Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Денисова Наталья Михайловна, доверенность 3 от 09.01.08 г.
от ответчика: представитель Ценова О.Е., паспорт, доверенность N 18 от 02.07.08 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.09.2008 по делу N А32-6224/2008-5/80
по иску Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования
к ОАО "СК "Сочи-Гарант"
о взыскании 4 446 994,21 руб.
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.,
установил:
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу СК "Сочи-Гарант" (далее - ОАО СК "Сочи-Гарант", общество) о взыскании 4 446 994,21 руб. в связи с нецелевым использованием денежных средств.
Решением суда от 01.09.2008 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что денежные средства, полученные от применения финансовых санкций, являются доходами страховой медицинской компании, соответственно на них не распространяется целевой характер их выделения.
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не была принята в качестве доказательства, представленная фондом переписка. Указал, что Временным положением по формированию и использованию страховых резервов и расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование на территории Краснодарского края, утвержденного протоколом правления Фонда от 30.04.2004 г. N 4 (58) установлено формирование страховыми медицинскими организациями резерва оплаты медицинских услуг. Одним из источников формирования данного резерва является 90% средств, оставшихся в распоряжении страховщика после частичной или полной неоплаты счетов по результатам экспертизы качества медицинской помощи. Поскольку ответчик резервные фонды не сформировал, направил денежные средства на хозяйственные расходы, использование спорных денежных средств является нецелевым и подлежит возврату Фонду.
Представитель Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО СК "Сочи-Гарант" в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что судом при рассмотрении данного дела установлено, и заявителем не опровергается факт того, что страховой организацией в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами с лечебно-профилактическими учреждениями взысканы финансовые санкции за некачественно оказанные лечебно-профилактическими учреждениями медицинские услуги. Данные средства являются внереализационными доходами страховой организации и с них, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, уплачен налог на прибыль. Поскольку уплачен налог на прибыль, денежные суммы в оставшейся части являются собственностью ответчика. В настоящее время деятельность по оказанию медицинского страхования завершена.
Дело слушалось с перерывом с 08.12.08 г. по 15.12.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО Страховая медицинская компания "СОЧИ-ГАРАНТ" является правопреемником ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ", зарегистрированного на основании постановления администрации Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 19.02.92 г. N 65, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 26.11.02 г. (серия 23 N 002950270).
Деятельность общества, согласно п. 2.1. Устава, включает проведение обязательного медицинского страхования, возмещение затрат лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений по оказанию медицинских и других услуг застрахованным гражданам, осуществление вневедомственной экспертизы контроля объемов и качества медицинских услуг, предоставляемых застрахованным по договорам медицинского страхования.
Лицензия на осуществление обязательного медицинского страхования выдана Министерством финансов Российской Федерации - А 386133 от 07.06.02 г., регистрационный N 2252 от 28.12.94 г., действует на территории Краснодарского края.
На момент рассмотрения дела, ответчик деятельность по осуществлению медицинского страхования прекратил.
01.04.2004 г. между Краснодарским территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" (страховщик) заключен договор N 04-07 (т. 1. л.д. 135) о финансировании деятельности страховщика по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан. За проверяемый период ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" осуществляла обязательное медицинское страхование на территории восьми муниципальных образований: в городах Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Туапсе, Туапсинском, Темрюкском, Приморско-Ахтарском районах.
В соответствии с п. 1 договора Фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика по заключенным договорам обязательного медицинского страхования граждан. Страховщик принимает на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
В соответствии с п. 2 договора Фонд обязуется на основании заключенных Страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан перечислять Страховщику финансовые средства по утвержденным Правлением Фонда дифференцированным подушевым нормативам до 25 числа каждого месяца, при наличии финансовых средств у Фонда.
Согласно п. 8 договора страховщик оплачивает по согласованным в установленном порядке тарифам медицинские услуги, предусмотренные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Согласно п. 9 указанного договора страховщик осуществляет контроль объема, сроков и качества медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам.
В соответствии с п. 10 договора страховщик формирует из полученных от Фонда финансовых средств на основании утвержденных Фондом единых нормативов: -резерв оплаты медицинских услуг; -запасной резерв в размере 5% полученных средств, но не более 30 дневного запаса средств на оплату медицинской помощи; - средства на ведение дела в размере 1,7% полученных средств.
В пункте 27 договора указано, что использование средств обязательного медицинского страхования для проведения финансовых операций по добровольному медицинскому страхованию, а также по финансово-хозяйственной деятельности страховщика не допускается.
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в мае 2005 г. провел проверку финансово-хозяйственной деятельности ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" за период апрель - декабрь 2004 г., январь - март 2005 г. В ходе проверки было установлено, что страховая компания в результате проведенного экспертного контроля качества медицинской помощи отклонила от оплаты счета лечебно-профилактических учреждений за пролеченных больных. Основанием для отклонения послужили результаты экспертной оценки качества медицинской помощи в медицинских учреждениях в отчетном периоде, с которыми страховая компания заключила договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Экспертиза проводилась страховой компанией в порядке раздела 5 договоров, по результатам экспертизы страховой компанией составлены акты экспертной оценки качества медицинской помощи. Основанием для отклонения счетов к оплате послужили выявленные в результате проверки нарушения, допущенные медицинскими учреждениями, такие как повторное включение в счет одной и той же медицинской услуги, дефекты оформления медицинской документации, препятствующие проведению экспертизы объема и качества медицинской помощи, отсутствие без уважительных причин медицинской документации, подтверждающей факт оказания медицинских услуг, наличие осложнений у больных, связанных с некачественной работой ЛПУ и другие.
В ходе проверки установлено, что за периоды январь - сентябрь 2004 г. сумма средств, подлежащая удержанию по счетам за пролеченных застрахованных граждан, согласно актам экспертизы качества медицинской помощи, по методу начисления составляет 6 326 337 руб. 19 коп.
В заключении указано, что ЗАО СМК "Сочи-Гарант" в нарушение Временного положения по формированию и использованию резервов и на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование граждан на территории Краснодарского края" от 16.03.04 г. перечислило средства, удержанные с ЛПУ в размере 6 968 342 руб. 44 коп. с расчетного счета ОМС в виде прочих расходов на счет по учету средств для хозяйственной деятельности СМК, что является нецелевым использованием.
В соответствии с указанным Временным положением после уплаты налогов на прибыль, 10% от оставшейся суммы должны были быть направлены страховой компанией на ведение дела, а 90% от суммы подлежали перечислению в лечебно-профилактические учреждения.
По результатам проверки заявителем составлен Акт N 5-СД от 14.05.05 г., согласно которому руководству страховой компании предложено принять меры по восстановлению на счет по учету средств обязательного медицинского страхования в размере 4 781 851,21 руб. (за вычетом налога на прибыль).
В связи с отказом страховой компанией восстановить указанную сумму на счете, истцом заявлен настоящий иск.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 27 указанного Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Из материалов дела следует, что согласно п. 6.1. представленных в материалы дела договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 01.07.2004 г., N 24-04-С-ЛПГТ, от 01.07.2004 г. N 13-04-С-ЛПП, от 01.07.2004 г. N 08-04-С-ЛПП, заключенными страховой компанией с медицинскими учреждениями, предусмотрена ответственность за оказание застрахованным гражданам медицинских услуг ненадлежащего объема и качества в виде не возмещения понесенных затрат на величину, определенную актами в соответствии с Положением о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края.
В материалы дела представлены акты экспертной оценки качества медицинской помощи, составленные по результатам проведенных проверок, N 270/С-08, N 262/С-08, N 268/С-08, на примере которых подтверждается применение экономических санкций по фактам выявленных дефектов ЛПУ в соответствии с "Перечнем нарушений условий договоров и уменьшения оплаты медицинских услуг", утвержденного 04.06.2004 г.
Ответчиком с суммы средств, оставшихся от неоплаты медицинских услуг уплачен налог на прибыль. Требования заявлены истцом с учетом подлежащих уплате ответчиком налогов.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. При этом внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ и с учетом положений главы 25 "Налог на прибыль организаций".
Пункт 3 статьи 250 НК РФ указывает, что внереализационными доходами налогоплательщика являются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В силу п. 1 ст. 293 НК РФ к доходам страховой организации, кроме предусмотренных ст. ст. 249, 250 НК РФ, относятся также доходы от страховой деятельности. Согласно и п. п. 8 п. 2 ст. 293 НК РФ суммы санкций за неисполнение договоров страхования, признанные должником добровольно или по решению суда также относятся к доходам страховой организации. Согласно представленным в материалы дела актам экспертной оценки качества медицинской помощи, подписанными должностными лицами медицинских учреждений, последние добровольно согласились с применением финансовых санкций за ненадлежащее оказание медицинских услуг.
Из вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что денежные средства, полученные от применения финансовых санкций, являются доходом страховой медицинской компании.
Согласно п. 8 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 г. N 1018 страховые резервы медицинских страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, оставшиеся в распоряжении страховой организации суммы в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи нельзя признать средствами фонда, поскольку после уплаты налога на прибыль становятся доходом страховой компании.
Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с "Временным положением по формированию и использованию резервов и на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющие обязательное медицинское страхование граждан на территории Краснодарского края" от 16.03.2004 г. после уплаты налогов, денежные средства в размере 10% должны быть направлены на ведение дела Страховой компании и 90% -подлежат перечислению в ЛПУ.
Однако, заявитель не учитывает, что при уплате налога на прибыль, как это предусмотрено во Временном положении, меняется правовая природа оставшихся в распоряжении страховой компании денежных средств. Оставшиеся денежные средства являются прибылью организации и соответственно, не могут считаться средствами, полученными от фонда. Поскольку в спорный период указанное противоречие Временного положения не устранено, суд обоснованно руководствуется действующим налоговым законодательством при определении природы полученных ответчиком денежных средств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства. Между сторонами разрешен спор по иску ЗАО СМК "Сочи-Гарант" о признании недействительным предписания исполнительной дирекции Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе внеплановой проверки за первое полугодие 2006 г. от 22.08.06 г. N 34561. (Дело N А32-23310/06-11/459). Согласно предписанию Фонда, ответчику было указание о восстановлении в полном объеме на счет страховой медицинской компании по учету средств обязательного медицинского страхования 2 001 761, использованных в уплату налога на прибыль, произвести перерасчет страховых резервов за первое полугодие 2006 г., страховой медицинской компании формировать страховые резервы согласно договору от 02.02.05 г. N 9-07. Постановлением суда кассационной инстанции ФАС СКО от 20.03.07 г. по указанному делу исковые требования истца удовлетворены. При этом, кассационный суд определил правовую природу полученных страховой компанией денежных средств, оставшихся в распоряжении в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам качества медицинской помощи как доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии со ст. 250, 293 НК РФ и указал о правомерности уплаты с указанных средств налога на прибыль. Также судом установлено, что средства, оставшиеся в распоряжении страховой организации в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи не являются средствами, полученными от Фонда.
Таким образом, вопрос правомерности использования страховой компанией средств, оставшихся в распоряжении страховой организации в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи был предметом исследования судом и ему дана оценка.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод Фонда о выраженном согласии ответчика с доводами Фонда путем подписанием акта проверки N 5-СД от 14.05.05 г., а также путем подписания графика восстановления средств в резерве оплаты медицинских услуг, поскольку на момент рассмотрении данного дела в арбитражном суде заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Судом в полном объеме выяснены обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции оснований для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.08 г. по делу N А32-6224/2008-5/80 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2008 N 15АП-7144/2008 ПО ДЕЛУ N А32-6224/2008-5/80
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2008 г. N 15АП-7144/2008
Дело N А32-6224/2008-5/80
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Денисова Наталья Михайловна, доверенность 3 от 09.01.08 г.
от ответчика: представитель Ценова О.Е., паспорт, доверенность N 18 от 02.07.08 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.09.2008 по делу N А32-6224/2008-5/80
по иску Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования
к ОАО "СК "Сочи-Гарант"
о взыскании 4 446 994,21 руб.
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.,
установил:
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу СК "Сочи-Гарант" (далее - ОАО СК "Сочи-Гарант", общество) о взыскании 4 446 994,21 руб. в связи с нецелевым использованием денежных средств.
Решением суда от 01.09.2008 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что денежные средства, полученные от применения финансовых санкций, являются доходами страховой медицинской компании, соответственно на них не распространяется целевой характер их выделения.
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не была принята в качестве доказательства, представленная фондом переписка. Указал, что Временным положением по формированию и использованию страховых резервов и расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование на территории Краснодарского края, утвержденного протоколом правления Фонда от 30.04.2004 г. N 4 (58) установлено формирование страховыми медицинскими организациями резерва оплаты медицинских услуг. Одним из источников формирования данного резерва является 90% средств, оставшихся в распоряжении страховщика после частичной или полной неоплаты счетов по результатам экспертизы качества медицинской помощи. Поскольку ответчик резервные фонды не сформировал, направил денежные средства на хозяйственные расходы, использование спорных денежных средств является нецелевым и подлежит возврату Фонду.
Представитель Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО СК "Сочи-Гарант" в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что судом при рассмотрении данного дела установлено, и заявителем не опровергается факт того, что страховой организацией в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами с лечебно-профилактическими учреждениями взысканы финансовые санкции за некачественно оказанные лечебно-профилактическими учреждениями медицинские услуги. Данные средства являются внереализационными доходами страховой организации и с них, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, уплачен налог на прибыль. Поскольку уплачен налог на прибыль, денежные суммы в оставшейся части являются собственностью ответчика. В настоящее время деятельность по оказанию медицинского страхования завершена.
Дело слушалось с перерывом с 08.12.08 г. по 15.12.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО Страховая медицинская компания "СОЧИ-ГАРАНТ" является правопреемником ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ", зарегистрированного на основании постановления администрации Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 19.02.92 г. N 65, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года от 26.11.02 г. (серия 23 N 002950270).
Деятельность общества, согласно п. 2.1. Устава, включает проведение обязательного медицинского страхования, возмещение затрат лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений по оказанию медицинских и других услуг застрахованным гражданам, осуществление вневедомственной экспертизы контроля объемов и качества медицинских услуг, предоставляемых застрахованным по договорам медицинского страхования.
Лицензия на осуществление обязательного медицинского страхования выдана Министерством финансов Российской Федерации - А 386133 от 07.06.02 г., регистрационный N 2252 от 28.12.94 г., действует на территории Краснодарского края.
На момент рассмотрения дела, ответчик деятельность по осуществлению медицинского страхования прекратил.
01.04.2004 г. между Краснодарским территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" (страховщик) заключен договор N 04-07 (т. 1. л.д. 135) о финансировании деятельности страховщика по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан. За проверяемый период ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" осуществляла обязательное медицинское страхование на территории восьми муниципальных образований: в городах Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Туапсе, Туапсинском, Темрюкском, Приморско-Ахтарском районах.
В соответствии с п. 1 договора Фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика по заключенным договорам обязательного медицинского страхования граждан. Страховщик принимает на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
В соответствии с п. 2 договора Фонд обязуется на основании заключенных Страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан перечислять Страховщику финансовые средства по утвержденным Правлением Фонда дифференцированным подушевым нормативам до 25 числа каждого месяца, при наличии финансовых средств у Фонда.
Согласно п. 8 договора страховщик оплачивает по согласованным в установленном порядке тарифам медицинские услуги, предусмотренные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Согласно п. 9 указанного договора страховщик осуществляет контроль объема, сроков и качества медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам.
В соответствии с п. 10 договора страховщик формирует из полученных от Фонда финансовых средств на основании утвержденных Фондом единых нормативов: -резерв оплаты медицинских услуг; -запасной резерв в размере 5% полученных средств, но не более 30 дневного запаса средств на оплату медицинской помощи; - средства на ведение дела в размере 1,7% полученных средств.
В пункте 27 договора указано, что использование средств обязательного медицинского страхования для проведения финансовых операций по добровольному медицинскому страхованию, а также по финансово-хозяйственной деятельности страховщика не допускается.
Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в мае 2005 г. провел проверку финансово-хозяйственной деятельности ЗАО СМК "СОЧИ-ГАРАНТ" за период апрель - декабрь 2004 г., январь - март 2005 г. В ходе проверки было установлено, что страховая компания в результате проведенного экспертного контроля качества медицинской помощи отклонила от оплаты счета лечебно-профилактических учреждений за пролеченных больных. Основанием для отклонения послужили результаты экспертной оценки качества медицинской помощи в медицинских учреждениях в отчетном периоде, с которыми страховая компания заключила договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Экспертиза проводилась страховой компанией в порядке раздела 5 договоров, по результатам экспертизы страховой компанией составлены акты экспертной оценки качества медицинской помощи. Основанием для отклонения счетов к оплате послужили выявленные в результате проверки нарушения, допущенные медицинскими учреждениями, такие как повторное включение в счет одной и той же медицинской услуги, дефекты оформления медицинской документации, препятствующие проведению экспертизы объема и качества медицинской помощи, отсутствие без уважительных причин медицинской документации, подтверждающей факт оказания медицинских услуг, наличие осложнений у больных, связанных с некачественной работой ЛПУ и другие.
В ходе проверки установлено, что за периоды январь - сентябрь 2004 г. сумма средств, подлежащая удержанию по счетам за пролеченных застрахованных граждан, согласно актам экспертизы качества медицинской помощи, по методу начисления составляет 6 326 337 руб. 19 коп.
В заключении указано, что ЗАО СМК "Сочи-Гарант" в нарушение Временного положения по формированию и использованию резервов и на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование граждан на территории Краснодарского края" от 16.03.04 г. перечислило средства, удержанные с ЛПУ в размере 6 968 342 руб. 44 коп. с расчетного счета ОМС в виде прочих расходов на счет по учету средств для хозяйственной деятельности СМК, что является нецелевым использованием.
В соответствии с указанным Временным положением после уплаты налогов на прибыль, 10% от оставшейся суммы должны были быть направлены страховой компанией на ведение дела, а 90% от суммы подлежали перечислению в лечебно-профилактические учреждения.
По результатам проверки заявителем составлен Акт N 5-СД от 14.05.05 г., согласно которому руководству страховой компании предложено принять меры по восстановлению на счет по учету средств обязательного медицинского страхования в размере 4 781 851,21 руб. (за вычетом налога на прибыль).
В связи с отказом страховой компанией восстановить указанную сумму на счете, истцом заявлен настоящий иск.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 27 указанного Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Из материалов дела следует, что согласно п. 6.1. представленных в материалы дела договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 01.07.2004 г., N 24-04-С-ЛПГТ, от 01.07.2004 г. N 13-04-С-ЛПП, от 01.07.2004 г. N 08-04-С-ЛПП, заключенными страховой компанией с медицинскими учреждениями, предусмотрена ответственность за оказание застрахованным гражданам медицинских услуг ненадлежащего объема и качества в виде не возмещения понесенных затрат на величину, определенную актами в соответствии с Положением о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края.
В материалы дела представлены акты экспертной оценки качества медицинской помощи, составленные по результатам проведенных проверок, N 270/С-08, N 262/С-08, N 268/С-08, на примере которых подтверждается применение экономических санкций по фактам выявленных дефектов ЛПУ в соответствии с "Перечнем нарушений условий договоров и уменьшения оплаты медицинских услуг", утвержденного 04.06.2004 г.
Ответчиком с суммы средств, оставшихся от неоплаты медицинских услуг уплачен налог на прибыль. Требования заявлены истцом с учетом подлежащих уплате ответчиком налогов.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. При этом внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ и с учетом положений главы 25 "Налог на прибыль организаций".
Пункт 3 статьи 250 НК РФ указывает, что внереализационными доходами налогоплательщика являются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В силу п. 1 ст. 293 НК РФ к доходам страховой организации, кроме предусмотренных ст. ст. 249, 250 НК РФ, относятся также доходы от страховой деятельности. Согласно и п. п. 8 п. 2 ст. 293 НК РФ суммы санкций за неисполнение договоров страхования, признанные должником добровольно или по решению суда также относятся к доходам страховой организации. Согласно представленным в материалы дела актам экспертной оценки качества медицинской помощи, подписанными должностными лицами медицинских учреждений, последние добровольно согласились с применением финансовых санкций за ненадлежащее оказание медицинских услуг.
Из вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что денежные средства, полученные от применения финансовых санкций, являются доходом страховой медицинской компании.
Согласно п. 8 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 г. N 1018 страховые резервы медицинских страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, оставшиеся в распоряжении страховой организации суммы в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи нельзя признать средствами фонда, поскольку после уплаты налога на прибыль становятся доходом страховой компании.
Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с "Временным положением по формированию и использованию резервов и на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющие обязательное медицинское страхование граждан на территории Краснодарского края" от 16.03.2004 г. после уплаты налогов, денежные средства в размере 10% должны быть направлены на ведение дела Страховой компании и 90% -подлежат перечислению в ЛПУ.
Однако, заявитель не учитывает, что при уплате налога на прибыль, как это предусмотрено во Временном положении, меняется правовая природа оставшихся в распоряжении страховой компании денежных средств. Оставшиеся денежные средства являются прибылью организации и соответственно, не могут считаться средствами, полученными от фонда. Поскольку в спорный период указанное противоречие Временного положения не устранено, суд обоснованно руководствуется действующим налоговым законодательством при определении природы полученных ответчиком денежных средств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства. Между сторонами разрешен спор по иску ЗАО СМК "Сочи-Гарант" о признании недействительным предписания исполнительной дирекции Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе внеплановой проверки за первое полугодие 2006 г. от 22.08.06 г. N 34561. (Дело N А32-23310/06-11/459). Согласно предписанию Фонда, ответчику было указание о восстановлении в полном объеме на счет страховой медицинской компании по учету средств обязательного медицинского страхования 2 001 761, использованных в уплату налога на прибыль, произвести перерасчет страховых резервов за первое полугодие 2006 г., страховой медицинской компании формировать страховые резервы согласно договору от 02.02.05 г. N 9-07. Постановлением суда кассационной инстанции ФАС СКО от 20.03.07 г. по указанному делу исковые требования истца удовлетворены. При этом, кассационный суд определил правовую природу полученных страховой компанией денежных средств, оставшихся в распоряжении в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам качества медицинской помощи как доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии со ст. 250, 293 НК РФ и указал о правомерности уплаты с указанных средств налога на прибыль. Также судом установлено, что средства, оставшиеся в распоряжении страховой организации в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи не являются средствами, полученными от Фонда.
Таким образом, вопрос правомерности использования страховой компанией средств, оставшихся в распоряжении страховой организации в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи был предметом исследования судом и ему дана оценка.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод Фонда о выраженном согласии ответчика с доводами Фонда путем подписанием акта проверки N 5-СД от 14.05.05 г., а также путем подписания графика восстановления средств в резерве оплаты медицинских услуг, поскольку на момент рассмотрении данного дела в арбитражном суде заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Судом в полном объеме выяснены обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции оснований для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.08 г. по делу N А32-6224/2008-5/80 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)