Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2010 N 17АП-7956/2010-АК ПО ДЕЛУ N А71-4356/2010

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2010 г. N 17АП-7956/2010-АК

Дело N А71-4356/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей: Гуляковой Г.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Сарапульский ликеро-водочный завод" - Камашева К.Б., паспорт <...>, доверенность N 02-Д от 11.01.2010
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - Куликов А.Ю., удостоверение <...>, доверенность N 02-38/6 от 11.01.2010
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июня 2010 года
по делу N А71-4356/2010,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению ОАО "Сарапульский ликеро-водочный завод"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения

установил:

Открытое акционерное общество "Сарапульский ликеро-водочный завод" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) N 08-78/53 от 27.11.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июня 2010 года признано недействительным решение инспекции N 08-78/53 от 27.11.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд взыскал с инспекции в пользу общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и на законность и обоснованность выводов суда, изложенных в решении суда.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной обществом 17.07.2009 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год.
По результатам проверки составлен акт N 08-80/53 от 30.10.2009, и с учетом письменных возражений налогоплательщика налоговым органом вынесено решение N 08-78/53 от 27.11.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением заявителю предложено уплатить налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Удмуртской Республики в сумме 935 116 руб., пени в сумме 737 191 руб.
Решением УФНС по Удмуртской Республики N 14-06/00276@ от 15.01.2010, решение инспекции N 08-78/53 от 27.11.2009 отменено в части начисления налога на прибыль организаций в сумме 197 925 руб., в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласие с принятым решением, явилось основанием для обращения общества с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд признал вынесенное решение незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик, руководствуясь ст. 8 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 4-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики", применил льготу по налогу на прибыль в связи с выполнением в 2008 г. установленной квоты по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Размер налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Удмуртской Республики за 2008 г. исчислен исходя из ставки 13,5% следующим образом:
- налоговая база по налогу на прибыль за 2008 г., зачисляемому в бюджет Удмуртской Республики, составила 31170513 руб.
- налог на прибыль по ставке 17,5% равен 5454840 руб. (31170513 руб. x 17,5%).
- налог на прибыль по ставке 13,5% равен 4208019 руб. (31170513 руб. x 13,5%).
- 5454840 руб. / 4 (так как квота в 1 квартале 2008 г. не выполнена) + 4208019 / 4 x 3 (так как квота во 2, 3, 4 кварталах 2008 г. выполнена) = 1363710 руб. + 3156014 руб. = 4519724 руб.
Проведя камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, инспекция, не согласилась с расчетом налогоплательщика.
Инспекция не приняла во внимание доводы общества о том, что налоговым периодом признается календарный год, а не кварталы.
По мнению налогового органа, пониженная ставка налога на прибыль может быть применена только к налоговой базе отчетных периодов (2, 3, 4 кварталы 2008), так как, в соответствии с Положением о порядке предоставления льготы, размер ее рассчитывается исходя из количества полных кварталов, в которых выполнены условия для применения пониженной ставки.
В результате неправомерного применения пониженной ставки при исчислении налога на прибыль, инспекцией произведен перерасчет налоговой базы отдельно за каждый отчетный период и сделан вывод о занижении обществом налог на прибыль в сумме 935116 руб.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
Налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ (п. 1 ст. 286 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Пунктом 1 ст. 285 НК РФ определено, что налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 Кодекса).

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
В соответствии со ст. 8 Закона Удмуртской Республики N 4-РЗ от 18.09.2007 г. "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год", юридическим лицам, трудоустраивающим граждан из категории испытывающих трудности в поиске работы, определенных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", на квотируемые и резервируемые рабочие места, установлена ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Удмуртской Республики, в размере 13,5 процента.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации может быть установлена только ставка налога на прибыль.
Иные элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций, в том числе, порядок его исчисления, законом субъекта Российской Федерации устанавливаться не могут.
Судом установлено, что общество правомерно использовало льготу по налогу на прибыль в связи с выполнением в 2008 году установленной квоты по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Общество выполнило квоту в трех кварталах 2008 г.
Данный факт подтвержден документами, приложенными к декларации по налогу на прибыль, и не оспаривается налоговым органом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об ошибочности позиции налогового органа о том, что при расчете суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Удмуртской Республики, должны быть использованы показатели налоговой базы за каждый отдельный квартал 2008 года, в котором выполнены условия для применения льготы.
Как отмечено выше, при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Положениями гл. 25 НК РФ не предусмотрен такой налоговый период как квартал, а в пункте 4 Положения установлено, что налоговая льгота предоставляется по итогам текущего года.
Судом при вынесении решения обоснованно принят во внимание довод заявителя о неясности нормы, изложенной в пункте 4 Положения о порядке предоставления льготы по налогу на прибыль.
Как указал налогоплательщик в своем заявлении, размер льготы рассчитывается исходя из количества полных кварталов, в течение которых организациями выполнялась установленная квота и осуществлялось трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Для целей предоставления указанной льготы полным кварталом признается период не менее 2-х месяцев.
Таким образом, Положением предусмотрено право применения налогоплательщиком налоговой льготы не только в размере 100%, но и в размере 3/4 (в случае выполнения льготы в 3-х кварталах), 1/4 (в случае выполнения льготы в 1 квартале) и 1/2 (в случае выполнения льготы в 2 кварталах).
Поскольку положением установлен сложный механизм расчета налоговой льготы по налогу на прибыль, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом суда первой инстанции о том, что при рассмотрении данного спора подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, исследовав все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о неубедительности фактической и правовой позиции налогового органа по настоящему делу.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что, удовлетворив заявленное обществом требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июня 2010 года по делу N А71-4356/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)