Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2013 N 09АП-1249/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-97925/12-20-516

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. N 09АП-1249/2013-АК

Дело N А40-97925/12-20-516

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.А. Солоповой
Судей М.С. Сафроновой, П.А. Порывкиным
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012
по делу N А40-97925/12-20-516, принятое судьей А.В. Бедрацкой
- по заявлению Закрытого акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" (ОГРН 1026901808449, 141407, МО, г. Химки, ул. Бабакина, д. 5-А; 172735, Тверская обл., г. Осташков, ул. Рабочая, д. 60) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве (ОГРН 1047715068554; 127254, г. Москва, ул. Руставели, д. 12/7);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (172735, Тверская обл., г. Осташков, ул. Рудинская, д. 7) третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (ОГРН 1047720031347; 111141, г. Москва, Зеленый пр-т, д. 7а)
о признании незаконным бездействие, начислении процентов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Туоми А.Э. по дов. N 19 от 21.09.2012
от заинтересованных лиц:
- Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве - Яременко И.В. по дов. N 02-18/86262 от 26.11.2012;
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области - Лагренова Т.В. по дов. N 03-21/11977 от 09.11.2012
от третьего лица - не явился, извещен

установил:

Закрытое акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" Общество с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве, выразившееся в невозмещении НДС за 3 квартал 2009 в сумме 39 310 709,90 руб. с процентами, подлежащими начислению в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 05.02.2010 по 23.04.2012 в размере 7 091 215 руб. (с учетом уточненных требований).
В качестве третьего лица по делу привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве.
Требование к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (соответчику) определением суда от 08.10.2012 выделено в отдельное производство, направлено для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Тверской области.
Арбитражный суд города Москвы решением от 15.11.2012 удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на невозможность идентифицировать сумму НДС за 3 квартал 2009, подлежащую возврату; на отсутствие заявления о возврате налога.
В отзыве общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы соответчиком и третьим лицом не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители налоговых органов поддержали доводы и требования апелляционной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 6 по Тверской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за 3 квартал 2009, по результатам которой вынесено решение N 125/79 от 26.01.2010 о возмещении полностью суммы НДС, заявленного к возмещению, которым обществу возмещен НДС в сумме 98 099 451 руб.
Таким образом, согласно решению N 125/79 от 26.01.2010 обществу подлежал возмещению НДС в сумме 98 099 451 руб.
Общество 27.01.2010 подало в инспекцию заявление (исх. N 18/1415) о зачете подлежащего возмещению из бюджета НДС по налоговой декларации за 3 квартал 2009 в уплату недоимки и авансовых платежей по налогам, оставшуюся сумму в размере 96 824 078.35 руб. - общество просило вернуть на его расчетный счет.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области 26.01.2010 приняты решения о зачетах в счет недоимки, пени, штрафы по налогу на прибыль и НДС, доначисленных по решению N 25 от 23.09.2008.
Решение N 25 от 23.09.2008 признано судами недействительным (судебные акты по делу N А56-21559/2011).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2010 признаны недействительными решения о зачете от 26.01.2010, незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области по проведению зачетов НДС, подлежащего возмещению из бюджета по декларации за 3 квартал 2009 года, в счет недоимки, пени, штрафы, доначисленные по решению от 23.09.2008 N 25; на указанную инспекцию возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 решение суда от 05.04.2010 отменено в части возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области обязанности устранить допущенные обжалованными решениями и действиями нарушения прав и законных интересов общества, такая обязанность возложена на Инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве.
НДС за 3 квартал 2009 не был возмещен обществу, в том числе, в размере 39 310 709,90 руб. - в той части, в которой он был неправомерно зачтен но налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (ОКАТО 28440000000. г. Осташков. Тверская область).
После перехода (10.10.2011) общества в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве, последней Инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве должны были быть переданы в рамках учетного дела налогоплательщика все документы, в том числе данные по переплате по налогам, пеням, штрафам, в том числе и числящихся по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ (ОКАТО 28440000000. г. Осташков. Тверская область), которая возникла вследствие неправомерных и признанных судами недействительными зачетов от 26.01.2010, данные по не возмещенному из бюджета НДС за 3 квартал 2009, документы по проведенной камеральной налоговой проверке за 3 квартал 2009, по выездной налоговой проверке за 2004-2006 годы, судебные акты по делам N А66-9765/2008 (А56-21559/2011), А66-1033/2010 и т.д.
Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а потому их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 438-О).
Таким образом, располагая информацией, касающейся факта невозмещения из бюджета НДС за 3 квартал 2009, в том числе, в части сумм неправомерно зачтенных в бюджет субъекта РФ (ОКАТО 28440000000 г. Осташков. Тверская область) по решению от 23.09.2008 N 25, признанного судами (последний судебный акт, вступивший в законную силу - постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2012) на настоящий момент недействительным (в части доначисления 59 042 215 руб. НДС, 78 722 859 руб. налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов), Инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве не предприняты действия, в том числе по направлению в УФНС России по Тверской области уведомления о межрегиональном зачете, по возмещению обществу сумм НДС за 3 квартал 2009 с процентами, предусмотренными действующим налоговым законодательством за нарушение сроков возврата НДС.
Полагая свои права нарушенными, общество подало жалобу N 18/498 от 04.04.2012 от 04.04.2012 на бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве в Управление ФНС России по г. Москве об обязании инспекции возместить обществу НДС за 3 квартал 2009 в размере 39 310 709,90 руб. с процентами, предусмотренными ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
На данную жалобу Управлением ФНС России по Москве (далее Управление) письмом дан ответ N 19-14/040246 от 05.05.2012, в котором Управление, ссылаясь на ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации указало, что общество должно было обратиться в соответствующие инспекции с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, а так как такого заявления о возврате денежных средств от общества в инспекции не поступало, то у последних не возникло обязанности по возврату денежных средств.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал, что правоотношения, возникшие в данной между обществом и инспекциями, должны регулироваться нормами ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, а не 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Переплата по налогу на прибыль возникла не вследствие излишне уплаченной обществом суммы налога на прибыль, а по причине неправомерно проведенных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области зачетов из подлежащего возмещению НДС за 3 квартал 2009 года из бюджета в недоимку по налогу на прибыль, неправомерно начисленную Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области по решению от 23.09.2008 N 25.
Таким образом, судом установлено, что при наличии вступивших в законную силу судебных актов, которыми признаны незаконными как сами доначисления налогов, пени, штрафов по решению от 23.09.2008 N 25 (судебные акты по делу А56-21559/2011), так и проведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области зачеты подлежащего возмещению из бюджета НДС за 3 квартал 2009 года (судебные акты по делу А66-1033/20110), Инспекцией Федеральной налоговой службой N 15 по г. Москве не возмещена обществу указанная сумму НДС в размере 39 310 709,90 руб. с процентами, предусмотренными ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что с 23.04.2012 общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Московской области, а с 24.08.2012 в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области.
Таким образом, обязанность по возмещению НДС за 3 квартал 2009 с процентами, предусмотренными ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации перешла к указанной инспекции.
Статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога.
В частности, с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14223/10, осуществление возврата налога в силу ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Указание в пункте 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате налога на добавленную стоимость, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ, то есть в течение трех месяцев.
На основании пунктов 2 и 7 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В соответствии с пунктом 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с двенадцатого дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Таким образом, проценты следует начислять с 12 дня после завершения камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2009, независимо от того, подано ли заявление о возврате налога.
Проценты начисляются, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ). За каждый день просрочки возврата применяется 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 14 от 08.10.1998 (в редакции от 04.12.2000) разъяснено, что проценты следует рассчитывать, исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, и начислять до момента фактического исполнения денежного обязательства (то есть за каждый календарный день просрочки).
Проценты подлежат начислению с 05.02.2010 (двенадцатый день с момента окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2009) по 23.04.2012. Следовательно, их размер будет составлять - 7 091 215 руб. Расчет процентов не оспорен инспекцией.
Таким образом, исходя из толкований норм налогового законодательства по возмещению НДС, фактических обстоятельств дела, вышеприведенной судебной практики и учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делам А66-1033/2010 и А56-21559/2011, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве отсутствовали правовые основания по не возмещению обществу НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 39 310 709,90 руб. с процентами, предусмотренными ст. 176 НК РФ, которые составляли за период с 05.02.2010 по 23.04.2012 года сумму в размере 7 091 215 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования общества.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что во время судебного разбирательства по делу N А66-12247/2012 (требования о возврате спорной суммы НДС с процентами выделенные Арбитражным судом г. Москвы в отдельное производство) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области, где сейчас состоит на налоговом учете общество, была возвращена платежным поручением N 855 от 18.12.2012 на расчетный счет общества сумма НДС за 3 квартал 2009 в размере 39 310 709,90 руб., тем самым налоговыми органами требования заявителя фактически были признаны и исполнены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 15.11.2012, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012 по делу N А40-97925/12-20-516 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Е.А.СОЛОПОВА

Судьи
М.С.САФРОНОВА
П.А.ПОРЫВКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)