Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
15АП-423/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей О.Г. Авдониной, В.В. Галова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.,
при участии:
- от истца: представитель Костюченко В.Л. (доверенность от 13.12.12 N 2413, паспорт);
- от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
Правительства Ростовской области: Вдовенко П.А. (доверенность от 21.03.2012,
- N 3/369, удостоверение N 614);
- от администрации г. Ростова-на-Дону, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: не явились извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012
по иску открытого акционерного общества "10-ГПЗ"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
при участии третьих лиц Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,
установил:
открытое акционерное общество "10-ГПЗ" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 201 559 кв. м с кадастровым номером 61:44:0073307:55, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55. Кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость. Указанное несоответствие кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка нарушает права истца, так как последний вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере. Истец полагает, что в силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм, регламентирующих осуществление кадастровой оценки земель, он праве требовать определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания ее рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Ростова-на-Дону, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Решением от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012 Арбитражный суд Ростовской области отклонил ходатайство о назначении экспертизы. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 201 559 кв. м с кадастровым номером 61:44:0073307:55, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1, в размере равном его рыночной стоимости - 343 900 000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2007 на основании отчета об оценке от 11.09.2012 N 037/1, выполненного Торгово-промышленной платой Ростовской области.
Не согласившись с указанным решением, администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) и Правительство Ростовской области обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба администрации мотивирована тем, что суд применил не подлежащую применения статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как принятую позднее проведенной в 2007-2009 годах оценки кадастровой стоимости земельных участков. Суд неверно установил кадастровую стоимость на 01.01.2007 и не исследовал вопрос о кадастровой стоимости земельного участка на момент вынесения судебного решения.
Кроме того администрация указала, что требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, обусловлены обязательствами истца вносить периодические налоговые платежи, расчет размера которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости. Земельный налог относится к местным налогам и, полностью поступая в бюджеты муниципальных образований, служит средством пополнения местных бюджетов. Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета отнесено к вопросам местного значения городского округа. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Согласно Уставу города Ростова-на-Дону, принятому решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211. Администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра, как главы Администрации города, в том числе, в сфере планирования, бюджета, финансов и учета и наделена полномочиями по разработке и представлению Мэру для внесения на утверждение городской Думы проектов бюджета и организацией его исполнения (ст. 46). Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, будет признаваться равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога будет подлежать перерасчету. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога будет осуществляться за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса), (письмо Министерства Финансов от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89). Таким образом, проведение оценки рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведений в ГКН (т.е. на 01.01.2007) и указание на данное обстоятельством в мотивировочной и резолютивной частях решения суда, влияет на обязанность органов местного самоуправления обеспечивать при формировании, утверждении, исполнении бюджета городского округа сбалансированность местного бюджета, обеспечивать исполнение местного бюджета и долговых обязательств муниципального образования.
Правительство Ростовской области в апелляционной жалобе указало, что оспариваемое решение вынесено с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку исследование отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 11.09.2012 N 037/1 и экспертного заключения от 12.09.2012, полученных до обращения в суд, как единственных доказательств рыночной стоимости земельного участка, является недостаточным и не может быть положено в основу принятого по делу судебного акта. Правительство Ростовской области указывает, что заявленная истцом кадастровая стоимость земельного участка ниже действующей кадастровой стоимости в четыре раза. Обращает внимание на неверно подобранные при оценке аналоги объекта оценки, а также на тот факт, что лицо, проводившее экспертизу, не предупреждено об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правительство Ростовской области полагает, что решение суда по настоящему делу нарушает интересы муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" поскольку земельный налог, определяемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, подлежит уплате в местный бюджет.
В отзывах на апелляционные жалобы истец просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывает, что единственно правильной датой, на которую необходимо определить рыночную стоимость земельного участка, является 12.01.2007, то есть дата проведения кадастровой оценки земельного участка. По мнению истца, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1 составлен с соблюдением требований действующего законодательства, корректность методов и правильность исследования подтверждена экспертным заключением НП "Межрегиональный союз оценщиков". По мнению истца, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, должно быть в рамках подачи самостоятельного иска, однако такого требования третьим лицом до настоящего времени не заявлено.
Ответчик, администрация г. Ростова-на-Дону и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Правительство Ростовской области в судебном заседании настаивало на отмене решения и удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец в судебном заседании просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 201559 кв. м, кадастровый номер 61:44:0073307:55, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2009 серии 61 АД N 489567.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 13.03.2009 составляет 1 382 892 267, 82 рублей.
Истец полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 11.09.2012 N 037/1, составленному Торгово-промышленной палатой Ростовской области, рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 составила 343 900 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1, составленный Торгово-промышленной палатой Ростовской области, в порядке статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", был представлен на экспертизу Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является Торгово-промышленная палата Ростовской области. Экспертами саморегулируемой организации была проведена проверка соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).
Согласно экспертному заключению от 12.09.2012 N 353/09-12 отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Доводы Правительства Ростовской области о том, что определенная в отчете об оценке от 11.09.2012 N 037/1 рыночная стоимость спорного земельного участка занижена, не подтверждены надлежащими доказательствами.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55 его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Доводы Правительства Ростовской области о недостаточности и нецелесообразности установления рыночной стоимости земельного участка только на основании отчета об оценке от дела отчету об оценке от 11.09.2012 N 037/1 и экспертного заключения от 12.09.2012 N 353/09-12 подлежат отклонению.
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное. Оспаривание отчета об оценке осуществляется в судебном порядке, с учетом разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на стороны.
Правительство Ростовской области и администрация г. Ростова-на-Дону, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом статей 8, 9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, риск непредставления доказательств, обосновывающих возражения Правительства Ростовской области на исковые требования, лежит на третьем лице, заявившем о таких возражениях.
Представленные обществом отчет от 11.09.2012 N 037/1 и экспертное заключение от 12.09.2012 N 353/09-12 лица, участвующие в деле, не оспорили. Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете от 11.09.2012 N 037/1 и экспертном заключении от 12.09.2012 N 353/09-12, не представили.
Правительство Ростовской области, заявив в суде первой инстанции, ходатайство о назначении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, не выполнило требования определения суда первой инстанции от 21.11.2012. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы. В апелляционной жалобе Правительством Ростовской области не заявлено каких-либо возражений относительно отказа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, аналогичное ходатайство в суде апелляционной инстанции Правительством Ростовской области заявлено не было.
Довод Правительства Ростовской области о том, что лицо, проводившее представленную истцом экспертизу, не предупреждено об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, не порочит результаты оценки, поскольку данное исследование не является судебной экспертизой, при назначении которой в соответствии с частью 4 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Лишь в заключении, составленном по результатам судебной экспертизы, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должны содержаться записи о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 65, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1, с учетом положительного экспертного заключения от 12.09.2012 N 353/09-12 является допустимым, достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55, в размере 343 900 000 рублей.
Ссылки Правительства Ростовской области на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Указание администрации на то, что корректировка кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2007 повлечет необходимость возврата излишне уплаченного земельного налога, подлежит отклонению, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, доводы апелляционных жалоб основаны на неверном понимании норм материального права заявителями, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
В.В.ГАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 N 15АП-420/2013 ПО ДЕЛУ N А53-29340/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. N 15АП-420/2013
Дело N А53-29340/2012
15АП-423/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей О.Г. Авдониной, В.В. Галова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.,
при участии:
- от истца: представитель Костюченко В.Л. (доверенность от 13.12.12 N 2413, паспорт);
- от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
Правительства Ростовской области: Вдовенко П.А. (доверенность от 21.03.2012,
- N 3/369, удостоверение N 614);
- от администрации г. Ростова-на-Дону, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: не явились извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012
по иску открытого акционерного общества "10-ГПЗ"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
при участии третьих лиц Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.,
установил:
открытое акционерное общество "10-ГПЗ" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 201 559 кв. м с кадастровым номером 61:44:0073307:55, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55. Кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость. Указанное несоответствие кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка нарушает права истца, так как последний вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере. Истец полагает, что в силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм, регламентирующих осуществление кадастровой оценки земель, он праве требовать определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания ее рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Ростова-на-Дону, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Решением от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012 Арбитражный суд Ростовской области отклонил ходатайство о назначении экспертизы. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 201 559 кв. м с кадастровым номером 61:44:0073307:55, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1, в размере равном его рыночной стоимости - 343 900 000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2007 на основании отчета об оценке от 11.09.2012 N 037/1, выполненного Торгово-промышленной платой Ростовской области.
Не согласившись с указанным решением, администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) и Правительство Ростовской области обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба администрации мотивирована тем, что суд применил не подлежащую применения статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как принятую позднее проведенной в 2007-2009 годах оценки кадастровой стоимости земельных участков. Суд неверно установил кадастровую стоимость на 01.01.2007 и не исследовал вопрос о кадастровой стоимости земельного участка на момент вынесения судебного решения.
Кроме того администрация указала, что требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, обусловлены обязательствами истца вносить периодические налоговые платежи, расчет размера которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости. Земельный налог относится к местным налогам и, полностью поступая в бюджеты муниципальных образований, служит средством пополнения местных бюджетов. Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета отнесено к вопросам местного значения городского округа. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Согласно Уставу города Ростова-на-Дону, принятому решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211. Администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра, как главы Администрации города, в том числе, в сфере планирования, бюджета, финансов и учета и наделена полномочиями по разработке и представлению Мэру для внесения на утверждение городской Думы проектов бюджета и организацией его исполнения (ст. 46). Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, будет признаваться равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога будет подлежать перерасчету. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога будет осуществляться за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса), (письмо Министерства Финансов от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89). Таким образом, проведение оценки рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведений в ГКН (т.е. на 01.01.2007) и указание на данное обстоятельством в мотивировочной и резолютивной частях решения суда, влияет на обязанность органов местного самоуправления обеспечивать при формировании, утверждении, исполнении бюджета городского округа сбалансированность местного бюджета, обеспечивать исполнение местного бюджета и долговых обязательств муниципального образования.
Правительство Ростовской области в апелляционной жалобе указало, что оспариваемое решение вынесено с неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку исследование отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 11.09.2012 N 037/1 и экспертного заключения от 12.09.2012, полученных до обращения в суд, как единственных доказательств рыночной стоимости земельного участка, является недостаточным и не может быть положено в основу принятого по делу судебного акта. Правительство Ростовской области указывает, что заявленная истцом кадастровая стоимость земельного участка ниже действующей кадастровой стоимости в четыре раза. Обращает внимание на неверно подобранные при оценке аналоги объекта оценки, а также на тот факт, что лицо, проводившее экспертизу, не предупреждено об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правительство Ростовской области полагает, что решение суда по настоящему делу нарушает интересы муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" поскольку земельный налог, определяемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, подлежит уплате в местный бюджет.
В отзывах на апелляционные жалобы истец просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывает, что единственно правильной датой, на которую необходимо определить рыночную стоимость земельного участка, является 12.01.2007, то есть дата проведения кадастровой оценки земельного участка. По мнению истца, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1 составлен с соблюдением требований действующего законодательства, корректность методов и правильность исследования подтверждена экспертным заключением НП "Межрегиональный союз оценщиков". По мнению истца, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, должно быть в рамках подачи самостоятельного иска, однако такого требования третьим лицом до настоящего времени не заявлено.
Ответчик, администрация г. Ростова-на-Дону и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Правительство Ростовской области в судебном заседании настаивало на отмене решения и удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец в судебном заседании просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 201559 кв. м, кадастровый номер 61:44:0073307:55, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 1, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2009 серии 61 АД N 489567.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 13.03.2009 составляет 1 382 892 267, 82 рублей.
Истец полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 11.09.2012 N 037/1, составленному Торгово-промышленной палатой Ростовской области, рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 составила 343 900 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1, составленный Торгово-промышленной палатой Ростовской области, в порядке статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", был представлен на экспертизу Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является Торгово-промышленная палата Ростовской области. Экспертами саморегулируемой организации была проведена проверка соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).
Согласно экспертному заключению от 12.09.2012 N 353/09-12 отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Доводы Правительства Ростовской области о том, что определенная в отчете об оценке от 11.09.2012 N 037/1 рыночная стоимость спорного земельного участка занижена, не подтверждены надлежащими доказательствами.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55 его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Доводы Правительства Ростовской области о недостаточности и нецелесообразности установления рыночной стоимости земельного участка только на основании отчета об оценке от дела отчету об оценке от 11.09.2012 N 037/1 и экспертного заключения от 12.09.2012 N 353/09-12 подлежат отклонению.
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное. Оспаривание отчета об оценке осуществляется в судебном порядке, с учетом разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на стороны.
Правительство Ростовской области и администрация г. Ростова-на-Дону, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом статей 8, 9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, риск непредставления доказательств, обосновывающих возражения Правительства Ростовской области на исковые требования, лежит на третьем лице, заявившем о таких возражениях.
Представленные обществом отчет от 11.09.2012 N 037/1 и экспертное заключение от 12.09.2012 N 353/09-12 лица, участвующие в деле, не оспорили. Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете от 11.09.2012 N 037/1 и экспертном заключении от 12.09.2012 N 353/09-12, не представили.
Правительство Ростовской области, заявив в суде первой инстанции, ходатайство о назначении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, не выполнило требования определения суда первой инстанции от 21.11.2012. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы. В апелляционной жалобе Правительством Ростовской области не заявлено каких-либо возражений относительно отказа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, аналогичное ходатайство в суде апелляционной инстанции Правительством Ростовской области заявлено не было.
Довод Правительства Ростовской области о том, что лицо, проводившее представленную истцом экспертизу, не предупреждено об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, не порочит результаты оценки, поскольку данное исследование не является судебной экспертизой, при назначении которой в соответствии с частью 4 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Лишь в заключении, составленном по результатам судебной экспертизы, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должны содержаться записи о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 65, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отчет об оценке от 11.09.2012 N 037/1, с учетом положительного экспертного заключения от 12.09.2012 N 353/09-12 является допустимым, достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0073307:55, в размере 343 900 000 рублей.
Ссылки Правительства Ростовской области на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Указание администрации на то, что корректировка кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2007 повлечет необходимость возврата излишне уплаченного земельного налога, подлежит отклонению, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, доводы апелляционных жалоб основаны на неверном понимании норм материального права заявителями, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2012 по делу N А53-29340/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
В.В.ГАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)