Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Бравова М.С. (доверенность от 25.03.2013 N 03-14/04085), от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Матвиенко А.А. (доверенность от 08.02.2013 N 07-12/4), от сельскохозяйственного производственного кооператива "Шелковка" Крылова А.Ю. (доверенность от 08.11.2012 б/н), Арутюнян И.Р. (выписка из протокола от 30.10.2010 N 3), рассмотрев 22.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2012 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-14562/2011,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Шелковка", место нахождения: г. Кимры, Березовая ул., д. 11, ОГРН: 1026901671301 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области, место нахождения: 171506, г. Кимры, ул. Кирова, д. 8 (далее - Инспекция), от 09.06.2011 N 11-08/238/13847404.
Решением от 14.08.2012 требования заявителя удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции относительно доначисления 260 549 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Постановлением апелляционного суда от 09.01.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 14.08.2012 и постановление от 09.01.2013 отменить в части признания недействительным решения Инспекции, в отношении указанной части принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 не являются землями лесного фонда, поскольку согласно данным государственного кадастра недвижимости относятся к землям сельскохозяйственного назначения и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Кооператива.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление ФНС), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная государственная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Агентство), Территориальное управление Росимущества по Тверской области (далее - Территориальное Управление), Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
В отзыве Кооператив просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В отзыве Управление ФНС поддерживает позицию Инспекции.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления ФНС поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Кооператива возражали против ее удовлетворения.
Управление Росреестра, Учреждение, Агентство, Территориальное Управление, Министерство надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной Кооперативом.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении Кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.06.2011 N 11-08/238/13847404, которым заявителю доначислено 304 222 руб. земельного налога, начислено 10 414 руб. 53 коп. пеней и 60 844 руб. 40 коп. штрафа.
Управление ФНС решением от 07.11.2011 N 11-11/317 решение Инспекции оставило без изменения.
Кооператив оспорил решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования заявителя, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 не подлежат налогообложению на основании пункта 4 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисление Инспекцией земельного налога в данном случае является неправомерным; только земельный участок с кадастровым номером 69:14:0000022:40 кадастровой стоимостью 17 586 836 руб. 35 коп. подлежит налогообложению.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что совокупность имеющихся в деле доказательств подтверждает, что Кооператив в проверяемом периоде не являлся фактическим правообладателем и пользователем спорных земельных участков.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инспекция в результате камеральной налоговой проверки Кооператива пришла к выводу, что последний не включил в налоговую базу по земельному налогу за 2010 год кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80, находящихся у налогоплательщика на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что указанные земельные участки в спорный период относились к землям лесного фонда, в связи с чем не являлись объектами обложения земельным налогом.
Податель жалобы не согласен с выводом судов, поскольку в соответствии с данными государственного кадастра земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 относятся к землям сельскохозяйственного назначения и их правообладателем является Кооператив.
Суд кассационной инстанции считает этот довод несостоятельным по следующим основаниям.
В материалах дела содержатся: распоряжение администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра (том дела 3, лист 10), согласно которому земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 69 853га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли Кооператива площадью 3772га, переведены в земли лесного фонда; свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 69-АБ 223479, которым подтверждается факт регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, включающий в себя леса, ранее находившиеся во владении Кооператива (том дела 3, лист 17); план лесного участка и его описание, прилагаемые к названному свидетельству (том дела 3, листы 22 - 30).
Описание лесного участка, составленное Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (том дела 3, листы 29 - 30), содержащее номера лесных кварталов и лесных выделов, площадь участков по выделам и таблица с обозначением кадастровых номеров спорных земельных участков, составленная Кооперативом на основе указанного описания (том дела 3, листы 137 - 138), подтверждают, что спорные земельные участки входят в состав лесного фонда.
Факт перевода спорных земельных участков в лесной фонд и переход права собственности на них к Российской Федерации подтвердил при рассмотрении дела в апелляционном суде и представитель Министерства.
Податель жалобы полагает, что составленная Кооперативом таблица, в которой указаны конкретные земельные участки и их кадастровые номера, переведенные в лесной фонд, является ненадлежащим доказательством, поскольку Кооператив не является уполномоченным и компетентным органом, определяющим границы, площадь и иные параметры земельных участков.
Этот довод несостоятелен, поскольку указанная таблица составлена Кооперативом не в результате самостоятельных землеизмерительных работ, а на основе сопоставления данных, содержащихся в описании лесного участка, изготовленном Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и сведений о спорных земельных участках, в частности об их размере, отраженных в дополнениях к инвентаризационной (оценочной) описи земельных участков кадастрового квартала 69:14:0000022 от 01.11.2007, предоставленных Учреждением, а также указанных в письме Управления Росреестра от 12.05.2012 N 13-06/6252-12 (том дела 2, листы 53 - 54).
Следовательно, данные для составления таблицы получены налогоплательщиком от компетентных лиц.
Кроме того, Инспекция не доказала недостоверность и ошибочность сведений, включенных налогоплательщиком в таблицу.
Перевод спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда подтвержден также письмом Управления Росреестра от 10.06.2011 N 12-12/7455-11 (том дела 1, листы 30 - 31)
Податель жалобы полагает, что имеющиеся в деле документы не подтверждают перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда, поскольку в государственном кадастре категория земельных участков не изменена.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей в спорный период) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон 122-ФЗ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2008 69-АБ 223479 лесному участку, перешедшему в собственность Российской Федерации, который ранее использовался Кооперативом, присвоен условный номер, и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая регистрационная запись.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, имеющего указание на общеобязательность содержащегося в нем толкования правовых норм и на необходимость его применения при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Таким образом, поскольку перевод земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда подтверждается распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра, отсутствие такой информации в государственном кадастре не свидетельствует о неосуществлении самого перевода земель.
Как указано в жалобе, суды первой и апелляционной инстанций не оценили того обстоятельства, что, несмотря на регистрацию права собственности Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на спорные земельные участки не прекращено.
Вопреки утверждению подателя жалобы, апелляционный суд оценил указанный довод и обоснованно пришел к выводу, что отсутствие регистрации прекращения прав Кооператива на спорные земельные участки в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о том, что он фактически обладал и пользовался этими участками в проверяемом периоде.
Инспекция не опровергла фактического неиспользования Кооперативом в 2010 году спорных земельных участков, не представила доказательств переоформления Кооперативом своего права на них в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 201-ФЗ. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки от 04.07.2008 N 69АБ223479 отсутствуют сведения о регистрации каких-либо ограничений (обременений) данного права.
Более того, суд кассационной инстанции полагает, что указанный довод жалобы не имеет правового значения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Поскольку, как правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2010 году спорные земельные участки относились к землям лесного фонда, то в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ отсутствует объект обложения земельным налогом.
Следовательно, наличие или отсутствие у Кооператива права постоянного (бессрочного) пользования на такие участки, не влечет возникновения объекта налогообложения и обязанности данного лица уплатить земельный налог.
Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по делу N А66-14562/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А66-14562/2011
Разделы:Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А66-14562/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Бравова М.С. (доверенность от 25.03.2013 N 03-14/04085), от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Матвиенко А.А. (доверенность от 08.02.2013 N 07-12/4), от сельскохозяйственного производственного кооператива "Шелковка" Крылова А.Ю. (доверенность от 08.11.2012 б/н), Арутюнян И.Р. (выписка из протокола от 30.10.2010 N 3), рассмотрев 22.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2012 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-14562/2011,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Шелковка", место нахождения: г. Кимры, Березовая ул., д. 11, ОГРН: 1026901671301 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области, место нахождения: 171506, г. Кимры, ул. Кирова, д. 8 (далее - Инспекция), от 09.06.2011 N 11-08/238/13847404.
Решением от 14.08.2012 требования заявителя удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции относительно доначисления 260 549 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Постановлением апелляционного суда от 09.01.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 14.08.2012 и постановление от 09.01.2013 отменить в части признания недействительным решения Инспекции, в отношении указанной части принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 не являются землями лесного фонда, поскольку согласно данным государственного кадастра недвижимости относятся к землям сельскохозяйственного назначения и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Кооператива.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление ФНС), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная государственная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Агентство), Территориальное управление Росимущества по Тверской области (далее - Территориальное Управление), Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
В отзыве Кооператив просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В отзыве Управление ФНС поддерживает позицию Инспекции.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления ФНС поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Кооператива возражали против ее удовлетворения.
Управление Росреестра, Учреждение, Агентство, Территориальное Управление, Министерство надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной Кооперативом.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении Кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.06.2011 N 11-08/238/13847404, которым заявителю доначислено 304 222 руб. земельного налога, начислено 10 414 руб. 53 коп. пеней и 60 844 руб. 40 коп. штрафа.
Управление ФНС решением от 07.11.2011 N 11-11/317 решение Инспекции оставило без изменения.
Кооператив оспорил решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования заявителя, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 не подлежат налогообложению на основании пункта 4 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начисление Инспекцией земельного налога в данном случае является неправомерным; только земельный участок с кадастровым номером 69:14:0000022:40 кадастровой стоимостью 17 586 836 руб. 35 коп. подлежит налогообложению.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что совокупность имеющихся в деле доказательств подтверждает, что Кооператив в проверяемом периоде не являлся фактическим правообладателем и пользователем спорных земельных участков.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инспекция в результате камеральной налоговой проверки Кооператива пришла к выводу, что последний не включил в налоговую базу по земельному налогу за 2010 год кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80, находящихся у налогоплательщика на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что указанные земельные участки в спорный период относились к землям лесного фонда, в связи с чем не являлись объектами обложения земельным налогом.
Податель жалобы не согласен с выводом судов, поскольку в соответствии с данными государственного кадастра земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 относятся к землям сельскохозяйственного назначения и их правообладателем является Кооператив.
Суд кассационной инстанции считает этот довод несостоятельным по следующим основаниям.
В материалах дела содержатся: распоряжение администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра (том дела 3, лист 10), согласно которому земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 69 853га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли Кооператива площадью 3772га, переведены в земли лесного фонда; свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 69-АБ 223479, которым подтверждается факт регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, включающий в себя леса, ранее находившиеся во владении Кооператива (том дела 3, лист 17); план лесного участка и его описание, прилагаемые к названному свидетельству (том дела 3, листы 22 - 30).
Описание лесного участка, составленное Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (том дела 3, листы 29 - 30), содержащее номера лесных кварталов и лесных выделов, площадь участков по выделам и таблица с обозначением кадастровых номеров спорных земельных участков, составленная Кооперативом на основе указанного описания (том дела 3, листы 137 - 138), подтверждают, что спорные земельные участки входят в состав лесного фонда.
Факт перевода спорных земельных участков в лесной фонд и переход права собственности на них к Российской Федерации подтвердил при рассмотрении дела в апелляционном суде и представитель Министерства.
Податель жалобы полагает, что составленная Кооперативом таблица, в которой указаны конкретные земельные участки и их кадастровые номера, переведенные в лесной фонд, является ненадлежащим доказательством, поскольку Кооператив не является уполномоченным и компетентным органом, определяющим границы, площадь и иные параметры земельных участков.
Этот довод несостоятелен, поскольку указанная таблица составлена Кооперативом не в результате самостоятельных землеизмерительных работ, а на основе сопоставления данных, содержащихся в описании лесного участка, изготовленном Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и сведений о спорных земельных участках, в частности об их размере, отраженных в дополнениях к инвентаризационной (оценочной) описи земельных участков кадастрового квартала 69:14:0000022 от 01.11.2007, предоставленных Учреждением, а также указанных в письме Управления Росреестра от 12.05.2012 N 13-06/6252-12 (том дела 2, листы 53 - 54).
Следовательно, данные для составления таблицы получены налогоплательщиком от компетентных лиц.
Кроме того, Инспекция не доказала недостоверность и ошибочность сведений, включенных налогоплательщиком в таблицу.
Перевод спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда подтвержден также письмом Управления Росреестра от 10.06.2011 N 12-12/7455-11 (том дела 1, листы 30 - 31)
Податель жалобы полагает, что имеющиеся в деле документы не подтверждают перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда, поскольку в государственном кадастре категория земельных участков не изменена.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей в спорный период) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон 122-ФЗ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2008 69-АБ 223479 лесному участку, перешедшему в собственность Российской Федерации, который ранее использовался Кооперативом, присвоен условный номер, и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая регистрационная запись.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, имеющего указание на общеобязательность содержащегося в нем толкования правовых норм и на необходимость его применения при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Таким образом, поскольку перевод земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда подтверждается распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра, отсутствие такой информации в государственном кадастре не свидетельствует о неосуществлении самого перевода земель.
Как указано в жалобе, суды первой и апелляционной инстанций не оценили того обстоятельства, что, несмотря на регистрацию права собственности Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на спорные земельные участки не прекращено.
Вопреки утверждению подателя жалобы, апелляционный суд оценил указанный довод и обоснованно пришел к выводу, что отсутствие регистрации прекращения прав Кооператива на спорные земельные участки в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о том, что он фактически обладал и пользовался этими участками в проверяемом периоде.
Инспекция не опровергла фактического неиспользования Кооперативом в 2010 году спорных земельных участков, не представила доказательств переоформления Кооперативом своего права на них в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 201-ФЗ. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки от 04.07.2008 N 69АБ223479 отсутствуют сведения о регистрации каких-либо ограничений (обременений) данного права.
Более того, суд кассационной инстанции полагает, что указанный довод жалобы не имеет правового значения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Поскольку, как правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2010 году спорные земельные участки относились к землям лесного фонда, то в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ отсутствует объект обложения земельным налогом.
Следовательно, наличие или отсутствие у Кооператива права постоянного (бессрочного) пользования на такие участки, не влечет возникновения объекта налогообложения и обязанности данного лица уплатить земельный налог.
Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 по делу N А66-14562/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)