проверки правильности определения стоимостного небаланса, отраженного в счетах-извещениях.
Таких расчетов и соответствующих доказательств представлено не было.
Без такого расчета суд не может принять эти данные и, основываясь на них, принять решение.
В судебном заседании стороны подтвердили, что сумма налога на прибыль, отраженная в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., была полностью уплачена.
Принятие уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 г., согласно которой уменьшен исчисленный налог на прибыль за 2004 г. на сумму 16 380 504 руб., приведет к обязанности налогового органа возвратить (зачесть) указанную сумму, что, как указано в названном письме Минфина РФ, не допускается (при этом возврат налога из бюджетов за прошлые налоговые периоды не производится).
В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы не принимаются.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1.Оставить решение Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2006 г., принятого по делу N А78-4316/2006-С2-28/195, без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)