Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-29117/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А41-29117/12


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Хабаловым Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): СНТ "Озеро Круглое": представитель не явился, извещен судом,
от ответчика: ИФНС России по г. Дмитрову Московской области: Мамаева А.А., доверенность от 09.01.2013 г. N 03/05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную ИФНС России по г. Дмитрову Московской области жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2012 года по делу N А41-29117/12, принятое судьей А.А.Соловьевым, по иску (заявлению) СНТ "Озеро Круглое" к ИФНС России по г. Дмитрову Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

В Арбитражный суд Московской области из Арбитражного суда г. Москвы в порядке п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК РФ поступило заявление СНТ "Озеро Круглое" (далее - заявитель, налогоплательщик) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Дмитрову Московской области (далее - налоговый орган) от 07.09.2011 г. N 1960 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением 24 августа 2012 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что инспекцией не доказано, что заявитель является плательщиком земельного налога за спорный земельный участок.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просила о его отмене как необоснованного и незаконного.
По мнению инспекции, основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок. В настоящем деле таким документом является постановление от 18.02.1994 г. N 436 о предоставлении в коллективную собственность СНТ земельного участка площадью 3 гектара. Вывод суда первой инстанции о том, что земельный налог обязаны платить физические лица соразмерно площади земельного участка находящегося в их собственности, а не СНТ "Озеро Круглое", ошибочен. Кроме того, согласно ответу ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области спорный земельный участок принадлежит СНТ "Озеро Круглое".
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель налогоплательщика не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2010 г. и составлен акт от 28.07.2011 г. N 2143.
По результатам рассмотрения материалов данной проверки налоговым органом вынесено оспариваемое решение от 07.09.2011 г. N 1960 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 16400 руб. 80 коп., ему предложено уплатить недоимку по налог в сумме 82004 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 22.11.2012 г. N 16-16/097043 по апелляционной жалобе налогоплательщика рассматриваемое решение было изменено (снижена сумма доначисленного земельного налога за 2010 г. до 27 829 руб. и штрафных санкций до 5565 руб. 80 коп.) и, соответственно, в остальной части вступило в силу.
Заявителем в налоговый орган 26.01.2011 г. была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год. При этом, по данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет равна "0". Налогоплательщиком в данной налоговой декларации в разделе 2 по строке 050 "Кадастровая стоимость земельного участка" не указана сумма кадастровой стоимости земельного участка.
Налогоплательщиком предоставлено Постановление главы Администрации Дмитровского района Московской области от 18.02.1994 г. N 436, согласно которому СНТ "Озеро Круглое" выделен земельный участок общей площадью 15,6 га., в т.ч в коллективно-совместную собственность 3,0 га.
Согласно приложению N 1 к решению Совета депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области от 26.09.2009 г. N 62 ставка земельного налога за земельные участки предоставленные для садоводства равна 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
ФНС России в Письме от 24.10.2006 г. N 21-4-04/448@ "О земельном налоге", рассматривая вопрос об обязанности уплаты земельного налога организациями и физическими лицами, не оформившими правоустанавливающими документами на фактически используемые земельные участки, предоставленные им до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, разъяснила, что к указанным в п. 4 ст. 8 Закона N 141-ФЗ документам, в частности, относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения и другие) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Налоговый орган указывает, что основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок. В данном случае устанавливающим документом на земельный участок, расположенный в районе д. Рыбаки Габовской сельской Администрации, общей площадью 15,6 га, является Постановление от 18.02.1994 г. N 436.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В отношении земельных участков, принадлежащих садоводческому товариществу, которые составляют земли общего пользования, земельный налог уплачивается юридическим лицом садоводческим товариществом.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования.
Садоводческим Товариществом "Озеро Круглое" Протоколом N 2 от 02.08.2004 г. была утверждена новая редакция Устава Садоводческого Некоммерческого Товарищества "Озеро Круглое". 06.08.2004 г. ИФНС России по г. Дмитрову Московской области в ЕГРЮЛ были внесены изменения и Садоводческому Некоммерческому Товариществу "Озеро Круглое" выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 06.08.2004 г.
По мнению инспекции, если право на землю возникло до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ (то есть до 31.01.1998 г.) и организация не переоформила старые удостоверяющие документы, то основанием для уплаты налога являются государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на участок, выданные уполномоченным органом государственной власти.
В случае отсутствия правоустанавливающих документов налогоплательщику следовало обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке.
При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога.
Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога.
Установлено, что в Дмитровском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отсутствуют сведения о правах СНТ "Озеро Круглое" на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, в том числе и на спорный земельный участок.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 26 ЗК РФ право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что постановлением Главы Администрации Дмитровского района Московской области от 18.02.1994 г. N 436 "О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу "Озеро Круглое" в районе д. Рыбаки Габовской сельской Администрации в коллективно-совместную собственность предоставлен участок площадью 3,0 га, в собственность садоводов - 12,6 га.
На основании данного постановления каких либо иных правоустанавливающих документов, подтверждающих приобретение права на земельный участок (в частности, свидетельства о праве собственности на земельный участок) заявителю не выдавалось.
Правильным является вывод суда о том, что в отношении спорного земельного участка, принадлежащего членам СНТ "Озеро Круглое" на праве общей совместной собственности, налогоплательщиком должен признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.
Земельный участок был передан членам СНТ "Озеро Круглое" на праве коллективно-совместной собственности в 1994 г.
Согласно ст. 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" (действовавшего на момент вынесения постановления Главы Администрации Дмитровского района Московской области от 18.02.1994 N 436) колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, установлены ст. 392 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Доказательств фактического использования в 2010 г. спорного земельного участка непосредственно СНТ "Озеро Круглое", а не его членами, налоговым органом суду не представлено.
Суд не принимает ссылки налогового органа на положения Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку указанный нормативный правовой акт был принят после предоставления рассматриваемого земельного участка.
В материалы дела представлен ответ из Дмитровского отдела Управления Росреестра по Московской области от 17.10.2012 г. N 04-3800 их которого следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о правах на земельный участок с N 50:04:0110514:217 отсутствуют; не имеется также и информации о правах СНТ "Озеро Круглое" на объекты недвижимого имущества. При этом из представленного налоговым органом ответа Дмитровского отдела Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.10.2012 г. N 50:04-08/2625 не усматривается, что земельный участок площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 50:04:0110514:217 принадлежит именно СНТ "Озеро Круглое", поскольку название данной организации является лишь частью адреса его расположения (Московская область, Дмитровский район, Габовская сельская администрация, в районе д. Рыбаки, садоводческое товарищество "Озеро Круглое").
Для признания СНТ плательщиком земельного налога за земельные участки общего пользования, предоставленные в коллективно-совместную собственность, необходимо наличие свидетельства о праве коллективно-совместной собственности на земельные участки предоставленные СНТ как юридическому лицу.
Согласно сведениям, представляемым в налоговые органы органами Росреестра, правообладателем таких земельных участков должно быть именно СНТ как юридическое лицо (письмо ФНС России от 10.08.2011 г. N ПА-4-11/13012).
В рассматриваемом случае такие обстоятельства судом не установлены.
Налоговым органом не доказано, что заявитель является плательщиком земельного налога с рассматриваемого земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ), поэтому оспариваемое решение инспекции правомерно признано недействительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 21 ноября 2012 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-29117/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)