Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-7772/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А55-7772/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Черкасова Е.Г., доверенность от 28.12.2012 г. N 12-9365,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - Вершинина А.Н, доверенность от 25.01.2013 г.,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 ноября 2012 года по делу N А55-7772/2011 (судья Стенина А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича, Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области, г. Самара,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кальченко Сергей Анатольевич (далее - заявитель, ИП Кальченко С.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Самарской области) от 02.04.2011 г. N 63-00-119/11-44850 и об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и внести изменения в характеристики земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151, с кадастровым номером 63:09:0302051:733, указав кадастровую стоимость 3 549 000 руб.
Определением суда от 27.05.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия городского округа Тольятти.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2011 г., оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 05.12.2011 г., в удовлетворении заявленных ИП Кальченко С.А. требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2011 г., и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в соответствии с правилами п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При новом рассмотрении дела представитель заявителя уточнил заявленные требования и просит изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151, с кадастровым номером 63:09:0302051:733, определить его кадастровую стоимость посредством указания его рыночной стоимости в размере 3 549 000 руб. и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151, с кадастровым номером 63:09:0302051:733, в размере 3 549 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом приняты уточненные требования.
Решением суда первой инстанции от 06 ноября 2012 года заявление ИП Кальченко С.А. удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
Из материалов дела следует, что Предприниматель на основании договора купли-продажи от 03.09.2009 г. является собственником земельного участка площадью 9602 кв. м с кадастровым номером 63:09:0302051:733, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151, строение 17, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2009 г. серии 63-АД N 193391.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06.04.2011 г. N 63-00-102/11-62181 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 14 293 537,20 руб.
На основании договора на оказание оценочных услуг от 21.10.2010 г. N 505-10И заявитель провел оценку принадлежащего ему земельного участка.
Согласно отчету об оценке 22.10.2010 г. N 505-4-10И, выполненному ООО "Институт независимой оценки", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 21.10.2010 г. составляет 3 549 000 руб.
05.03.2011 г. Предприниматель, ссылаясь на указанный отчет, обратился в ФГУ "ЗКП" по Самарской области с заявлением об учете изменений земельного участка в части кадастровой стоимости.
Решением от 02.04.2011 г. N 63-00-119/11-44850 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета со ссылкой на то, что в соответствии со статьями 7, 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании информационного взаимодействия.
Согласно ст. 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Реализуя свое право, установленное ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, по смыслу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Однако в силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения указанные нормы не распространяются, и Предприниматель воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Между тем п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 указано, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как указано выше, согласно отчету об оценке 22.10.2010 г. N 505-4-10И, выполненному ООО "Институт независимой оценки", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 21.10.2010 г. составляет 3 549 000 руб.
Результаты оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:733, содержащиеся в отчете от 22.10.2010 г. N 505-4-10И, в установленном законом порядке не оспорены.
Оценив представленные в материалы доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.
Доказательств обратного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено, обоснованность произведенной рыночной стоимости земельного участка не опровергнута.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Доводы, приведенные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 ноября 2012 года по делу N А55-7772/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)