Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2013 N 05АП-914/2013 ПО ДЕЛУ N А24-4148/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. N 05АП-914/2013

Дело N А24-4148/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Артель Старателей "Камчатка",
апелляционное производство N 05АП-914/2013
на решение от 05.12.2012
судьи Е.В. Вертопраховой
по делу N А24-4148/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Артель Старателей "Камчатка" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 30.03.2012 N 14-16/05084
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Артель старателей "Камчатка": Сычинский Р.О., доверенность N 01/08 от 18.02.2013, сроком на один год;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю: Нестеренко М.С., доверенность N 04-157 от 14.01.2013, сроком до 31.12.2013; Распопова Л.В. - начальник отдела, доверенность N 04-151 от 29.12.2012, сроком до 31.12.2013.

установил:

Закрытое акционерное общество "Артель старателей "Камчатка" (далее - ЗАО "Артель старателей "Камчатка", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Камчатскому краю, межрайонная инспекция, налоговый орган, ответчик) от 30.03.2012 N 14-16/05084 в части пунктов 1, 2 таблицы 1 резолютивной части решения, пунктов 1, 2, 6 таблицы 2 резолютивной части решения, пунктов 1 - 6 таблицы 3.1 резолютивной части решения.
Решением суда от 05.12.2012 в удовлетворении требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа по доначислению налога на прибыль, общество просит судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельства дела.
Апелляционная жалоба ЗАО "Артель старателей "Камчатка" мотивирована тем, что общество является многопрофильным юридическим лицом, в связи с чем бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность составляется и предоставляется в целом по предприятию, подразделения общества своих балансов не имеют и самостоятельно отчетность не сдают.
Одним из структурных подразделений общества является филиал, расположенный в п. Нижняя Хобза, перепрофилированный в базу отдыха для сотрудников предприятия и их семей.
В настоящее время база отдыха прием отдыхающих не производит, поскольку по мере возможности на указанной базе проводятся ремонтные работы, ориентированные на улучшение сервисных условий и дальнейшее использование базы в предпринимательской деятельности для оказания услуг в сфере организации отдыха и туризма, как сотрудникам общества, так и третьим лицам.
При этом расходы на ремонт основных средств, текущее содержание и охрану базы отдыха ЗАО "Артель старателей Камчатка" относит на прочие расходы и признает их для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были произведены, в размерах фактических затрат, что соответствует требованиям статей 260, 264 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод суда о том, что расходы по содержанию базы отдыха в проверяемом периоде не направлены на получение дохода не соответствует действительности, поскольку все расходы, понесенные обществом на ремонт и содержание базы Лоо, ориентированы на дальнейшее использование базы в предпринимательской деятельности.
Общество также отмечает, что расходы по содержанию базы включают в себя как амортизационные отчисления, так и платежи за аренду земли, зарплату сторожей, налоги.
Таким образом, по мнению общество, налоговый орган в ходе проверки не представил достоверных и достаточных доказательств завышения обществом расходов на содержание и ремонт базы Лоо, в связи с чем доначисление налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представители налогового органа на доводы апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просили решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 20.02.2013 по 27.02.2013, после окончания которого судебное заседание было продолжено в отсутствие представителей сторон.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба подана только на часть судебного акта и возражения по проверке только части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Из материалов дела коллегией установлено.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю с 09.12.2011 по 03.02.2012 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Артель старателей "Камчатка" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и своевременности перечисления по всем налогам и сборам за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что общество не правомерно учитывало расходы по содержанию базы отдыха Лоо в 2008-2010 годах в сумме 9.940.999 руб. в целях налогообложения прибыли, поскольку в спорном периоде общество не использовало базу отдыха и не получало доходов от ее использования, в связи с чем данные расходы не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. Кроме того, расходы общества по содержанию базы Лоо не направлены на получение дохода, следовательно, расходы, связанные с содержанием базы Лоо, необоснованно включены в расходы, связанные с производством и реализацией.
Нарушения, выявленные в ходе проверки, а также выводы инспекции зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 27.02.2012 N 14-16/03.
По результатам рассмотрения акта и возражений общества от 27.03.2012 налоговый орган 30.03.2012 вынес решение N 14-16/05084 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с котором ЗАО "Артель старателей Камчатка" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы за 2009-2010 годы, в виде штрафа в общей сумме 246.216 руб.; по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 7.646 руб.
Этим же решением обществу предложено уплатить доначисленные к уплате налог на прибыль за 2008 - 2010 годы в общей сумме 2.166.737 руб.; сбор за пользование объектами ВБР за 2008 год в сумме 392.000 руб.; удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 38.232 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль за 2008 - 2010 годы в размере 476.870 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 113.105 руб., пени по ЕСН ФБ (налоговый вычет) в размере 10.128 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в размере 22.051 руб., пени за несвоевременную уплату сбора за пользование объектами ВБР в размере 29.095 руб. (общий размер пени - 651.249 руб.); а также предложено уплатить излишне возмещенную сумму налога на добавленную стоимость в бюджет за 4 квартал 2009 года и 3 квартал 2010 года в размере 45.020 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в вышестоящем налоговом органе.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 15.06.2012 N 06-17/04624 апелляционная жалоба общества удовлетворена частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 30.03.2012 N 14-16/05084 изменено, а именно: исключены абзацы 9, 10 страницы 9 мотивировочной части решения; исключен штраф, доначисленный по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом, в сумме 7.646 руб.; исключены суммы доначисленных по состоянию на 30.03.2012 пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 113.105 руб. и по налогу на доходы физических лиц в сумме 22.051 руб.; исключена сумма доначисленного к уплате налога на доходы физических лиц в размере 38.232 руб.; исключено предложение уплатить излишне возмещенную сумму налога на добавленную стоимость в бюджет за 4 квартал 2009 и 3 квартал 2010 года в размере 45.020 руб. В остальной части решение межрайонной инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись частично с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 30.03.2012 N 14-16/05084, ЗАО "Артель старателей "Камчатка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в силу статьи 247 НК РФ признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с правилами, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ.
Согласно подпункту 13 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности заявителя является добыча драгоценных металлов, при этом, в своем составе общество имеет обособленное подразделение базу отдыха Лоо, расположенную в п. Нижняя Хобза, учитываемую на счете 01 "Основные средства" и зарегистрированную 08.12.1999 в налоговом органе, где ЗАО "Артель старателей "Камчатка" состоит на налоговом учете по месту нахождения на территории своего обособленного подразделения.
Согласно пояснениям представителя общества, изначально база Лоо, расположенная в п. Нижняя Хобза, использовалась как производственная база для осуществления строительных работ, затем была перепрофилирована в базу отдыха и использовалась для реабилитации в межсезонье работников ЗАО "Артель старателей "Камчатка" и их семей, в настоящее время на базе отдыха проводится ремонт с целью улучшения сервисных условий для дальнейшего использования данной базы в деятельности общества по оказанию услуг в сфере отдыха и туризма, как собственным работникам, так и третьим лицам.
Поскольку в спорные налоговые периоды деятельность на базе отдыха Лоо не велась, доходов от деятельности базы налогоплательщик не получал, то есть база отдыха обществом для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, не использовалась, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что произведенные затраты не соответствуют критериям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из данных бухгалтерского учета и учетной политики организации за 2008-2010 годы следует, что расходы по содержанию базы Лоо аккумулированы на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а затем списаны на счет 90.2 "Себестоимость продаж" в сумме 9.940.999 руб., в том числе: затраты базы по счету 10 "Материалы" в 2008 году - 738.268 руб., в 2009 году - 696.144 руб., в 2010 году - 1.039.179 руб.; амортизация - в 2008 году - 134.114 руб., в 2009 году - 250.060 руб., в 2010 году - 130.966 руб.; коммунальные платежи - в 2008 году - 124.655 руб., в 2009 году - 81.531 руб., в 2010 году - 97.477 руб.; прочие расходы (аренда земли) - в 2008 году - 884.882 руб., в 2009 году - 290.549 руб., в 2010 году - 258.477 руб.; заработная плата работников (Бойченко, Болотин, Владимов, Дутчак, Колесникова, Крыжанивский, Мирошников, Семенюк) - в 2008 году - 1.568.609 руб., в 2009 году - 1.317.569 руб., в 2010 году - 1.252.471 руб.; отчисления ЕСН - в 2008 году - 407.838 руб., в 2009 году - 342.568 руб., в 2010 году - 325.642 руб.
При этом как следует из Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.
На данном счете могут быть отражены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации: жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения.
Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 14.11.2007 N 03-03-04/4/86 разъяснено, что к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся только те объекты, наличие которых не является необходимым условием для осуществления основной деятельности организации.
С учетом изложенных выше обстоятельств коллегия приходит к выводу, что база отдыха Лоо не является необходимым условием для осуществления основной деятельности организации, а затраты по ее содержанию общество несет на протяжении всего налогового периода, соответственно база отдыха является подразделением общества, осуществляющим свою деятельность с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, следовательно, понесенные расходы в целях налогообложения должны отражаться и учитываться в порядке статьи 275.1 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам в числе прочего относятся объекты социально-культурной сферы, в которые включены в т.ч. базы отдыха, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
В случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
- - если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
- - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
- - если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что прибыль от основной деятельности может быть направлена на погашение убытка, полученного от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, в настоящем случае базы отдыха, только в случае выполнения организацией условий, указанных в абзацах 6 - 8 статьи 275.1 НК РФ.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то убыток, полученный от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, организация вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет и направить на его погашение только ту прибыль, которая получена по деятельности, связанной с использованием указанных объектом (абзац 9 статьи 275.1 НК РФ).
При этом на налогоплательщике лежит обязанность доказать соблюдение условий, установленных абзацами 6 - 8 статьи 275.1 НК РФ, путем представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своего права по признанию полученного убытка.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 7841/08 по делу N А60-13433/2007-С6.
Обществом не представлено доказательств наличия у него оснований и соблюдения им условий отнесения сумм убытка, полученного от содержания базы отдыха, предусмотренных статьей 275.1 НК РФ. При этом в нарушение указанной статьи отдельный налоговый учет по объекту база отдыха Лоо, предприятием не велся.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу, что убытки общества в сумме 9.940.999 руб., понесенные в 2008-2010 годах от содержания базы отдыха Лоо включены ЗАО "Артель старателей "Камчатка" в уменьшение расходов, полученных от основного вида деятельности, неправомерно, в связи с чем налоговый орган обоснованно доначислил обществу налог на прибыль за 2008-2010 годы в сумме 2.166.737 руб., соответствующие данной сумме налога пени 476.870 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 487.502 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегией во внимание не принимаются как основанные на неверной трактовке налогового законодательства и не могут служить основаниями для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, у коллегии не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1.000 рублей для юридических лиц.
В связи с чем излишне уплаченная ЗАО "Артель Старателей "Камчатка" при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 680 от 24.12.2012 госпошлина в сумме 1.000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2012 по делу N А24-4148/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Артель Старателей "Камчатка" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения N 680 от 24.12.2012 госпошлину в сумме 1.000 руб.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
В.В.РУБАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)