Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (307176, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, 58/3) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012 по делу N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области
по заявлению закрытого акционерного общества "Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области о признании недействительным решения.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (далее - инспекция) от 06.06.2011 N 08-17/11023 (далее - решение инспекции), в соответствии с которым обществу начислено и предложено уплатить 1 701 834 рубля земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000042:152, 46:30:000004:548, 46:30:000012:96, начислены соответствующие суммы пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 27.07.2011 N 442 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 заявленные требования удовлетворены частично: решение инспекции признано недействительным в части привлечения общества к ответственности в виде 336 963 рублей 13 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции в части предложения уплатить 1 145 644 рубля земельного налога, начисленного по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа отменено. Решение инспекции в указанной части признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении судами норм права, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что имеются основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Спор касается правомерности исключения обществом из объектов налогообложения земельным налогом земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:548 площадью 12,4 га предоставлен обществу из земель населенных пунктов для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения (правоустанавливающие документы: решение исполкома Железногорского Совета народных депутатов от 18.12.1989, государственный акт на право пользование землей от 01.08.1990 А-1 N 229979). Данный участок является ранее учтенным, границы участка не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 площадью 0,33 га предоставлен обществу из земель населенных пунктов для обслуживания магазина (правоустанавливающие документы: постановление Главы Администрации города Железногорска от 16.11.1998 N 1144, свидетельство о праве пользования на землю от 01.12.1998 N 358). Границы участка также не установлены.
По мнению общества, поскольку названные земельные участки не сформированы по правилам земельного законодательства в связи с отсутствием определения точных границ, следовательно, на общество не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога по причине отсутствия объекта налогообложения.
Кроме того, в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000012:96 объекта недвижимости (жилого дома с пристроенными нежилыми помещениями), принадлежащего иным собственникам, право постоянного (бессрочного) пользования у общества на указанный участок прекратилось, в связи с чем отсутствует и обязанность по уплате земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Признавая обоснованным доначисление инспекцией земельного налога по спорным земельным участкам, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу указанного закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (в редакции, действовавшей в спорный период), установление границ земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя).
Поскольку спорные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете как ранее учтенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации, они индивидуализированы в земельных правоотношениях: согласно правоустанавливающим документам площадь спорных земельных участков была определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, а уточнение и определение границ ранее учтенных земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя) земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении спорных участков земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.
Довод общества о прекращении права пользования в 2010 году на земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 отклонен судом первой инстанции в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации права на земельный участок лиц, чье имущество, по мнению общества, расположено на указанном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части и признал незаконным доначисление земельного налога за 2010 год по спорным земельным участкам, согласившись с доводами общества о том, что объект налогообложения земельным налогом возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, в случае отсутствия определения таких границ, на общество не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога по причине отсутствия объекта налогообложения.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
При изучении судебной практики коллегия судей выявила, что у судов сложились разные подходы при решении данного вопроса.
Аналогичный изложенному в отмененном вышестоящими судами решении суда первой инстанции по настоящему делу подход имеют Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 19.04.2011 по делу N А60-25000/2011) и Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (Постановление от 02.12.2011 по делу N А33-16375/2010).
Поскольку анализ судебной практики по аналогичным делам показал отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм Налогового кодекса, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области для пересмотра в порядке надзора Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012.
2. Предложить участвующим в деле лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 28 июня 2013 года.
Председательствующий судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 27.05.2013 N ВАС-3125/13 ПО ДЕЛУ N А35-10019/2011
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. N ВАС-3125/13
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (307176, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, 58/3) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012 по делу N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области
по заявлению закрытого акционерного общества "Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области о признании недействительным решения.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (далее - инспекция) от 06.06.2011 N 08-17/11023 (далее - решение инспекции), в соответствии с которым обществу начислено и предложено уплатить 1 701 834 рубля земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000042:152, 46:30:000004:548, 46:30:000012:96, начислены соответствующие суммы пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 27.07.2011 N 442 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 заявленные требования удовлетворены частично: решение инспекции признано недействительным в части привлечения общества к ответственности в виде 336 963 рублей 13 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции в части предложения уплатить 1 145 644 рубля земельного налога, начисленного по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа отменено. Решение инспекции в указанной части признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении судами норм права, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что имеются основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Спор касается правомерности исключения обществом из объектов налогообложения земельным налогом земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:548 площадью 12,4 га предоставлен обществу из земель населенных пунктов для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения (правоустанавливающие документы: решение исполкома Железногорского Совета народных депутатов от 18.12.1989, государственный акт на право пользование землей от 01.08.1990 А-1 N 229979). Данный участок является ранее учтенным, границы участка не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 площадью 0,33 га предоставлен обществу из земель населенных пунктов для обслуживания магазина (правоустанавливающие документы: постановление Главы Администрации города Железногорска от 16.11.1998 N 1144, свидетельство о праве пользования на землю от 01.12.1998 N 358). Границы участка также не установлены.
По мнению общества, поскольку названные земельные участки не сформированы по правилам земельного законодательства в связи с отсутствием определения точных границ, следовательно, на общество не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога по причине отсутствия объекта налогообложения.
Кроме того, в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000012:96 объекта недвижимости (жилого дома с пристроенными нежилыми помещениями), принадлежащего иным собственникам, право постоянного (бессрочного) пользования у общества на указанный участок прекратилось, в связи с чем отсутствует и обязанность по уплате земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Признавая обоснованным доначисление инспекцией земельного налога по спорным земельным участкам, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу указанного закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (в редакции, действовавшей в спорный период), установление границ земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя).
Поскольку спорные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете как ранее учтенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации, они индивидуализированы в земельных правоотношениях: согласно правоустанавливающим документам площадь спорных земельных участков была определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, а уточнение и определение границ ранее учтенных земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя) земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении спорных участков земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.
Довод общества о прекращении права пользования в 2010 году на земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 отклонен судом первой инстанции в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации права на земельный участок лиц, чье имущество, по мнению общества, расположено на указанном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части и признал незаконным доначисление земельного налога за 2010 год по спорным земельным участкам, согласившись с доводами общества о том, что объект налогообложения земельным налогом возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, в случае отсутствия определения таких границ, на общество не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога по причине отсутствия объекта налогообложения.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
При изучении судебной практики коллегия судей выявила, что у судов сложились разные подходы при решении данного вопроса.
Аналогичный изложенному в отмененном вышестоящими судами решении суда первой инстанции по настоящему делу подход имеют Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 19.04.2011 по делу N А60-25000/2011) и Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (Постановление от 02.12.2011 по делу N А33-16375/2010).
Поскольку анализ судебной практики по аналогичным делам показал отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм Налогового кодекса, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области для пересмотра в порядке надзора Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012.
2. Предложить участвующим в деле лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 28 июня 2013 года.
Председательствующий судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)