Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-13900/13

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А41-13900/13


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя - не явился извещен;
- от инспекции - Антонова Ю.Ю. по доверенности N 02-16\\\\0505 от 17.05.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2013 года по делу N А41-13900/13, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании частично недействительным решения,

установил:

ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительным пункта 2 решения от 11.10.2012 N 460/3220 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2013 года по делу N А41-13900/13 заявленные ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, в которой инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на правомерность решения от 11.10.2012 N 460/3220 в оспариваемой части в связи с неправомерным применением заявителем налоговой льготы по налогу на имущество организаций.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявители и инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области по месту нахождения структурного подразделения НИО-9.
Заявитель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2008 г. При расчете показателей, включенных в данную уточненную налоговую декларацию, ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" была применена льгота в порядке п. 15 ст. 381 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 09.07.2012 N 2531 и вынесено решение от 11.10.2012 N 460/3220 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с пунктом 2 которого ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" в карточку расчетов с бюджетом начислен налог на имущество организаций за 2008 г. в размере 2 741 480 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 27.12.2012 N 07-12/70713 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" просит признать недействительным пункт 2 решения от 11.10.2012 N 460/3220 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь на правомерное применение льготы по налогу на имущество организаций.
В силу ст. 373 НК РФ заявитель является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии с п. 15 ст. 381 НК РФ освобождается от налогообложения по налогу на имущество организаций имущество государственных научных центров.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008 г. ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" применило льготу в порядке п. 15 ст. 381 НК РФ.
На требование инспекции о представлении документов, подтверждающих право на применение данной льготы, налогоплательщик представил в налоговый орган Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5 "Вопросы Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева", из которого следует, что предприятие является федеральным научно-производственным центром и указанный статус им приобретен при его создании.
Как следует из вышеуказанного Постановления, основными видами деятельности научно-производственного центра, в том числе, являются: проведение фундаментальных, поисковых и системных исследований по развитию ракетно-космической техники; проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ; разработка, изготовление и поставка космических аппаратов, ракет-носителей, орбитальных станций и других ракетно-космических систем; внешнеэкономическая деятельность. В Государственном космическом центре предусмотрено создание научно- технического совета.
Кроме того, в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации космической отрасли, развития научного потенциала страны в интересах реализации Федеральной космической программы России и государственного оборонного заказа в качестве государственной поддержки указанным Постановлением предусмотрено, начиная с 1994 года, приоритетное выделение отдельной строкой Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева централизованных капитальных вложений, а также право на гарантированное возмещение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации убытков в случае прекращения контрактов с зарубежными организациями и фирмами, заключенных по решениям Правительства Российской федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" статус государственного научного центра может присваиваться Правительством Российской Федерации научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
В силу п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.
Исходя из диспозиции п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" является научной организацией, имеет на балансе уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, что подтверждается представленными в материалы дела Сведениями о выполнении научных исследований и разработок (форма государственного статистического наблюдения N 2-наука).
При этом, налоговый орган не оспаривает полноту и достоверность вышеуказанных Сведений, равно как и объяснений заявителя, из которых следует, что ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" является научной организацией, соответствует критериям, предъявляемым законом к государственным научным центрам, и обладает с момента создания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации статусом федерального научно-производственного центра.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148, льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 Кодекса, распространяется также на имущество федеральных научно-производственных центров.
Применяя данную льготу к федеральным научно-производственным центрам, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исходил из того, что положения п. 15 ст. 381 Кодекса не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Указанная льгота может быть установлена и другими нормативно- правовыми актами, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" приобрело статус научно-производственного центра при создании на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5 - акта, имеющего равную юридическую силу вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983.
Соответственно, заявитель имеет право на применение льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ.
По смыслу Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148, п. 15 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, являясь нормой прямого действия, не содержит ссылки на какой-либо исключительный документ, в соответствии с которым спорный статус должен быть присвоен.
Налоговый орган не учел, что, исходя из диспозиции п. 15 ст. 381 НК РФ, в целях применения льготы, доказыванию подлежит не включение предприятия в перечень государственных научных или федеральных научно- производственных центров, составленных в порядке и по правилам определенного правового акта, а наличие у налогоплательщика статуса государственного научного или федерального научно-производственного центра, который может быть присвоен любыми нормативно-правовыми актами, принятыми в законном порядке.
Ссылка инспекции на Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.09.2009 N ВАС-10757/09 по делу N А40-61988/08-87-237 несостоятельна, поскольку указанное Определение вынесено без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 5 Информационного письма от 17.11.2011 N 148.
Также несостоятельна ссылка налогового органа на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 N 13АП-13583/2011 по делу N А56-20059/2011, поскольку указанный судебный акт не является преюдициальным для настоящего спора. Кроме того, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2011 по тому же делу указано, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для исследования вопроса о правомерности применения заявителем льготы в порядке п. 15 ст. 381 НК РФ. Соответственно, ссылка налогового органа на судебный акт от 19.03.2012 N 13АП-13583/2011 по делу N А56-20059/2011 не является допустимой.
Ссылка ИФНС России по г. Воскресенску Московской области на письмо Минфина России от 23.04.2012 N 03-05-05-01/22 не может быть признана обоснованной, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом. Кроме того, исчерпывающее толкование п. 15 ст. 381 НК РФ приведено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148.
В апелляционной жалобе инспекция не оспаривает, что ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" является федеральным научно-производственным центром и соответствующий статус приобретен им на законных основаниях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5, т.е. на основании документа того же правового уровня.
Утверждение налогового органа, что Порядок присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.95 N 983, распространяется на все организации, в том числе и на те, которые приобрели соответствующий статус на законных основаниях ранее 9 октября 1995 года, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку указанное не вытекает из Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983.
Довод налогового органа, основанный на том, что пунктом 4 Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983, предусмотрена процедура проверки целесообразности сохранения за конкретным предприятием или организацией такого статуса, несостоятелен, поскольку представленный в подтверждение права на льготу нормативно-правовой акт - Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5, не возлагает на предприятие каких-либо аналогичных обязанностей.
Утверждение налогового органа, что заявитель обосновывает статус научно- производственного центра, исходя из анализа деятельности предприятия, не соответствует фактическим обстоятельствам, заявитель обосновывает указанный статус нормативно-правовым актом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 N 5, одного правового уровня с актами, применимость которых инспекция не подвергает сомнению, а именно Указ Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 и Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983.
Таким образом, ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", созданное на основании Постановления Правительства Российской Федерации и наделенный статусом федерального научно- производственного центра по факту создания, имеет право на применение льготы, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ.
Аналогичные выводы в отношении правомерности применения льготы, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ другими структурными подразделениями заявителя, сделаны Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлениях от 26.07.2013 N Ф05-8213/2013 по делу N А40-157029/12-116-276 и от 09.08.2013 N Ф05-8814/2013 по делу N А40-157026/12-91-686.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в праве на применение льготы в порядке п. 15 ст. 381 НК РФ и, соответственно, для начисления спорного налога на имущество организаций в карточку расчета с бюджетом.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение ИФНС России по г. Воскресенску Московской области 11.10.2012 N 460/3220 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части пункта 2 решения как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2013 года по делу N А41-13900/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)