Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2007 N 16АП-584/07 ПО ДЕЛУ N А20-809/2007

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2007 г. N 16АП-584/07

Дело N А20-809/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Винокуровой Н.В., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокуровой Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007 по делу N А20-809/2007, принятое судьей Байзулаевым Р.И.,
по заявлению ОАО "Строительное управление - 2" г. Нальчик
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Нальчику
о признании недействительным уведомления N 192 от 19.12.2006 и признании права на применение с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

установил:

ОАО "Строительное управление - 2" (далее - ОАО "СУ-2") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Нальчику (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительным уведомления N 192 от 19.12.2006 и признании права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2007.
Решением от 18.04.2007 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики уведомление Налоговой инспекции от N 192 от 19.12.2006 о невозможности применения ОАО "СУ-2" упрощенной системы налогообложения ввиду его несоответствия положениям Налогового кодекса Российской Федерации признал недействительным, признал право ОАО "СУ-2" на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2007.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 N 2358/03 по делу об оспаривании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, согласно которому применение организацией, в которой доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 25 процентов, упрощенной системы налогообложения, является неправомерным, указанное положение нормативного правового акта признано недействующим в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения. Указанное решение мотивировано, в частности, тем, что муниципальное образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) не может быть признано организаций в том смысле, в котором он используется статьей 11 налогового кодекса Российской Федерации, а на упрощенную систему налогообложения вправе претендовать организации независимо от организационно-правовой формы.
Поскольку субъект Российской Федерации - Кабардино-Балкарская Республика в лице Мингосимущества Кабардино-Балкарской Республики - не может быть признан организацией, то Налоговая инспекция неправомерно отказала ОАО "СУ-2" в применении упрощенной системы налогообложения в связи с превышением 25% доли непосредственного участия в нем других организаций.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007, Налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на то, что уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения было направлено ОАО "СУ-2" исходя из следующего.
Согласно справки о составе учредителей ОАО "СУ-2" владельцами акций со следующим распределением акций являются: физические лица - 30 акционеров - 50% акций, Министерство государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики - 30% акций, ОАО АК "Каббалкпромстрой" - 20% акций.
В соответствии со статьями 48, 96 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерные общества относятся к организациям по смыслу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть это организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации при соблюдении прочих условий, оговоренных статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
То есть доля участия физических лиц в организации, имеющей право перейти на упрощенную систему налогообложения, должна быть не менее 75%.
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую разделено долевое участие организаций в уставном капитале организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенной число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества, то есть акционеров, по отношению к обществу.
Таким образом, акционерные общества наделены имуществом, которое разделено на акции, поэтому на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "СУ-2" с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007 согласно.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления ОАО "СУ-2" следует отказать исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 23.11.2006 ОАО "СУ-2" подало в адрес Налоговой инспекции заявление о переходе с 01.01.2007 на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объектов налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
19.12.2006 заместителем руководителя Налоговой инспекции принято уведомление N 192 о невозможности применения ОАО "СУ-2" упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на то, что доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем налоговой инспекции было уточнено, что речь идет о Мингосимуществе Кабардино-Балкарской Республики как организации, которая владеет более 25% акций ОАО "СУ-2". Это следует из решения Управления ФНС по Кабардино-Балкарской Республике от 08.02.2007 N 7, которое было вынесено по жалобе ОАО "СУ-2" на действия нижестоящего налогового органа.
Согласно реестру акционеров ОАО "СУ-2" по состоянию на 01.03.2003 владельцами акций ОАО "СУ-2" являются:
- физические лица (30 акционеров) - 49%,
- Министерство государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики (в настоящее время - Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики) - 31%,
- ОАО АК "Каббалкпромстрой" - 20%.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 N 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Пунктом 1 статьи 10 данного Закона установлено, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
В соответствии со статьей 25 Закона уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.
В связи с тем, что акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и с учетом того, что ОАО "СУ-2" не является муниципальным унитарным предприятием или акционерным обществом, акции которого полностью находятся в государственной собственности, налоговый орган правомерно направил в адрес ОАО "СУ-2" уведомление от 19.12.2006 N 192 о невозможности применения им с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения.
С учетом изложенного апелляционный суд отменяет решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007 и отказывает ОАО "СУ-2" в удовлетворении заявления о признании недействительным уведомления Налоговой инспекции N 192 от 19.12.2006 и признании права с 01.01.2007 на применение упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению в сумме 4 000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей относится на ОАО "СУ-2".
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.04.2007 по делу N А20-809/2007 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Строительное управление - 2" отказать.
Взыскать с ОАО "Строительное управление - 2" г. Нальчик в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины по заявлению и в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий
Н.В.ВИНОКУРОВА

Судьи
Е.В.ЖУКОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)